Развитие способностей и талантов у дошкольников в рамках проекта "Маленькие звёздочки"
статья
Предварительный просмотр:
Куляева Н.А.
Матвеева Ю.М.
Развитие способностей и талантов у дошкольников в рамках проекта "Маленькие звёздочки"
Современное общество испытывает высокую потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески решать поставленные задачи, способных создавать новое в различных сферах жизни.
Самым благоприятным периодом для развития талантов и способностей является дошкольный возраст. Известно, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Для ребёнка дошкольного возраста свойственна высокая познавательная активность и впечатлительность, необходимость в умственной нагрузке и хорошо развитая интуиция. «Коренными» чертами этого возраста является творческое воображение, креативность мышления, фантазия. Наряду с этим дошкольник так же обладает особой восприимчивостью, чувствительностью по всему окружающему . Умелое использование потенциала дошкольника в ходе его развития может обеспечить высокий результат в становлении и развитии детской одарённости.
Поэтому одна из основных задач ДОУ вести целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в различных видах деятельности. Исследования в области выявления детской одаренности предлагают динамический подход к оценке способностей учитывая изменчивость возрастных психологических характеристик детей. Взяв за цель максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника ДОУ можно предложить следующие этапы развития тех или иных способностей:
Воспитанники 2-3 лет впитывают и накапливают эстетические переживания, настроения, эмоции, получают основные сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе- пробуждение чувственной сферы. Младший дошкольник воспринимает и изучает окружающий мир органами чувств, поэтому для его развития необходимо максимальное воздействие на эмоциональную сферу. На этом этапе создается благоприятная среда для пробуждения природного потенциала воспитанников ;
Воспитанники 3-4 лет проявляют готовность к участию в деятельности. На этом этапе важно максимальное погружение дошкольника в деятельность, так как способности существуют в развитии, а развитие осуществляется только в деятельности. К тому же дошкольник данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, независимо от сложности и новизны.Таким образом можно говорить о возможных первых проявлениях природного потенциала у дошкольников в этот возрастной период ;
Воспитанники 4-5 лет выражают интерес к определенной деятельности, проявляются способности к творческому поиску. Наблюдения за дошкольниками показывают: на этом этапе они начинают проявлять избирательный интерес к деятельности и чаще всего именно к той, в которой они наиболее успешны.Главное на данном этапе- поддержка и помощь в стремлении определиться с видом деятельности. С целью развития креативности деятельность дошкольников (индивидуальная и групповая) должна носить творческий характер;
Воспитанники 5-6 лет активно демонстрируют свой природный потенциал.Уровень развития способностей дошкольников достигает достаточно больших высот, у многих наблюдается четкое избирательное отношение к определенным видам деятельности, а так же серьезное отношение к ее результату. На этом этапе необходимо уделять еще больше внимания развитию творческих способностей и интеллекта в различных видах деятельности;
Воспитанники 6-7 лет проявляют одаренность, делают первые шаги в мир профессионального искусства. К наступлению данного этапа у дошкольников формируется высокий уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности. Необходимо раширять сферу их деятельности, создаватьусловия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными созниками здесь становятся родители, которые передают ребенка из ДОУ в Центры детского творчества и Школы искусств, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приритетном для него виде деятельности.
Для того чтобы дошкольник в будущем мог сам успешно выбрать свой жизненный курс и творчески реализовать его, растущему человеку нужна педагогичекская поддержка. Таким образом, важными аспектами в процессе работы педагогов ДОУ являются выявление, поддержка и развитие талантов и способностей воспитанников.
Первоначальный этап в развитии талантов у дошкольников — это их выявление. Для наибольшей продуктивности этого процесса необходимо использовать ряд методов. А именно:
Анализированное наблюдение . С его помощью можно понять круг интересов дошкольника, оно позволяет увидеть конкретную картину проявления склонностей и зачатков способностей.
Игровое наблюдение. Выявляет лидерские качества дошкольника и способность к взаимодействию с другими детьми в процессе коллективной игры, а также позволит выявить уровень развития воображения и логики.
Совместная деятельность. Позволяет развивать талант в разных областях,через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для воспитанника тематики.
Проведение творческих и интеллектуальных конкурсов и викторин повышают самооценку дошкольника, раскрывают его творческий потенциал и мотивацию на успешность.
Технологии выявления и развития способностей у дошкольников в условиях ДОУ могут включать следующие ключевые стратегии:
создание правильной, богатой, стимулирующей РППС, способствующей выявлению и развитию способностей воспитанников;
индивидуализированный подход к выявлению и дальнейшему отслеживанию динамики развития детских способностей. Создание атмосферы доброжелательности и заботы по отношению к дошкольнику, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие специально подготовленных квалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
взаимодействие с социальными партнёрами (учреждения образования,культуры и искусства) в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала дошкольников и дальнейшего их развития;
организация работы по взаимодействию с родителями воспитанников, в результате чего реализуется принцип преемственности.
