План работы по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий»
материал (средняя группа)

Белоусова Мария Дмитриевна

Работа над данной программой профессионального самообразования поможет :

- повысить свой профессиональный уровень по теме;

- выявить и изучить особенности развития математических способностей детей дошкольного возраста;

- повысить качество воспитательно-образовательного процесса;

- привлечь родителей к активному сотрудничеству, донести до сведения родителей важность данной темы;

- сформировать активность и самостоятельность детей;

- повысить самооценку детей и их уверенность в себе;

- закрепить знания детей, активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);

- развить любознательность, наблюдательность, внимание, логическое мышление, усидчивость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belousova_samoobrazovanie_24.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11

Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга)

План работы по самообразованию на тему:

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий»

На 2024 -2025 учебный год

        

        Воспитатель: Белоусова М.Д

Санкт-Петербург 2024

Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий»

Цель: 

Повышение теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности по теме.

 Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

1. Изучить современные подходы по работе над выбранной темой с целью овладения новыми педагогическими технологиями формами, методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающих высокое качество образования.

2. Повысить собственный уровень знаний посредством самообразования через изучение научной и методической литературы, передового опыта педагогов-дошкольников работающих по данной теме (в том числе и на Интернет сайтах).

3. Исследовать актуальность темы в рамках группы.

4. Разработать и внедрить в учебный процесс ряд мероприятий направленных на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игр и заданий.

5. Привлечь родителей к организации образовательно-воспитательной работы с детьми, дать им знания по теме посредством информирования и вовлечения их в продуктивную деятельность.

Обоснование выбранной темы:

Работа над данной программой профессионального самообразования поможет мне:

- повысить мой профессиональный уровень по теме;

- выявить и изучить особенности развития математических способностей детей дошкольного возраста;

- повысить качество воспитательно-образовательного процесса;

- привлечь родителей к активному сотрудничеству, донести до сведения родителей важность данной темы;

- сформировать активность и самостоятельность детей;

- повысить самооценку детей и их уверенность в себе;

- закрепить знания детей, активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);

- развить любознательность, наблюдательность, внимание, логическое мышление, усидчивость.

План реализации:

Разделы плана

Содержание работы на 2023-2024гг

Сроки

Практические выходы

Подготовительный

этап

Выбор темы.

Изучить и проанализировать ФАОП дошкольного образования.

Постановка целей и задач по данной теме.

Сентябрь

Составление анкет для выявления знаний родителей об особенностях развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Сентябрь

Разработаны анкеты для родителей.

Подбор диагностического материала.

Сентябрь

Диагностические карты.

Используя метод наблюдения и бесед провести диагностику уровня математических способностей детей.

1. Выявить адекватность самооценки ребенка, уверенности в своих способностях.

2. Определить направленность ребенка и самоощущение его в группе сверстников.

Сентябрь

Подобраны игры и вопросы бесед для проведения диагностики уровня развития математических способностей детей.

Изучить Интернет ресурсы, учебную, научно - методическую литературу и систематизировать теоретический и практический материал по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Сентябрь - октябрь

Создана картотека электронной методической библиотеки используемой литературы.

Участие в конференциях, мастер-классах, конкурсах по теме.

В течение года

Инновационные методы.

Практический этап

(октябрь – май)

Изучить и перенять опыт работы педагогов:

посещая НОД;

участвуя в методических объединениях, семинарах, практикумов, вебинарах.

В течение года

Собран дополнительный материал по теме из Интернет – источников.

Подобрать компьютерные презентации и практические работы других дошкольников по теме.

В течение года

Презентации и практические работы по теме (электронные материалы).

Создание картотеки: «Игры и задания для развития математических способностей у дошкольников» для применения её на практике.

В течение года

Картотека: «Игры и задания для развития математических способностей у дошкольников» для применения её на практике, учитывая индивидуальные особенности детей.

Разработать перспективный план последовательности этапов работы с детьми.

В течение года

Перспективный план работы с детьми (электронный).

Разработка цикла занятий, мероприятий, развлечений, игр.

Конспекты НОД.

Разработать дидактические игры по развитию математических способностей у дошкольников.

Ноябрь - май

Картотека д\игр

Составление анкет для выявления знаний родителей об особенностях развития эмоциональной сферы их детей.

В течение года

Бланки анкет по теме.

Разработка консультаций для родителей по теме: «Основные функции дидактической игры по математике»

Электронные конспекты информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты, консультации, беседы)

Участие моё (лично) и воспитанников в конкурсах различных уровней.

В течение года

Дипломы победителей и участников, конспекты и рисунки.

Оформление папки с практическими работами детей «Юные математики»

Май

Папка с практическими работами детей.

Творческий отчёт.

Презентация: «Мы решаем и считаем».

