Конспект НОД "Куклы в национальных костюмах"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15 «Семицветик»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Куклы в национальных костюмах»
Подготовила:
А.З. Жаппарова
воспитатель высшей категории
Тема: «Куклы в национальных костюмах» Цель: Воспитание толерантного поведения.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи:
- учить детей различать национальные костюмы: русский, башкирский, марийский;
- развивать интерес к людям различных национальностей: их языку, костюмам, быту;
- воспитывать желание делать приятное для людей, дарить подарки, сделанные своими руками.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать желание делать приятное для взрослых.
«Речевое развитие»:
- обогащать активный словарь (башкирка, русская, марийка, льняная рубаха, камзол);
- познакомить с новыми словами (пестик, маслобойка).
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Совершенствовать навыки работы с глиной, умение применять приемы раскатывания, расплющивания, прижатия, промазывания.
Используемые методы и приемы:
- наглядные: показ фотографий и иллюстраций;
- словесные: рассказ воспитателя, беседа;
- игровые: игра с бабушкой;
- практические: лепка из глины.
Материалы и оборудование:
- куклы в народных костюмах,
- сундучок,
- маслобойка,
- глина,
- доска для лепки,
- стеки,
- тряпка для рук,
- аудиозапись с народными мелодиями.
Ход
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать? (открывает конверт) - Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдем к ней? (дети приходят к бабушке)
Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.
Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного.
Хотите посмотреть. (Достает куклу в русском костюме)
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы? Кукла: Из древней Руси.
Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?
Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает
«госпожа».
Воспитатель: Аня, посмотри, что есть еще в сундуке (достает куклу в башкирском наряде)
Кукла: Исәнмесез. Здравствуйте!
Бабушка: А вы кто такая?
Кукла: Я – башкирка Айсылу. Мое имя означает – «красивая луна».
Бабушка: Расскажи о своем костюме.
Кукла: Я одета в башкирское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.
Дети: Спасибо.
Бабушка: Оля, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в марийском костюме)
Кукла: Сайулыда! Здравствуйте!
Дети: Расскажите нам, кто вы такая?
Кукла: Я – марийка Айвика. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье (тувыр) с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен лентами, тесьмой. На
голове платок (шовыч), на ногах лапти (йондал). В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение (такия). Они богато украшены лентами, бисером, бусами, камнями. На грудь надеваю нагрудное украшение – сога, полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям бусы, жемчуг (показ).
Дети: А что означает ваше имя?
Кукла: Айвика в переводе «сильная».
Воспитатель: Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, башкирская кукла Айсылу и марийская кукла Айвика).
Бабушка: А вы дети знаете, что означают ваши имена? Узнайте, это интересно. Хочу вас свежим деревенским маслом угостить. Схожу к соседке за маслобойкой, у меня она, смотрите, треснула. А вы пока поиграйте на свежем воздухе, я скоро вернусь (уходит).
Воспитатель: Давайте ребята сделаем бабушке подарок. Почему маслобойка так называется, ребята? (сбивают в нем масло). Внимательно рассмотрим ее: она высокая, дно закрыто, сверху открыто, есть палка для сбивания масла. Она называется пестик.
- На что похожи стенки посуды? (на цилиндр)
- А дно? (на круг)
- Я научу вас лепить из глины маслобойку. Берем глину, делим на 2 части. Одну часть (большую) отложим в сторону, вторую делим на 2 части. Из одного маленького куска глины скатаем шар и расплющим ее в небольшой диск, отложим в сторону.
Берем большой кусок глины, раскатаем его в толстый, не очень длинный валик. Валик расплющить так, чтобы получилась полоска, ленточка. Теперь эту ленточку соединим так, чтобы получился цилиндр. Хорошо загладим место соединения. У нас получилась стенка маслобойки, а дно уже есть.
Поставим цилиндр на диск-дно, прижмем плотно и хорошо примажем стенку ко дну. Вот и получилась маслобойка.
- Чем сбивают масло? (пестиком)
- Из третьего куска глины скатаем длинный валик, не очень тонкий. Пест готов.
Стекой аккуратно нарисуем элементы национального орнамента. Наша маслобойка готова. А вот и бабушка пришла.
Бабушка: Вот беда, беда… У соседки тоже маслобойка сломалась. Что же теперь делать?
Дети: Бабушка, не переживайте. Мы много маслобоек сделали, хватит всем вашим соседям и знакомым.
(Дети вручают бабушке подарки, а бабушка угощает детей чаем с пирогами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Поэзия национального костюма"
Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40 Конспект занятияпо непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Аппликация") по теме: "Поэзия национального ...
Конспект НООД /Эрзянский национальный костюм/ Вторая младшая группа
Цель: - формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке.Задачи:-продолжать расширять представления детей о родном крае.-познакомить ребя...
конспект занятия"Русский национальный костюм"
Приобщение дошкольников к народной культуре...
Конспект занятия «Грузинский национальный костюм»
Конспект занятия по формированию целостной картины мира, в рамках проекта "Азбука в России"...
Конспект НОД "Башкирский национальный костюм"
Задачи: 1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, ...
Конспект занятия "Мордовский национальный костюм мокшан и эрзян"
Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве....
План-конспект "Собери картинку национальных костюмов"
Формировать представления о народных русских костюмах, закреплять знания детей о национальной одежде, прививать интерес к национальной культуре, Родине. Развивать зрительное восприятие, внимание, логи...