«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством ДИП «Сонор"
учебно-методический материал (старшая группа)

Николаева Розалия Михайловна

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sonor_nikolaeva_r.m.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  «МИЧИЛ» С. БЕТЮНГ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ВИЛЮЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                                 678208 Вилюйский улус, с. Бетюнг ул. Новая, 9 тел. 8 411 32 27-3-37

Доклад на тему:

«Развитие математических способностей у детей

дошкольного возраста посредством  ДИП «Сонор».

                                                                           Выполнила: Воспитатель МБДОУ

                                                                           Николаева Розалия Михайловна

с. Бетюнг 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………….…………………………………………...………………………...3

1. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..4

1.1 Специфика развития математических способностей………………………….….……4

1.2 Формирование математических способностей детей дошкольного возраста. Логическое мышление…………………………………………………...…………………...5

2 ДИП «Сонор» в процессе математического развития детей дошкольного возраста……………..………………………………………………………………………....7

2.1 Роль ДИП «Сонор»…………………………………………..………………………..…..7

2.2 Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через ДИП «Сонор»…………………………………................................................................…….8

Заключение…………………………………………...………………….………...…………..12

Список используемой литературы…………….……………………………………….……..14

Введение

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей -  развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

        Психолого-педагогической наукой обоснована целесообразность раннего развития интеллектуальных сил детей, но недостаточно разработаны механизмы ее реализации. Анализ передовой практики показывает возможность раннего развития математического мышления детей. Одним из оптимальных средств для этого являются динамические игры преследования.

Простота и легкость усвоения правил динамических интеллектуальных игр преследования (ДИП) имеет преимущество над традиционными интеллектуальными играми, шахматами и шашками. ДИП моделируют различные процессы преследования с помощью фигур (фишек), изображающих преследователей и убегающих.


             1 Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

                 1.1 Специфика развития математических способностей

В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих  требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.

Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.

Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):

1) Способность к формализации математического материала, к отделению  формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными  структурами, структурами отношений и связей;

2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому   рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах,      обосновании, выводах;

5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми       структурами;

6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого  на обратный ход мысли);

7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и  трафаретов;

8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные      особенности также вытекают из особенностей математической науки, что      это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом  связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

1.2 Формирование математических способностей детей

дошкольного возраста. Логическое мышление

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и
т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

2 ДИП «Сонор» в процессе математического развития детей

дошкольного возраста

2.1 Роль ДИП «Сонор»

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

        Игровой метод  имеет ряд преимуществ. Игра – естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

        Постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности отношение к самому себе. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от выученности соответствующего правила, от степени усвоения определенных знаний. Игра «Сонор» дает возможность ребенку оценивать свою выдумку, сообразительность, а не только прилежание и старательность.

        ДИП развивают у детей все характеристики математического мышления: теоретическое, логическое и абстрактное, память, геометрическое воображение, творческую интуицию, изобретательность, смекалку, внимание, мастерство в составлении плана и принятия оптимального решения в сложной ситуации.  

        Возможности ДИП как средства формирования математического мышления детей дошкольного возраста способствуют развитию:

- наглядно-образности и наглядно-действенности - необходимых компонентов процесса усвоения знаний и умений;

- самостоятельности ставить, принимать и решать игровые задачи;

- творческого подхода к решению поставленных задач, формированию познавательных способностей, инициативы принятия решения ;

- усвоения математических знаний, повышения культуры мышления, в результате применения алгоритмов и алгоритмических предписаний;

- умственных действий, способности управлять собой в сложных ситуациях.

2.2 Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через ДИП «Сонор»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

С помощью игры «Сонор» непринужденно в форме игры ребенок знакомится и овладевает основными математическими понятиями, как состав чисел, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры, порядковый и обратный счет, сложение и вычитание, первые представления умножения и деления, логическое развитие. Например: С самого начала детям дается понятие о том, что фигуры имеют круглое основание, игровое поле, по которому они передвигаются, прямоугольное, имеет деление на сектора. Фигуры убегающих одинаковые по размеру основания, а в остальном могут друг от друга отличаться. Фигуры убегающих одинаковые по размеру основания, а в остальном могут друг от друга отличаться. Фигуры преследователей имеют основание в 2 раза больше основания убегающих.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных ДИП «Сонор». Она учит ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании ДИП «Сонор» широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Если у ребенка возникают трудности при счете, попросите его самого считать предметы вслух. Время от времени спрашивайте у ребенка: "Сколько больших фишек?", "Сколько маленьких фишек?" и т. п.

Очень полезно сравнивать поле и фишки, в которых есть и общее, и отличное.  Спросите малыша, чем они отличаются. Просите его самого рисовать поле.

Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше  и т. д. у меня было 5 фишек, а сейчас осталось 4, на 1 меньше.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Примерные игры обучению счету и основам математики:

1.Игра «Один - много»

Ход игры:

Показать детям поле и спросить: - Сколько на поле кругов?  - Сколько больших кругов, а сколько маленьких?

2.Игра «Больший - маленький»

Ход игры:

Предложить детям найти большой круг – покрасить в красный цвет. Маленький круг – в желтый цвет.

3.Игра «Назови правильно»

Ход игры:

Предложить детям поле разного цвета. Спросить  у детей: - Какого цвета у тебя поле?

4. Игра «Лото»

Ход игры:

Раздать детям поле разного цвета. Показать фишки разного цвета и спросить: - Какого цвета фишка? Красный. У кого есть поле красного цвета?...

5. Игра «Считаем до 5»

Ход игры:

Показать детям поле с фишками. Спросить у детей: - Сколько  фишек ?

6. Игра «Что изменилось?»

Ход игры:

На поле ставим фишки разного цвета, внимательно смотрим, закрываем глаза, убираем одну фишку . – Какого цвета фишки не стало?

Вариант игры: фишки стоят на 1-й, 2-й, 3-й линии.

7.Игра «Смотри и запомни»

Ход игры:

Предложить детям  посмотреть и запомнить где стоят фишки на поле. Потом ставят на своем поле, что запомнили.

8. Игра «Посмотри и сравни»

Ход игры:

Дети сравнивают два поля.

9. Игра «Слушай, смотри и считай»

Ход игры:

Детям загадываем загадку: Заяц на рынке (ставим большую фишку) купил ботинки (раскладываем на поле  маленькие фишки)

                                                   В лесу примерял

                                                   Все потерял.

                                                   Плачет косой:

                                                   Зима на носу,

                                                   Замерзну в лесу.

- Сколько ботинок потерял заяц?

10. Игра «Считай, закрашивай»

- Сколько фишек на поле?

- Первую фишку закрашиваем в красный цвет.

- Вторую фишку – в зеленый цвет. И.т.д.

11. Игра «Кто внимательный?»

Ход игры:

Поставить на поле столько фишек, сколько раз постучу.

12. Игра «Собери поле»

Ход игры:

Предлагаем детям разрезное поле.

Вариант игры: игра- соревнование.

13. Игра «Тренируем  руки»

Ход игры:

Предложить детям нарисовать на поле круги. Вверху  - один, внизу – два, слева – один, справа – один.

Вариант игры: на первой линии – два круга, на второй линии – один круг и.т.д.

14. Игра «Кто быстрее доберется до финиша?»

Ход игры:

Предложить детям, используя линейку ,измерять расстояние до финиша. И узнать кто быстрее доберется до финиша.

Вариант игры: «Кого быстрее поймает Лиса?».

15. Игра «Решаем задачи»

Ход игры:

Предложить детям решить задачи:

-- Старушка  Бэйбэрикээн  пошла  искать коров. Две коровы убежали в лес. Сколько коров нашла старушка Бэйбэрикээн?

-- Девочка Туйаара пошла гулять в лес. Увидела красивых бабочек и хотела их поймать. Три бабочки улетели. Сколько бабочек поймала девочка Туйаара?

        

Заключение

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

С помощью ДИП «Сонор» непринужденно в форме игры ребенок знакомится и овладевает основными математическими понятиями, как состав чисел, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры, порядковый и обратный счет, сложение и вычитание, первые представления умножения и деления, логическое развитие

Благодаря ДИП «Сонор» удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.


Список используемой литературы:

1.Алексеев Н.К., Голиков А.И. Игра «Сонор» в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. – Якутск. Бичик, 2002

2.Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2002.

3. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

6. Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических интеллектуальных игр преследования. Новосибирск: Наука, 2002

7. ЖИПТО в педагогическом процессе средней общеобразовательной школы / Отв. ред. Голиков А.И..- Якутск, 2012

8. Игровая технология ЖИПТО в Республике Саха (Якутия): сборник статей / Сост. Троева-Лугинова Е.Д.- Якутск, 2013

9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.

10. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000

11. Математика от трех до семи / Учебное метадическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

12. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.

13. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.

14. Радугин А.А. Психология и педагогика - Москва, 2000 г.

Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.

15. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985.

16. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

17. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Рекомендации  для  использования в  работе  по  математическому  развитию  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Презентация "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Опыт работы МДОБУ "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»«Детский сад №105 г. Орска»Подготовил старший воспитательДолгополова И.С....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...