План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ДС «Радуга» филиал МБОУ Парнинской СОШ
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование»
Воспитатель: Телегина И.М.
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |
1. «Сколько ушей?». Цель: определение значимости расположения ушей по обеим сторонам головы человека, ознакомление со строением уха. 2. «Что есть в почве?». Цель: установление зависимости факторов неживой природы от живой. 3. «Изобретаем прибор для вскапывания почвы». Цель: умение самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием. 4. «Заплесневелый хлеб». Цель: установление, что для роста мельчайших живых организмов нужны определенные условия. | 1. Наглядная информация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь | |
1. «Водяная мельница». Цель: ознакомление детей с силой воды. 2. «Фильтрование воды». Цель: ознакомление детей с разными способами очистки воды. 3. «Могут ли животные жить в воде?». Цель: выяснение, что есть в почве для жизни живых организмов. 4. «Наверх!». Цель: выяснение, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов. | 1. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. «Световой луч». Цель: объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. 2. «Как не обжечься?» (на несколько занятий). Цель: показать на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. «Замерзание жидкостей». Цель: ознакомление детей с различными жидкостями. 2. «Почему лампочка светит?». Цель: объяснить детям на опыте принцип работы электрической лампочки. 3. «Почему говорят: «Как с гуся вода?»». Цель: показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц. 4. «Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий». Цель: ознакомление детей с разными формами лезвия, объяснить их значение. | 1. Папка-передвижка «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие дошкольника». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. «Ледяной дом». Цель: совершенствование умений работать со снегом, используя необходимые инструменты. 2. «Мир тканей». Цель: умение называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам. 3. «Наша группа». Цель: способствование участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет. 4. «Проверка зрения». Цель: показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. «Соломенный буравчик». Цель: показать детям на опыте, что воздух обладает упругостью. 2. «Свечка в банке». Цель: показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород. 3. «Звуки в воде». Цель: показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии. 4. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?». Цель: продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков. | 1. Памятка «Правила безопасности с горячими предметами». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. «Радуга на стене». Цель: ознакомление детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света. 2. «Компас». Цель: показать детям, что у магнита есть полюса, рассказать об использовании магнита в компасе. 3. «Магнит рисует». Цель: объяснить детям действие магнитных сил. 4. «Земля – магнит». Цель: продемонстрировать детям на опыте действие магнитных сил Земли. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. «Чем нюхает червяк?». Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. 2. «Запасливые стебли». Цель: показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время. 3. «Много – мало». Цель: показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...
ПЛАН – ПРОГРАММА по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования «Зелёная тропинка»
Данная программа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей от 4 до 7 лет. Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для работы с детьми в сред...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментирования ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментированияПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Индивидуальный план по самообразованию "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
План по самообразованию...
План работы по детскому экспериментированию
Неделя детского экспериментирования «Юные волшебники»...
План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...