Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) по теме

Князева Ирина Валерьевна

   Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и слитной речи без заикания, отрабатывать правильное речевое дыхание, темп, ритм и интонационную выразительность речи в разнообразных стихотворных текстах, диалогах, в сценках-миниатюрах, рассказах, сказках.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Картинки помогают говорить» (система коррекционных занятий с заикающимися дошкольниками на основе взаимодействия детей, педагогов и родителей) ГБДОУ № 116 Фрунзенского района Учитель-логопед Князева Ирина Валерьевна

Слайд 2

Заикание – тяжёлое расстройство речи, характеризующееся нарушением её темпа и ритма вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. В настоящее время заикание у дошкольников всё чаще диагностируется в сочетании с общим недоразвитием речи, полиморфным нарушением звукопроизношения. Кроме того, речевой дефект осложняется нарушениями памяти, внимания, мышления, расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы. Малый словарный запас, разнообразные аграмматизмы, неумение составлять развёрнутые предложения, невозможность устанавливать связи между сюжетными картинками, понимать смысл рассказа, запоминать и пересказывать текст значительно усложняют коррекционную работу, направленную на устранение заикания. Использование рисуночного письма помогает формировать и закреплять навык плавной и слитной речи без заикания, развивать правильное речевое дыхание, совершенствовать грамматический строй речи и связную речь, пополнять и активизировать словарный запас на основе разнообразного речевого материала – потешек, стихотворений, сказок, диалогов, рассказов. формировать, развивать и совершенствовать навык правильной плавной и слитной речи без заикания. развивать правильное речевое дыхание – своевременный спокойный вдох без подъёма плеч, длительный выдох в процессе говорения; развитие грамматического строя речи, словарного запаса, связной речи; формирование и развитие навыка диалогической речи; формирование правильного темпа и ритма речи, развитие её интонационной выразительности; развитие памяти, внимания, мышления; развитие навыков речевого общения.

Слайд 4

Для того, чтобы дети научились «читать» предложения, стихи, рассказы, сказки, «записанные» с помощью рисуночного письма, первоначально мы знакомим их с возможными изображениями разных слов в рисунках. Для этого создан целый словарик.

Слайд 5

Ознакомившись с каким-либо словом-рисунком , дети самостоятельно зарисовывают его в своих тетрадках. При встрече с незнакомым ранее словом, отсутствующим в словарике, мы объясняем его значение детям и совместно с ними придумываем для него рисуночное изображение.

Слайд 6

После знакомства с каждым новым словом-символом дети начинают использовать его при составлении и зарисовывании разнообразных по лексической наполняемости, грамматической и синтаксической структурам предложений .

Слайд 7

Предложения можно не только зарисовывать, но и составлять из карточек с изображёнными на них словами-символами. Это могут быть фразы, предложенные педагогом или составленные самостоятельно. Виды работ с данными карточками многочисленны, разносторонни и интересны, позволяют решить многие коррекционные задачи. Так, с помощью карточек легко составить предложение с заданным словом, определённым количеством слов, «написать» послание своему ещё не читающему другу.

Слайд 8

В коррекционной работе , направленной на устранение заикания, первоначально используется наиболее простой речевой материал – небольшие по объёму потешки с малым количеством слов в каждой стихотворной строке. Потешки понятны детям любого дошкольного возраста, их несложно изобразить с помощью рисуночного письма . Короткие строчки позволяют отрабатывать навыки правильного речевого дыхания даже у малышей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Картинки помогают говорить» (система коррекционных занятий с заикающимися дошкольниками на основе взаимодействия детей, педагогов и родителей) ГБДОУ № 116 Фрунзенского района Учитель-логопед Князева Ирина Валерьевна

Слайд 2

Для развития и закрепления навыков правильного речевого дыхания мы широко используем стихотворные тексты разной степени сложности в зависимости от возраста заикающихся детей в соответствии с программными требованиями. Стихи имеют чёткую ритмическую структуру, позволяют успешно работать над темпом и интонационной выразительностью речи . При изображении стихотворений с помощью рисуночного письма слова-символы располагаются построчно. Дети знают, что все рисунки одной строчки необходимо «прочитывать» на одном выдохе. На этапе вопросно-ответной речи успешно используются стихотворные диалоги.

