Конспект беседы "Русская изба и национальный костюм".
план-конспект занятия (средняя группа)
Тема: «Русская изба и национальный костюм»
Задачи:
- продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями; с русским костюмом;
- развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_russkoy_izbe_i_nats._kostyume.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
20.04.2022г. Конспект беседы по программе воспитания: модуль 3 «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции» в средней группе №6.
Выполнила воспитатель: Гладких М. Н.
Тема: «Русская изба и национальный костюм»
Задачи:
- продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями; с русским костюмом;
- развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.); русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель: (звучит русская народная мелодия).
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.
Воспитатель: Посмотрите, какая была одежда в давние времена. Как называется наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи?
Демонстрация картинки старинной русской одежды.
Воспитатель: Женщины носили головные уборы – платки, кокошники. мужчины картузы. Наши девочки тоже нарядились в сарафаны, сейчас мы им покроем головы платочками.
Звучит фонограмма русской народной мелодии.
Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим проходите.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Демонстрация макета «Русская печь»
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?
Демонстрация картинки из сказки «По щучьему велению»
Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
Демонстрация чугунка.
Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек».
Подвижная игра «Ручеек» под русскую народную песню «Калинка-малинка».
Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, чтобы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?
Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)
Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (Люлька.)
Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.
Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешки)
Показ игрушки.
Рефлексия:
Воспитатель: Много нового и интересного мы с вами сегодня увидели и узнали. Какие предметы вам показались самыми необычными, больше всего запомнились? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Кукла в национальном костюме"
Конспект занятия по рисованию "Кукла в национальном костюме"...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»
Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры. Задачи. Закрепить названия цветов - познание, художественное творчество. Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традиция...
Конспект интегрированного занятия "Мордовский национальный костюм"
Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.Задачи. Закрепить названия цветов – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Уточнить и закрепить знания детей о...
конспект ООД "Красота башкирского национального костюма"
Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию в старшей группе на тему "Красота башкирского национального костюма"...
Конспект занятия «Знакомство с национальными костюмами татарского народа» в средней группе
Конспект занятия «Знакомство с национальными костюмами татарского народа» в средней группе...
Конспект занятия ,,Кукла в национальном костюме,,
Познакомить детей с женским и мужским русским национальным костюмом...
Конспект НОД "Куклы в национальных костюмах"
Воспитание толерантности...