Взаимодействие с педагогами
консультация
Взаимодействие с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.docx | 20.79 КБ |
razvitie_zvukovoy_kultury_rechi_detey_vseh_vozrastnyh_grupp.docx | 19.94 КБ |
foneticheskaya_sistema_russkogo_yazyka.docx | 17.32 КБ |
soderzhanie_raboty_logopeda_i_vospitatelya.docx | 21.61 КБ |
pamyatka_po_zkr.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Игры и игровые моменты на занятиях по развитию речи»
Составила: Матвеева М. И.,
учитель-логопед
первой квалификационной категории
МАДОУ г. Нягани
«Детский сад №4 «Веснянка»
Значение игры в развитии речи ребёнка.
Одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой процесса формируются, развиваются на всём протяжении дошкольного детства. Громадное и особое место в жизни ребёнка-дошкольника занимает игра. Игры имеют большое значение в умственном воспитании детей. В своих работах многие педагоги выступают защитниками игры как формы обучения дошкольников. Например, А.С. Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
В литературе по дошкольной педагогике накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребёнка. Формирование личностных черт, развитие интеллекта и речи в игре происходит значительно быстрее и прочнее, чем при использовании только дидактических приёмов воспитания.
Играм в системе воспитания детей в дошкольном учреждении отводится одно из первых мест. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятиями, после утренних занятий, после дневного сна, до и после ужина. Кроме этого, игры широко используются и на занятиях, в том числе и на занятиях по развитию речи. В зависимости от цели, с которой они проводятся, игры можно подразделить на:
- подготовительные;
- игры, формирующие правильное звукопроизношение;
- словесные;
- сюжетно-ролевые.
Подготовительные игры предполагают подготовку органов артикуляционного аппарата к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте в этой группе игр стоят игры на развитие слуха.
Слух бывает биологический и речевой. Вначале формируется биологический, затем – речевой слух. Поэтому игры отбираются в строгой последовательности: в младшей группе проводятся игры на развитие слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их высоте, громкости, направлению. В средней группе проводятся игры на развитие речевого слуха, т.е. умения различать голоса людей, понимать смысл фразы. И только потом следует перейти к проведению игр на развитие фонематического слуха. Эти игры проводятся на занятиях по развитию речи в старшей и подготовительной к школе группах и имеют целью научить детей различать на слух составные части слова.
Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, чёткая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Работу по развитию артикуляционного аппарата воспитатели должны начинать в 1 младшей группе. Чтобы сделать эти упражнения нескучными, многие воспитатели и логопеды используют «Сказку о весёлом язычке». С помощью этой игры детей знакомят с речевыми органами, их расположением и возможностями.
К подготовительным можно также отнести игры на развитие дыхания и голоса, т.к. они необходимы в коррекционной работе при некоторых речевых нарушениях (дизартрия, ринолалия, логоневроз).
Игры на формирование правильного звукопроизношения включаются в занятия по звуковой культуре речи, начиная со второй младшей группы. Уже при знакомстве детей с гласными звуками можно использовать игры «Поезд» (звук У), «Жеребёнок» (звук И), «Кукла» (звук О), «Волк и козлёнок» (дифференциация звуков Ы-И). В старших группах игры на звукоподражание могут вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребёнком подготовительных игр и упражнений («Тишина», «Мухи в паутине», «Насос», «Цветы и пчёлки», «Что кому?», «Свистит-шипит», «Пчёлы и комары»).
Большое значение для развития мышления и речи ребёнка играют словесные игры. Игры без игрушек и картинок, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Все известны игры-потешки, созданные народом для обучения малышей родному слову: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и другие. Дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании в таких играх, как «Каравай», «Гуси-лебеди», «Краски», «Фанты» и другие.
Словесные игры для детей младшего дошкольного возраста в основном направлены на расширение словаря и воспитание правильного звукопроизношения. В старшем же дошкольном возрасте словесные игры используются для развития самостоятельности мышления.
Воспитатель в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной, и в то же время спокойной. Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребёнок видел лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждый ребёнок думал, что читают именно ему. Эмоциональная речь воспитателя вызывает у детей желание повторить за ним слова потешки, закончить строчку стихотворения.
В младших группах с целью развития речевой активности детей проводят игры «У медведя во бору», «На птичьем дворе», «Заинька», «Петушок». Дети средней группы более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек». У детей интенсивно развивается мышление и речь. Увеличивается словарный запас, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Например, объединять в одну группу овощи, цветы, деревья, игрушки и т.д. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются со знакомыми явлениями.
Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы, побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и действия с различными предметами. Он учит детей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки. Во всех видах игр поощряет активное речевое общение, что расширяет словарный запас и развивает связную речь. И в этой группе воспитатель продолжает руководить игрой, но роль ведущего всё чаще поручается ребёнку.
С этими целями можно проводить игры «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем» (расширение глагольного словаря), «Что нужно?» (классификация предметов по заданным признакам), «Карусель» (темп речи), «Кто в домике живёт?» (закрепление знаний о животных), «Что подарили Наташе?» (описание предмета).
У детей старшего дошкольного возраста интенсивно начинает развиваться словесное мышление. Детям 6-7 лет свойственна любознательность, наблюдательность. Интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, придумать начало рассказа или его конец, обобщить предметы по определённым признакам – вот что интересно детям этого возраста. Нужно дать им возможность удовлетворить этот интерес на занятиях по развитию речи.
При проведении словесных игр со старшими дошкольниками роль воспитателя меняется: он советует, помогает, поощряет находчивость, проводит индивидуальную работу с застенчивыми и медлительными детьми. Интересными в речевом отношении для детей этого возраста являются игры, в которых ребёнок даёт подробное описание предмета («Отгадай-ка», «Магазин», «Что это за птица?» и ряд других). Дети стараются назвать существенные признаки предмета, которые помогли бы отличить его от других предметов.
Способствуют активизации речи и мышления так же игры, в которых сравниваются различные предметы, находятся в них признаки сходства и различия. Это игры «Похож-не похож», «Кто живёт в лесу?» и т.п. Важно подвести ребёнка к пониманию того. Что сравнивать нужно предметы одной группы, например, животных, цветы, транспорт.
В процессе этих игр у ребёнка развивается связная, образная речь, воспитывается умение самостоятельно мыслить.
В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь, используя наблюдение за окружающим, литературные произведения, телепередачи, самостоятельно строить сюжет игры. Эта способность используется и развивается при проведении сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра воспитывает в детях комплекс качеств: умение прислушиваться к мнению окружающих, планировать свои действия, согласовывать их с действиями других участников игры. Так же сюжетно-ролевые игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка. В этих играх развиваются все компоненты речи: грамматика, лексика, связность. Именно поэтому их следует использовать на занятиях по развитию речи. При ознакомлении с профессиями можно провести игру «Поездка в автобусе», при ознакомлении с овощами, фруктами, мебелью, посудой уместна будет игра «Магазин» и т.д. Так как сюжетно-ролевая игра длится достаточно долго, можно провести всё занятие в виде сюжетно-ролевой игры, объединив все части занятия единым сюжетом. Можно поиграть в сюжетно-ролевую игру, ответствующую теме занятия, в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Другие же вышеперечисленные игры (на развитие голоса и дыхания, для формирования правильного звукопроизношения, словесные игры) рекомендуется вводить в канву занятия. Время их проведения не имеет значения. Можно начать занятие с небольшой игры для ознакомления с новым звуком («Кукла заболела», «Гуси-гуси» и т.д.). Можно небольшой сюжет ввести в середину занятия («К кукле Кате пришли гости»). Очень любят дети словесные игры с движениями. Такие игры можно использовать в качестве физминуток. Тогда они будут преследовать двоякую цель: развитие речи и физический отдых. Например, при ознакомлении со звуком Ш можно провести подвижную игру «Раздувайся, пузырь», а для дифференциации звуков Ш-Ф – игру «Лес шумит».
Таким образом, игра, являясь неотъемлемой частью жизни ребёнка, помогает взрослым обучить его тем умениям и навыкам, дать знания, которые помогут ему обучаться в школе и нужны будут во взрослой жизни.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Работа педагогов по развитию звуковой культуры речи детей всех возрастных групп»
Составила: Матвеева М. И.,
учитель-логопед
первой квалификационной категории
МАДОУ г. Нягани
«Детский сад №4 «Веснянка»
Понятие «звуковая культура речи» включает в себя:
- собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.);
- элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.);
- связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
- элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Составные компоненты звуковой культуры речи: речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован (он лишь незначительно отличается от речевого аппарата взрослых). Однако по функциям речевой аппарат ребёнка 3-4 лет кардинально отличаются от взрослого. Тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений детям недоступна, так как эти качества формируются постепенно.
Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Соответственно, каждому возрастному периоду присущи свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.
У детей младшего дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, соноров, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.
Эти особенности речи не являются патологическими. При правильном педагогическом воздействии они проходят бесследно.
К 6 годам все звуки родного языка должны выговариваться ребёнком правильно, он должен уметь пользоваться выразительными средствами языка.
Недостатки звуковой культуры речи в школьном возрасте неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, как следствие, он не успевает в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, т. к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогами и родителями. Формирование у детей правильного звукопроизношения, чёткой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Ведущая роль в этом процессе принадлежит логопеду. Однако занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в группе и дома.
Поэтому сегодня мы разберём с вами те методы и приёмы по воспитанию звуковой культуры речи, которые могут использовать воспитатели.
Начинаем мы работу по любому направлению с диагностики. В нашей программе «Развитие» предусмотрены диагностические занятия. Проведя диагностику в начале учебного года, вы узнаете, какие проблемы в звуковой культуре речи имеет каждый ребёнок.
Далее реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения доступных звуков, развитию слухового внимания и речевого слуха; в старшем возрасте – выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
- на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в занятия других специалистов, например, музыкальные (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения), физкультурные (упражнения с оречевлением или с активным выдохом);
- дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также могут использоваться педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты – поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр.
Для воспитания звуковой культуры речи приемлемы общепедагогические методы:
- дидактические игры («Чей домик?»);
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»);
- дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.).
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
- образец правильного произношения;
- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речевого аппарата;
- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ж-ж-ж – жужжит жук);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- обоснование необходимости выполнить задание педагога;
- индивидуальная мотивировка задания;
- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (повторение ребенком речи-образца);
- оценка ответа или действия и исправления;
- образная физкультурная пауза;
- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки;
- сочетание хорового повторения с индивидуальным (3-4 повторения). Например, воспитатель говорит: «У-у-у – сигналит паровоз. Скажите все, как он сигналит. А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз... Сашин... Наташин…;
- использование дидактических игр типа «Заводные игрушки». Воспитатель заводит ключиком «Ц-ц-ц – произносит белочка. Если малыш молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить детям, что игрушка сломалась. Таким образом идёт развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности: исполнение детьми «длинных песенок».
Отрабатывая произношение гласных звуков и некоторых свистящих (с, з), целесообразно предлагать ребенку длительно, в течение 2-3 секунд, произносить звук на одном выдохе. Можно предложить детям «вытягивать ниточки»- ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны. А если вы разобьёте детей на пары, наденете им на пальчики резиночки (только мягкие, которыми дети в случае чего не поранятся), и попросите отходить друг от друга, вытягивая резиночку, к задаче развития звукопроизношения, речевого выдоха добавляется решение задачи развития силы мышц и мелкой моторики.
Можно использовать исполнение песенок с различной силой голоса и тональностью (песенку паровоза следует петь басовито, а песенку игрушечного паровозика – тоненько).
Произношением большинства согласных звуков дети овладевают, повторяя различные звукоподражания. Упражнения детей в отчетливом произношении звукоподражаний, нужно предусмотреть задания на их различение: дон-дон, (большой колокол), динь-динь (маленький колокольчик), на формирование темпа речи и ее интонационной выразительности.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, поддерживать связь с учителем-логопедом, врачами.
Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Фонетическая система русского языка»
Составила: Матвеева М. И.,
учитель-логопед
первой квалификационной категории
МАДОУ г. Нягани
«Детский сад №4 «Веснянка»
Работа по формированию правильного звукопроизношения во многом готовит детей к овладению грамотой. Для успешного проведения этой работы воспитатель должен чётко представлять, каким образом происходит образование звуков речи.
В образовании звуков принимают участие органы речевого аппарата: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма. Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. При образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха проходит через голосовые связки. Если они разомкнуты (открыты), то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют и голос не образуется. Если голосовые связки сомкнуты, то под воздействием струи воздуха они начинают вибрировать, и образуется голос. Звуки речи образуются как в ротовой, так и в носовой полости. Эти полости разделены между собой нёбом, передняя часть которого – твёрдая, задняя – мягкая, заканчивающаяся маленьким язычком. Большую роль в образовании звуков играет ротовая полость. Наличие в ней подвижных речевых органов даёт людям возможность воспроизводить очень разнообразные звуки. К примеру, язык представляет собой совокупность мышц, идущих в различных направлениях. Вследствие этого строения язык может принимать разные формы и производить разные движения: двигаться вперёд и назад, вверх и вниз, и не только всем телом, но и своими отдельными частями. Эта чрезвычайная гибкость языка и обусловливает разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.