Слайд 3

Ещё один интересный вид работы, который очень нравится детям - создание одного или серии рисунков по содержанию как отдельных стихотворных строк , так и целых стихотворений, сказок , рассказов. Рисунки помогают не только запомнить речевой материал, но и глубже понять смысл знакомых ранее и только что узнанных отдельных слов и всего произведения в целом.

Слайд 4

Особое место в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками занимают записанные с помощью рисуночного письма в стихотворной и прозаической форме диалоги. Они позволяют отрабатывать навыки правильной бессудорожной наиболее часто используемой человеком диалогической речи. Зарисованные диалоги дети с удовольствием используют в театрализованной деятельности как подсказку при исполнении различных ролей. Для удобства «прочтения» фон строчек, произносимых каждым участником диалога имеет свой цвет.

Слайд 5

Зарисованные с помощью слов-символов небольшие рассказы, сказки помогают закреплять навык плавной и слитной речи без заикания с соблюдением правил речевого дыхания в развёрнутых пересказах. При этом значительно повышается эффективность работы с дошкольниками, у которых помимо заикания диагностируется и общее недоразвитие речи с неизбежно несоответствующим возрасту состоянием связной речи.

Слайд 6

Воспитанию правильного речевого дыхания, развитию координации дыхания и артикуляции, развитию чувства ритма способствует пение. Решить эти задачи возможно лишь при условии хорошего знания детьми текста песен. Наши малыши легко и с удовольствием запоминают песни, состоящие из нескольких куплетов, изображённые с помощью рисуночного письма. Используя зарисованные тексты, они могут исполнять полюбившиеся песенные произведения не только в детском саду, но и дома.

Слайд 7

Вот так с помощью рисуночного письма мы рассказываем стихи, инсценируем сказки, зарисовываем свои рассказы, письма своим друзьям!

Слайд 8

Тексты стихотворений, диалогов, рассказов, сказок, записанные с помощью слов-символов эффективно помогают дошкольникам с заиканием овладевать навыками правильного речевого дыхания, плавной и слитной бессудорожной речью в разных речевых формах. Рисуночное письмо значительно повышает эффективность коррекционной работы в случае осложнения заикания общим недоразвитием речи. Заикающимся детям становятся более доступными выразительное чтение стихотворений в правильном темпе и ритме речи, развёрнутые пересказы, инсценирование диалогов, сценок-миниатюр, сказок. Разнообразные формы работы с речевым материалом, записанным с помощью рисуночного письма, позволяют обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, память, внимание, мыслительные процессы. Коррекционный трудоёмкий процесс, направленный на закрепление правильного речевого стереотипа, превращается в увлекательную, интересную для малышей игру. Многократно увеличивается объём предлагаемого дошкольникам речевого материала. Благодаря рисуночному письму дети могут реализовывать в более полном объёме свои способности в театрализованной деятельности, сочинении и записывании собственных рассказов и сказок словами-символами. Возрастает уверенность в своих силах, появляется возможность больше и лучше контактировать со своими сверстниками и взрослыми, пробуждается интерес к речевой деятельности, желание красиво и правильно говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".

Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия....

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2014 – 2015 гг

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2014 – 2015 гг...

Анализ современного состояния деﮦятельности ДОО по методическому сопровождению партнёрского взаимодействﮦия педагогов с родителями старших дошкольников

Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОО и педагогов с родителями будет способствовать развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада. Но, прежде всего, необходимо...

Когда с ребенком трудно – правила взаимодействия для педагогов и родителей.

Несколько советов от психолога - Александры Фокиной, по взаимодействию педагогов и родителей с детьми....

Консультация для педагогов: "Проектная деятельность, как метод взаимодействия детей, педагогов и родителей"

Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...