Рабочая программа оздоровительной направленности
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа оздоровительной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_chbd.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 436 «Ивушка»
Рабочая программа
первой младшей группы № 1 «Ёлочка»
оздоровительной направленности для часто и длительно болеющих детей
Разработали:
Полторыхина Н.С.
Новосибирск
2023 - 2024 учебный год
Актуальность программы
Проблема профилактики заболеваний часто болеющих детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни. Снижение высокой заболеваемости дошкольников острыми респираторными инфекциями является наиболее трудно решаемой проблемой в детских коллективах. Это связанно, прежде всего, с сотнями вирусов – возбудителей этих инфекций. Когда ребенок заболевает, то это становиться общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства стараемся обеспечить покой, а покой, как правило – это ограничение в движении. Ограничение движений влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервномышечный аппарат, слабее работают сердечно - сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям. Эти факторы послужили основанием для создания специальной медицинской группы для эффективного оздоровления и оказания помощи родителям в воспитании ослабленных и часто болеющих детей. Таким образом, проведя необходимые исследования, формируется группа.
Предлагаемая программа для нашего детского сада является попыткой реализации комплексного и в то же время дифференцированного индивидуального подхода к развитию личности ребенка, учитывающего все его особенности и потенциальные возможности.
А также она актуальна так как:
- Разработана в соответствии с целями и задачами детского сада: воспитание нравственно, духовно и физически здорового человека.
- Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей. Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.
Программа состоит из подбора материалов для занятий, ориентированных на профилактику простудных заболеваний детей, комплексов самомассажа, общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику плоскостопия, укрепление мышц спины, бесед о здоровом образе жизни и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.
Цель программы:
Развитие общей функциональной адаптации организма ребенка к простудным заболеваниям. Сохранение и укрепление здоровья часто болеющих детей, формирование у воспитанников и их родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы:
Коррекционные:
1. Профилактика острых респираторных заболеваний (ОРЗ),
2. Формирование правильного дыхательного акта (его глубины, ритма).
3. Улучшение функции дыхания.
4. Тренировка правильного носового дыхания.
5. Улучшение подвижности грудной клетки, диафрагмы.
6. Укрепление мышц верхних и нижних конечностей.
7. Формирование навыков рациональных сочетаний дыхания и движений.
Образовательные:
1.Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
2. Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости.
3. Развитие внимания, выдержки, быстроты реакции, координации движений, равновесия.
4.Обучение элементарным приёмам точечного массажа и дыхательной гимнастики.
5.Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ, укреплении здоровья.
6.Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса к оздоровительным занятиям.
2.Воспитание дружелюбия, умения согласованно действовать в коллективе.
3.Обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание условий для развития уверенности в своих физических возможностях.
4.Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
Ожидаемые результаты программы:
1.Снижение уровня заболеваемости.
2. Расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья.
3.Умение использовать полученные знания для самооздоровления.
Объект программы
1.Дети, посещающие ДОУ, часто болеющие, ослабленные, имеющие проблемы со здоровьем.
2.Родители воспитанников ДОУ.
3.Коллектив ДОУ (педагогические работники, медицинские работники).
Основные направления программы
Профилактические:
- Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры;
- Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики;
- Выполнение санитарно - гигиенического режима;
- Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.
- Обеспечение оптимального режима реабилитации с индивидуализацией ее отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания.
- Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры)
- Формирование навыка правильного дыхания.
Учебные:
- Обучение основам оздоровительной гимнастики.
- Совершенствование навыков владения точечным массажем и самомассажем.
- Обучение дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений. Коррекционные:
- Увеличение жизненной емкости легких.
- Увеличение физической работоспособности и выносливости.
- Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.
Валеологические:
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).
- Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
- Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его.
- Выработка гигиенических навыков.
Психологические:
- Улучшение эмоционального состояния.
- Снятие психологической напряженности.
- Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
- Развитие коммуникативных навыков.
Основные условия реализации программы:
1. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов, родителей) на основе диагностических данных.
2. Преподнесение материала с учетом психологического возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
3. Создание условий для успешной деятельности, обеспечение роста достижений ребенка.