В русском языке различают 42 звука речи, или 42 фонемы. 6 гласных и 36 согласных. (Следовательно, звуков на 9 больше, чем букв). Фонетическая система русского языка имеет очень сложную классификацию. Все звуки речи делятся по двум качественным признакам: артикуляторным (разница в образовании) и акустическим (разница в звучании).
По артикуляторным признакам звуки речи делятся на следующие подгруппы:
- По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости – гласные и согласные. При образовании гласных звуков воздух выходит из ротовой полости свободно, не встречая никакой преграды. При образовании согласных звуков струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды. Это является главным отличием гласных звуков от согласных. Все остальные признаки, которые называют иногда воспитатели (громкость, длительность звучания), характерны как для гласных, так и для некоторых согласных звуков, поэтому их не надо детям приводить в качестве характеристики именно гласных звуков.
- По участию в артикуляции звуков мягкого нёба – носовые и ротовые. При образовании носовых звуков мягкое нёбо опускается, и закрывает проход в ротовую полость. Струя воздуха идёт в нос (М, Н, МЬ, НЬ). При образовании ротовых звуков мягкое нёбо поднимается, маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и перекрывает проход воздуха в нос. Воздушная струя идёт через рот.
- По работе голосовых связок звуки делятся на гласные, сонорные, звонкие и глухие согласные. При образовании гласных звуков, сонорных (звучные) (М, Н, Л, Р, Й) и звонких согласных звуков голосовые связки сомкнуты и вибрируют. При образовании глухих согласных звуков голосовые связки разомкнуты, голос не звучит.
- По подъёму средней части спинки языка. Если к основной артикуляции звука добавляется подъём средней части спинки языка, то получается мягкая пара согласного звука.
Группа согласных звуков делится ещё на подгруппы в зависимости от того, какой артикуляционный орган образует преграду (губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные) и по характеру преграды (Щелевые, смычно-взрывные, смычно-щелевые, смычно-проходные, дрожащие).
По акустическим (слуховым) признакам звуки речи делятся на 2 большие подгруппы: сонорные и шумные:
А) звонкие шумные длительные (В, З, Ж);
Б) звонкие шумные мгновенные (Б, Д, Г);
В) глухие шумные длительные (Ф, С, Ш);
Г) глухие шумные мгновенные (П, Т, К).
По производимому звуками акустическому впечатлению звуки принято делить на:
- свистящие;
- шипящие;
- твёрдые;
- мягкие.
Для чего я это всё рассказала? Для того, чтобы вы поняли, что каждый звук речи характеризуется только ему присущей комбинацией характерных различительных признаков. Чем больше признаков совпадает, тем легче ребёнку перепутать звуки. Чтобы правильно руководить работой по формированию звукопроизношения, воспитатели должны разбираться в этих признаках.
Что самое важное должен усвоить педагог для успешной работы по звуковой культуре речи?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных (наличием или отсутствием преграды для прохода воздуха).
- Чем отличаются звонкие звуки от глухих (наличием или отсутствием голоса).
- Чем отличаются твёрдые звуки от мягких (дополнительным подъёмом средней части спинки языка).
Предварительный просмотр:
Содержание работы логопеда и воспитателя
по формированию звуковой культуры речи дошкольников
Отличие работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения
Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развития речи ребенка. Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Логопед работает с детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию речи. Исправление звукопроизношения –это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками проходит в три этапа: подготовительный, этап появления звука и этап усвоения звука в речи.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и исправлению звукопроизношения различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений и навыков.
