Поддержка детской инициативы
презентация к уроку (старшая группа)
Задача современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поддержка детской инициативы | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача современной системы образования – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребёнка Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе
В разделе 1 «Общие положения (п.1.4.) принцип «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» выделен в качестве одного из основных принципов дошкольного образования . В разделе II «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму» (пункт 2.11.2) указывается, что «в содержательном разделе Программы должны быть представлены … способы и направления поддержки детской инициативы». В разделе III «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (пункт 3.2.1.) в качестве одного из психолого-педагогических условий, которые должны быть обеспечены для успешной реализации Программы, вновь называется «поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности». В разделе IV «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» (пункт 4.6): «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия (ФОП ДО п.25.4 ) Поддерживать интерес к окружающему миру; Поддерживать, одобрять, хвалить за проявление детской инициативы в течение всего дня; Создавать условия для развития произвольности в деятельности; Поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности; Внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей; Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка.
Способы и приемы поддержки детской инициативы (ФОП п.25.8 ) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач Создание творческих ситуаций Особое внимание обогащению РППС Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет Акцент на освоении ребёнком в разных видах деятельности универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания
Инициативность и самостоятельность ребенка как целевой ориентир Требования к результатам необходимо сформулировать, поскольку каждый уровень образования, как и всякий процесс, должен иметь определенный результат Жестко определить качества, знания или способности 6-7-летних детей совершенно невозможно В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации», зафиксировано положение о том, что результаты дошкольного образования «не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников»
Детская самостоятельность и инициативность – основа развития ребёнка дошкольного возраста. Целевые ориентиры дошкольного образования – это социальные и психологические характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых выделяется инициативность и самостоятельность Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека
Инициативный ребенок дошкольного возраста – что это значит? В младшем дошкольном возрасте (3–5 лет) инициативность проявляется в выборе тематики игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет), инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др .
I I ЭТАП- ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ II ЭТАП- ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЯ III ЭТАП- ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УМЕНИЯ В НОВОЙ СИТУАЦИИ
ПОКАЗАТЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей; умение ставить цель деятельности; осуществление элементарного планирования деятельности; реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ инициативность целеустремленность самоорганизация и самоконтроль
ДЛЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕРНО: произвольность поведения; развитая эмоционально - волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность ; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.
ИНИЦИАТИВНОСТЬ РЕБЕНКА побуждающий мотив к новой деятельности принятие ребёнком самостоятельных решений руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях ИНИЦИАТИВНОСТЬ РЕБЕНКА
творческая инициатива инициатива, как целеполагание и волевое усилие коммуникативная инициатива познавательная инициати в Виды и направления детской инициативы
Игровая деятельность Самоорганизованная деятельность самостоятельной деятельности Дидактическая игра Игровые развивающие технологии Продуктивные виды деятельности Игровые развивающие технологии Метод «проектов». Трудовая деятельность Создание и обновление РППС Развитие коммуникативных качеств. Познавательно - исследовательская деятельность
Приемы поддержки детской инициативы Ситуация успеха Прием «Три варианта» «Мастер- классы» Коллекционирование со смыслом и действием Образно‐смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей Игры, игровые приемы, игровые материалы Моделирование Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств Эксперимент Проблемное обучение Собственный пример Предвосхищающая положительная оценка Установки Игры‐представления «Ритуал планирования самостоятельной деятельности»
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициатив ности 1. Руководствоваться принципом целесообразности 2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно 3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий
Для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности необходимо 1 . Предоставление детям самостоятельности во всем 2. Обеспечение благоприятной атмосферы. 3. Отмечать и приветствовать минимальные успехи детей. 4. Поддержка интереса ребенка 5. Поощрение 6. Создавать для него все необходимые условия 7. Обогащение окружающей среды 8. Использование личного примера 9. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы 10.Планомерное обогащение жизненного опыта 11.Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, 12.Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей 13.Активизирующее общение взрослого с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий в детском саду для поддержки детской инициативы и речевого творчества»
Организация уголка речевого развития в группе....
Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.
Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...
Технология «Детский совет», как форма поддержки детской инициативы в совместном планировании образовательной деятельности
Деткий совет...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»
laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»
Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в анимационной студии «Анимашка» в р...
«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».
Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...