4. Умелое сочетание организующего воздействия и самостоятельной деятельности детей.
5. Организация специальной оздоровительно - профилактической и педагогической среды.
Основные принципы программы
Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.
Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.
Принцип активности и сознательности – польза от занятий может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.
Принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе “детский сад – дом” по возможности во всех видах деятельности (учеба, игра, гуляние, сон, свободная деятельность, и т.п.).
Принцип адресности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста.
Принцип комплексного воздействия на ребенка.
Принцип индивидуализации воспитательно - образовательного процесса. Принцип постепенного усложнения оздоровительных – профилактических задач.
Принцип учета уровня здоровья.
Методы и приёмы:
В зависимости от поставленных задач используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности.
Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.
Практический метод: повторение упражнений с соблюдением их правильного и точного выполнения.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат
- укрепление здоровья, снижение заболеваемости и выработка у ребенка потребности в здоровом образе жизни,
- улучшение функции дыхания,
- формирование правильного носового дыхания,
- повышение уровня физической подготовленности,
- сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений самостоятельно в домашних условиях,
- расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья,
- умение использовать полученные знания для самооздоровления,
- обогащение духовного мира ребенка, обеспечение эмоционального благополучия и создание внутренних предпосылок для дальнейшего психического и личностного развития.
Формы организации оздоровительно-профилактической работы с ЧБД
Первая младшая группа № 1 «Ёлочка» – группа оздоровительной направленности. Создана для часто и длительно болеющих детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных, санитарно – гигиенических и профилактических мероприятий и процедур.
Группа оздоровительной направленности комплектуется по одновозрастному принципу для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Группа оздоровительной направленности работает пять дней в неделю, с выходными днями в субботу и воскресенье. Длительность пребывания детей в группе оздоровительной направленности устанавливается до двух лет.
Основные направления оздоровительно - профилактической работы в ДОУ
1.Закаливание:
- воздушное;
-сон без маек;
- босохождение в спортивном зале на физкультурных занятиях и после дневного сна в группах (ходьба по массажным дорожкам; по ребристой доске);
- обширное умывание.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную неперегревающую одежду детей
- Соблюдение режима прогулок во все времена года
- Занятия утренней гимнастикой и физкультурой
2.Физическое развитие детей:
- ежедневная утренняя зарядка;
- физкультурные занятия в спортивном зале, группе и на улице (в летнее время года);
- гимнастика после дневного сна;
- спортивные игры;
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- спортивные праздники и развлечения.
3.Оздоровительно – профилактическая работа:
- дыхательная гимнастика;
- комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий;
- комплексы по профилактике нарушений осанки;
- комплексы по профилактике плоскостопия;
- прогулки;
- специальные оздоровительные игры;
- точечный массаж,
- релаксация
4. Работа с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1) целенаправленную, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
2) ознакомление родителей с оздоровительно-профилактической работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп» /секция аэробики/
Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп» /секция аэробики/, модифицированная на основе коррекционной программы «Ритмика» (Программы специ...
Рабочая программа ДОУ, направление "Музыка" с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы.
Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ для детей 2-7 лет....
Приоритетные направления в системе работы по формированию готовности педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленности
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.Здоро...
Программа оздоровительного направления «Расту здоровым» (средняя, старшая группа)
Современные родители мотивированы к непрерывному образованию своих детей. Их стремление начать раннее обучение своего ребенка не учитывая его реальные возрастные возможности, и с другой стороны, желан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеразвивающей направленности детей 4-5 лет средней группы «Солнышко» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Светлячок» г. Цимлянска составлена на основе общеобразовательной программы ДОУ, в с
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с ФГОС ДО, ООП МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска, с учетом инновационной программы дошкольного образования &l...
Рабочая программа общеразвивающей направленности (от 5 до 6 лет) по реализации образовательной программы дошкольного образования
Содержание программы отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.Программа подчинена принципу интеграции образовательных областей в соответствии с ...
Рабочая программа оздоровительной направленности для часто болеющих детей.
В нашей детском саду задачи физического развития решаются через различные формы двигательной активности....