После выявления способностей дошкольников важно обеспечить их поддержку и развитие. В условиях ДОУ активно используются следующие технологии :
игровые технологии, с их помошью можно развивать в дошкольнике качества, не свойственные ему изначально;
элементы и приёмы здоровьесберегающих технологий позволяют повысить эффективность обучения у дошкольников;
технология личностно — ориентированного обучения, направленная на разностороннее, открытое и творческое развитие дошкольника, создает условия для включения воспитанника в естественные виды деятельности, формирует предпосылки для его развития;
информационно — коммуникативные технологии, которые расширяют кругозор, повышают речевую и познавательную активность дошкольников,стимулируют индивидуальную деятельность.Следует отметить, что существует ряд успешных программ и проектов основанных на современных информационных технологиях, которые позволяют развивать таланты у дошкольников. Здесь педагогам ДОУ важно дать рекомендации родителям воспитанников о разнообразии онлайн платформ для развития способностей, виртуальных сред для творчества и экспериментирования, а также интерактивных приложений для обучения языкам и основам наук;.
проектная и проектно — исследовательская деятельность, различные квесты развивают исследовательские способности и интеллект дошкольника;
метод ментальных карт, который основывается на наглядно-образном мышлении, свойственном дошкольнику, способствует развитию мышления и творческого воображения;
работа с лэпбуком позволяет провести исследовательскую работу, в процессе которой дошкольник участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Также с детьми старшего дошкольного возраста можно оформлять детские портфолио. Это позволяет раскрыть себя и отразить свои индивидуальные личностные достижения.
В своей работе МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка» г.Тамбова опирается на указанные выше принципы и использует большую часть упомянутых технологий и методов работы по выявлению и поддержке одаренных детей. Уже 4 года в нашем ДОУ существует проект «Маленькие звездочки». В рамках этого проекта проводится детский творческий конкурс «Маленькие звездочки» внутри учреждения. Воспитанники принимают участие в 4 номинациях «Выразительное чтение», «Юные художики», «Юные вокалисты», «Юные танцоры». Подготовка и проведение конкурса проходят в тесном сотрудничестве с педагогом психологом, учителем логопедом, педагогами дополнительного образованияи воспитателями групп. Жюри конкурса оценивает выступающих по специально разработанным критериям по каждому виду деятельности. Номера и работы победителей включаются в отчетные концерты для воспитанников ДОУ и их родителей. Четырехлетний опыт работы по этому проекту позволяет говорить о росте качественного и количественного показателя развития способностей воспитанников. Все это дает возможность говорить о положительном влиянии подобного рода конкурсов. Наша работа помогает дошкольникам чувствовать себя уверенными на дальнейших этапах взросления, благотворно влияет на их эмоциональное и психическое состояние.
Таким образом, при создании в ДОУ благоприятных условий, а также использовании данных методов и технологий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета своей одарённости. Работа в данном направлении играет критическую роль в формировании успешного будущего как одного дошкольника, так и общества в целом.
Куляева Наталия Александровна, МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка», 89204800314, воспитатель.
Матвеева Юлия Михайловна, МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка», 89537126671, воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий районного методического семинара "Современная интеграция дошкольного и дополнительного образования в целях развития способностей и талантов детей"
Сетевое ваимодействие МБДОУ "ДСОВ "Буратино" с МБУ ДО "Дом детского творчества"...
План мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ
План мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ на 2021-2025 гг....
Развитие способностей и талантов у детей дошкольного возраста
Талант - это совокупность способностей, одаренность, которая дает возможность человеку на высоком уровне выполнять деятельность, получать общественно- значимые результаты, успешно решать самые сложные...
Региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик 2022 года.«Лучшая практика по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи». "Организация познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников"
Формирование самостоятельности дошкольников является основным условием успешного перехода к школьному обучению. Самостоятельная деятельность детей является одной из основных моделей организации образо...
Рабочая программа для детей дошкольного возраста по выявлению и развитию способностей «Маленькие таланты»
Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...
Формирование системы поддержки и развития способностей и талантов у детей (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду , то у него есть все шансы на успех в жизни.» А.Белкин д.п.н. Федеральный государственный образовател...
Родительский всеобуч. тема: "Развитие способностей и талантов у детей дошкольного возраста"
Помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей, а в дальнейшем таланта своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, ...