Конспект по ФЦКМ "Семья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по ФЦКМ
«Моя семья»
Цель:
Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства
гордости за свою семью.
Задачи:
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.
Воспитание любви к своей семье, умение составлять генеалогическое древо.
Вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание
поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
Обобщить знание детей об их гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим
древом; развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье. Учить
ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам
своей семьи.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте ребус «7-Я».
Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?
Правильно «семья».
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье, о том, кто живет в семье, какой должна быть и
как много значит для нас семья.
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
-_Да, семья- это самое главное, дорогое, что есть у человека.
- А все семьи одинаковы? (Ответы детей).
Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые близкие люди. Это
бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих
родственников можно назвать словом «родня».
Как надо относиться к семье?
В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу, заботятся друг о
друге. Раньше к членам семьи обращались на «Вы». Семья начинается с уютного теплого дома.
Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:
Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?
Дети: Имя.
Воспитатель: Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.
И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом, «Свидетельство о
рождении» (слайд 2). У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке,
когда он родился и где, как его имя, кто его родители.
Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою
фамилию и имя.
Дети: Меня зовут, моя фамилия….
Воспитатель: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме,
квартире?
Дети: Семья
Воспитатель: Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью.
Воспитатель:
А сейчас подумайте над такими вопросами:
- Кто самый старший в семье?
- Кто самый молодой?
- А кто самый мудрый?
- А какая у вас будет семья, когда вырастите?
- А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится?
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения»
1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.
Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка).
2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.
Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка).
3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.
И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)
4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа).
5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.
Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки).
6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)
Воспитатель: Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это
дерево? (на доске)
Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас древо семьи
каждого из вас, а потом желающие расскажут о своей семье, посмотрите на доску, как составляется
древо.
(дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье)
Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это
наши родственники, родня.
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Игра с мячом, «Какой, какая»
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь
станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не
появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» -
члены вашей семьи.
Сейчас мы с вами порассуждаем.
Дидактическая игра «Семейные обязанности»
На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с
изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями
свою карточку.
Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы
заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.
Воспитатель: Все семьи одинаковые или разные?
Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. Посмотрите на
доску, вы видите фотографии семьи.
Какой считается эта семья: большой или маленькой? Сколько детей в семье? Обратите внимание на
то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно,
какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю
ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции,
радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.
Договорились?
Д/и «Радость и печаль»
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
Физминутка
О семье можно рассказывать словами и рисунками. Давайте нарисуем свою семью и поселим всех в
один большой дом.
(Дети рисуют свою семью и рисунки поселяют в окошка большого дома).
Вот какие дружные семьи живут в этом доме.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами
тоже большая дружная семья. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг,
внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то
обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и
любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к
членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.
Послушайте стихотворение о семье (Мария Лангер)
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье? (Здоровья, радости, благополучия).
Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное«Пусть».
«Пусть всегда будет в вашей семье…» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь).
Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет
мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос,
когда закончите, вернете мяч.
Что такое семья?
Кто такие родственники?
Как другими словами можно назвать папу и маму?
Как люди должны жить в семье?
Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....