Перспективный план
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Аборнева Наталья Сергеевна

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план

 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

Работа с детьми

Октябрь

1. Травушка-муравушка.

Цель: беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд».

2. Заскочил козлик в огород.

Цель: воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла».

3. Веселые гости.

Цель: развитие умения понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок».

Ноябрь

1. Хозяйкины помощники.

Цель: развитие уважительного отношения к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку.

2. В гостях у матрешек.

Цель: напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей».

3. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат.

Цель: знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками.

Декабрь

1. Гость на гость – хозяйке радость.

Цель: развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».

2. Мишуткина сказка.

Цель: напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.

3. Три медведя будут рады.

Цель: развитие умения исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком.

Январь

1. Как дедушка Егор на ярмарку ездил.

Цель: развитие умения отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.

2. Курица-красавица.

Цель: беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари.

3. Одеяло для медведя.

Цель: изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Умение получать радость от бескорыстной помощи.

Февраль

1. Про зайца.

Цель: обобщение известного детям фольклора о зайце. Учить детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение.

2. Аннушкины песенки.

Цель: продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской.

3.  Перепутки ради шутки.

Цель: в игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

 Март

  1. Скалка, помоги испечь пироги.

Цель: ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.

  1. Привередница.

Цель: поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель».

  1. Платок – посередочке цветок.

Цель: ознакомление детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие художественного вкуса.

Апрель

1. Тень-тень-потетень, веселимся целый день.

Цель: весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.

2. Весна зиму поборола.

Цель: развитие умения замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. Коллективная работа «Солнышко» – обучение слаженно и дружно трудиться.

3. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

Цель: беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Умение понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками.

Май

1. Жар-птица с березой не сравнится.

Цель: воспитывание любови к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как светец, лучина, банный веник.

2. Сказка своими руками.

Цель: продолжение темы любви к родной природе. Совместное со взрослыми рисование квачиками на тему сказки «Волшебное блюдечко».

3. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!

Цель: занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в них.

Работа с родителями:

1. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.

2. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи. 

 3. Повысить заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

4. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс по приобщению к истокам русской народной культуры.

Литература по теме:

  1. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
  4. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....