«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки» | 32.31 КБ |
Презентация | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки»
Слайд 1. Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве…» как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет развивает воображение, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображение будущего художника, ученого, изобретателя.
Детям нравится оптимизм сказок, образность сказок облегчает их восприятие, забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.
В мир математики ребенок попадает с маленького возраста. А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.
Изучение математики – важнейшее средство интеллектуального развития ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять, решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами. Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников. Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет также содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.
Слайд2. Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей, т. к. сказки любимы детьми, понятны и знакомы им. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко: «Колобок» (обр. К. Ушинского, «Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого, «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской, «Лиса и заяц» (обр. В. Даля, «Теремок» (обр. Чарушина) «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков, «Красная Шапочка» (Ш. Перро, «Телефон» (К. Чуковский) «Дюймовочка» (Х. -К. Андерсен, «Три ржаных колоска» (А. Любарская) «Старик-годовик» (В. Даль).
Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шарыгина Т. А., Ерофеева Т. И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т. к. облегчает процесс обучения. К. Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. Слайд3. А для ребёнка сказки – это его жизнь.
Слайд4. Многих очень заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки, ведь сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию элементарных математических представлений.
Слайд5. На успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Включение сюжетов сказок в организацию организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить.
Русские народные сказки, как средство математического развития детей, необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. В сказках содержится большое количество математических ситуаций и усваиваются они как бы сами собой.
Слайд6. Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.
Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления : один, много, два, три персонажа и т. д.
Слайд7. Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.
Слайд8. Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.
Слайд9. Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.
Еще одна очень полезная сказка для освоения счета - “Про козленка, который умел считать до 10. Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козленком героев сказки, дети легко запомнят количественный счет до 10.
Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. Помогая главному герою Емеле или Иванушке и путешествуя с ними, выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.
В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.
Например, «Я колобок, колобок! По амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, а от лисы не успел уйти». Можно задать следующие вопросы: «Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?».
Слайд10. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.
Слайд11. Задания подбираются в соответствии с программными задачами конкретного занятия. Они должны быть доступными детям, но требующими наблюдательности, знаний, анализа ситуации, размышлений. Такие занятия вызывают интерес к математике и помогают детям в игровой форме усвоить элементарные математические представления.
Перед проведением занятий необходимо проводить предварительную работу с детьми : в ходе подготовки к занятиям перечитывать сказки детям или слушать в записи (аудиокассеты, инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, затем наполняем её математическим содержанием, стараться, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.
Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их.
Использую проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь героям, и он становится непосредственным участником сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый! Организованная образовательная деятельность проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного.
Использую большинство заданий на смекалку и сообразительность.
Завершается занятие неизменно на весёлой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто – либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Иногда сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги).
На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Итоговое тематическое занятие возможно проводить полностью на сюжете какой – либо сказки, это интересно детям.
Большое место в работе с детьми занимают необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространённый математический вопрос «Чем похожи, чем отличаются?» Понятно, что найти сходства и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее ребёнку очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?»
Слайд12. Когда ребёнок четырёх лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например, так моделируется сказка «Волк и семеро козлят» :
А так – сказка «Два жадных медвежонка» (в виде заштрихованных кружков) :
«Три медведя» :
Эта условность доступна не всем детям, но работа в этом направлении всегда интересна.
Математическое содержание включаю в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка. Чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определённое количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути и т. д.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делаю не на запоминании учебной информации, а на глубоком её понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте можно использовать в комплексе, применять традиционные (дидактические игры, логические, решение математических задач) и инновационные (моделирование, математические сказки) методы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Конечно, сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов.
Слайд13-14. В заключении хочу отметить: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно. Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло. Задачи со сказочным сюжетом помогают соотнести приобретённые знания с окружающей детей действительностью, позволяют решать различные жизненные проблем. Сказки своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений, например, о числах и смысле производимых над ними действий.
Таким образом, можно смело утверждать: математика – это совсем не сложно. Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!
Ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов. Регулярное использование сказок на занятиях по развитию математических представлений расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Слайд 15. Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка- на тебе! - живёт!
Когда и кто её сложил
В своей избушке где-то-
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было-
Всё сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила
Она живёт в любом дому
И странствует по странам
А почему?
Да потому,
Что без неё нельзя нам
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка - эффективное средство формирования математических представлений детей, так как сказки любимы детьми, понятны и знакомы им
Сказка для ребенка – это его жизнь .
Проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки
Включение сюжетов сказок в организацию организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Пространственные отношения, количественные свойства и величина представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка ». На материале этой сказки формируются количественные представления.
Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке.
Сказка "Колобок" знакомит с порядковым счетом. Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур . 1 2 3 4 5 6…
По сказке "Три медведя" , можно составить задания на определение количества медведей, их роста, высоты стульев, соотнести медведей с соответствующими стульями и тарелками.
«Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
Задания подбираются в соответствии с программными задачами конкретного занятия: они должны быть доступными детям, но требующими наблюдательности, знаний, анализа ситуации, размышлений. Такие занятия вызывают интерес к математике и помогают детям в игровой форме усвоить элементарные математические представления.
Моделирование сказок: «Волк и семеро козлят»: «Два жадных медвежонка»: «Три медведя»:
Выводы: - сказка положительно влияет на развитие математических способностей; - комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты; - с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов; - сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Регулярное использование сказок на занятиях по математике расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Желаю у спехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад№1» Проект«Развитие математических способностей у детейдошкольного возраста посре...
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игр с правилами.
В презентации представлены авторские игры по развитию математичских способнойтей детей дошкольного возраста...
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством ДИП «Сонор"
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, ф...
Консультация -игра для родителей "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством ТИКО - конструктора "
С каждым годом математика будет находить все более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности. Принципиально область применения математики велика....
Методическая разработка «Развитие математических способностей для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...