Отличия по этапам
Воспитатель | Логопед |
Формирует правильное произношение. | Исправляет неправильное звукопроизношение. |
1 этап. Подготовительный | |
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата | Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляции |
В игровой форме уточняет с детьми определенные движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука. | В зависимости от характера нарушения звука, вырабатывает и тренирует движения артикуляционных органов, которые были неправильны, и в некоторых случаях невозможны. |
2 этап. Появление звука | |
Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Использует способность детей к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука. | Постановка звука. Обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом закрепляет её, а затем применяя специальные приёмы, получает правильное произнесение правильного звука. |
3 этап. Усвоения звука (правильного произношения звука в речи) | |
Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. | Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, рассказ. |
Таким образом, и логопед, и воспитатель, помогая друг другу, достигают единой цели - воспитывают правильное произношение всех звуков у детей и подготавливают их к звуковому анализу. Это необходимо для успешного обучения их в школе.
Отличие работы воспитателя и логопеда по формированию
звуковой культуры речи
Далее разберём содержание работы воспитателя и учителя-логопеда по формированию и развитию других компонентов звуковой культуры речи.
Воспитатель | Логопед |
Развитие мелкой моторики | |
Пальчиковый театр, мозаика, конструирование, ручной труд. | Упражнения с различным дидактическим материалом, пальчиковые игры. |
Развитие голоса | |
Выразительное произношение воспитателем и детьми эмоциональных стихов и потешек. | Фонационная (голосовая) гимнастика, упражнения на развитие гибкости мягкого неба. |
Развитие речевого дыхания | |
Дидактические игры на развитие физиологического и речевого дыхания, упражнения на поддувание, скороговорки. | Упражнения на поддувание, дифференциация ротового и носового дыхания, выработка нижнедиафрагмального дыхания. |
Развитие фонематического слуха | |
Подбор картинок с заданным звуком, придумывание слов с заданным звуком, определение места звука в словах. | Опознание фонем. различение фонем, близких по акустическим и артикуляционным признакам, воспитание акустико-артикуляционного образа звука, формирование акустического контроля за речью. |
Развитие артикуляционной моторики | |
Артикуляционная гимнастика, скороговорки, разучивание и декламация стихотворений, игры-драматизации. | Артикуляционная гимнастика перед зеркалом, чистоговорки, формирование контроля (орального и тактильно-вибрационного) за речью. |
Предварительный просмотр:
Памятка
«Методы, приёмы и формы формирования звуковой культуры речи»
Методы:
- дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр» и др.);
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»);
- дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. д.);
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Приёмы:
- образец правильного произношения (ведущий приём);
- объяснение;
- утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова и т. д.);
- образное называние звука или звукосочетания (часто используется в младших группах: ззз- песенка комара; топ, топ, топ – топает козлёнок);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- обоснование необходимости выполнить задание педагога (даётся в эмоционально – шутливой форме) «Давайте поучим котенка петь весёлую песенку» и др.;
- индивидуальная мотивировка задания (индивидуальное указание перед ответом ребенка);
- совместная (сопряжённая) речь ребенка и воспитателя (в случае ошибочных ответов), а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца);
- оценка ответа и исправление;
- образная физкультурная пауза;
- показ артикуляционных движений;
- демонстрация игрушки или картинки;
Формы работы:
- фронтальные;
- подгрупповые;
- индивидуальные
В календарном плане каждый день предусматривается работа по ЗКР.
Памятка
«Методы, приёмы и формы формирования звуковой культуры речи»
Методы:
- дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр» и др.);
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»);
- дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. д.);
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Приёмы:
- образец правильного произношения (ведущий приём);
- объяснение;
- утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова и т. д.);
- образное называние звука или звукосочетания (часто используется в младших группах: ззз- песенка комара; топ, топ, топ – топает козлёнок);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- обоснование необходимости выполнить задание педагога (даётся в эмоционально – шутливой форме) «Давайте поучим котенка петь весёлую песенку» и др.;
- индивидуальная мотивировка задания (индивидуальное указание перед ответом ребенка);
- совместная (сопряжённая) речь ребенка и воспитателя (в случае ошибочных ответов), а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца);
- оценка ответа и исправление;
- образная физкультурная пауза;
- показ артикуляционных движений;
- демонстрация игрушки или картинки;
Формы работы:
- фронтальные;
- подгрупповые;
- индивидуальные
В календарном плане каждый день предусматривается работа по ЗКР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы во взаимодействии с педагогом-психологом по сюжету сказки «У солнышка в гостях»
Организация совместной деятельности с детьми по сюжету сказки "У солнышка в гостях" ....
перспективный план работы взаимодействия с педагогами
Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...
перспективный план работы взаимодействия с педагогами
Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...
Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей
Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и с...
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...
План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг
План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...
Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...