Работа с родителями

Практический этап

(октябрь – май)

Составление анкет для проведения анкетирования родителей на тему: «Развивающие игры в условиях семьи».

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты) по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Ежемесячно.

Стенд в приёмной комнате, памятки, буклеты, информационные листовки. Сборник (электронные конспекты) групповых и индивидуальных консультаций

Сентябрь

Бланки анкет по теме: «Развивающие игры в условиях семьи».

Консультация для родителей: «По дороге в детский сад».

Анализ анкетирования родителей по теме: «Развивающие игры в условиях семьи».

Октябрь

Бланки анкет

с ответами.

Консультация для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

Ноябрь

Конспект (электронный).

Оформление папки-передвижки для родителей: «Математика - это интересно».

Изготовление дидактических пособий: «Весёлая математика».

Декабрь

Конспект

(электронный).

Информационные листы на тему: «Математика в гостях у семьи», «Почему ребенку нужны математические игры».

Декабрь

Конспект (электронный).

Консультация для родителей: «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

Январь

Конспект (электронный).

Консультация для родителей: «Создание предметно развивающей среды в домашних условиях».

Февраль

Конспект (электронный).

Оформление папки-передвижки: «Роль семьи в развитии математических способностей ребёнка». 

Март

Конспект (электронный).

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии математических способностей ребёнка».

Проектная детско-родительская деятельность: «Дидактические игры по математике».

Апрель

Дидактические игры.

Выставка работ совместной деятельности детей и родителей: «Наши занимательные игры».

Май

Выставка работ совместной деятельности детей и родителей

Работа с детьми

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

В течение года

Сентябрь

Работа по модернизации предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Занимательная математика»).

В течение года

Организация различных видов детской деятельности, по теме (НОД, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры, сюжетно-ролевые игры, выставка детских работ и т.д.)

Беседа «Как люди научились считать».

Подгрупповые и индивидуальные игры: «Чему учат счётные палочки».

Сентябрь

Конспект (электронный).

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

Октябрь

Конспекты (электронные варианты).

Беседа «По дороге в детский сад

Подгрупповые и индивидуальные игры: «Загадки, задачки-шутки», «Занимательные вопросы».

Ноябрь

Конспект (электронный).

Фотоотчёт

(электронный).

Подгрупповые и индивидуальные игры: «Игры путешествие во времени».

Декабрь

Фотоотчёт

(электронный).

Подгрупповые и индивидуальные игры: «Замечательные пуговицы».

Январь

Фотоотчёт

(электронный).

Подгрупповые и индивидуальные занятия «Мы строители» с использованием строительного материала.

Февраль

Фотоотчёт

(электронный).

Подгрупповые и инд. занятия с использованием настольно-печатных игр: «Игры с цифрами и числами».

Март

Фотоотчёт

(электронный).

Развлечение для детей «Путешествие в страну чудес».

Апрель

Фотоотчёт

(электронный).

Математическое развлечение

Май

Фотоотчёт

Итоговая диагностика.

Май

Мониторинг

Обобщающий

этап

Обмен опытом с коллегами.

Творческий отчёт.

Май

Презентация:

Самореализация:

1. Участие в системе методической работы ДОУ.

2. Участие в методических объединениях, семинарах, практикумов, вебинарах, конференциях, мастер- классах.

3. Участие в различных конкурсах конспектов.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме и оформление результатов работы с приемами, сочетающими практическую и игровую деятельность дошкольников.

Перечень используемой литературы:

1. Михайлова З.А «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва, 1990г.

2. Иванова Е. Ю. «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

3. Волина В.И. «Веселая математика» - Москва, 1999г.

4. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике».

  1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
  3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
  4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
  5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
  6. «Играем в числа» — серия пособий
  7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
  8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
  9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
  10. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  11. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.
  12. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
  13. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
  14. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
  15. «Играем в числа» — серия пособий
  16. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
  17. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
  18. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

    10. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет», М.: ТЦ   Сфера,   2001.

    11. А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и дети»

    12. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

    13. Т.В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников»

М.: Просвещение, 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Самообразование по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность" 2018 - 2021 гг

Актуальность темы:Предмет математики настолько серьёзен, что надоне упускать случая, сделать его занимательным.Б.  ПаскальОбучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важн...

План работы по самообразованию по теме: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью дидактических, пальчиковых игр". Возраст 4-5 лет

Дидактическая игра- это по сути обучение, это такая деятельность при которой дети получают или закрепляют информацию, полученные из повседневной жизни. Пальчиковые игры-создают благоприятный эмоциона...

План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.

Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ:  «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО».

Цель: повысить профессиональную компетентность и педагогическое мастерство через самообразование. Задачи самообразования:1. Изучить и обобщить педагогическую методическую литературу по ...