Конспект интегрированного занятия "Мордовский национальный костюм"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.
Задачи. Закрепить названия цветов – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традициях, народном творчестве, мордовском костюме – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Учить симметрично располагать элементы на салфетке- художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы- познавательное развитие.
Воспитывать любовь к малой Родине – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Развивающая среда. Аудиозапись мордовской народной музыки, мордовский национальный костюм, картинки, слайды с изображением национального костюма, кукла одетая в мордовский национальный костюм, ленточки- синего, черного, красного, желтого цвета, загадки на мордовском языке, бумага(салфетки), гуашь.
Предварительная работа. Рассматривание куклы в национальном костюме и отдельных элементов узора; рассматривание слайдов по теме; чтение мордовских стихов, загадывание загадок; разучивание «Мордовского танца»; разучивание песни «Веселые путешественники»; разучивание мордовской народной игры «Кругса».
Ход
Вводная беседа.
Воспитатель.
-Ребята, в какой Республике мы живем? (в Мордовии)
-Как называется столица Мордовии? (Саранск)
-В каком городе мы живем? (в Рузаевке)
-А какие города вы еще знаете? ( Инсар, Темников, Ардатов, Ковылкино) (обязательно рассматриваем слайды по интерактивной доске.)
(Звучит мордовская народная музыка. Входит девочка в мордовском национальном костюме)
Алда. Шумбратада шабат! (Здравствуйте ,дети!)
Дети. Шумбрат! (Здравствуйте !)
Воспитатель. Что привело тебя к нам, девочка?
Алда. Вы хотите немного попутешествовать?
Дети. Да!
Алда. Я хочу пригласить вас в необычное путешествие на поезде. Занимайте места. А чтобы не было скучно, пусть звучит песня.
(Песня «Веселые путешественники»)
Алда. Итак, мы подъехали к первой станции «Музей»
(Детей встречает Агра и показывает куклу в мордовском национальном костюме)
Агра. Ребята, в какой костюм одета кукла?(Мордовский национальный костюм)
Агра. Дети, посмотрите внимательно, какие знакомые цвета вам встретились?(Ответы детей на мордовском языке: синий- сенем, черный-равжа, красный-якстерь, желтый-тюжя)
Алда. Как называется эта красивая рубаха? (Панар)
Алда. А передник? (Ркава)
Алда.Платок?(Руця)
Алда.Сапоги?(Кемот)
Алда. Молодцы! А теперь в путь!
(Дети отвечают на вопросы и прощаются с Агрой на мордовском языке)
( Едут дальше и поют песню «Веселые путешественники»)
Алда. Станция «Игровая»
(Встречает детей клоун- затейник и приглашает детей поиграть в игру)
Мордовская народная подвижная игра «Кругса»
(Алда играет вместе с детьми )
Клоун-затейник. Молодцы, ребята! Вижу вы очень внимательные, это вам в жизни пригодится. Досвидания!
Алда. Поехали дальше.
(Дети поют песню «Веселые путешественники»)
Алда. Станция «Поэтическая»
(Детей встречает бабушка-загадушка)
Бабушка-Загадушка. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)
Дети. Шумбрат! (Здравствуйте!)
Бабушка – Загадушка. Меня зовут бабушка-Загадушка. Я очень люблю загадывать загадки. Попробуйте их отгадать.
1 Одежды себе не шью, а холст постоянно тку? (Паук и паутина)
2 Горбатая бабушка все поле обойдет? (Серп)
3 Куда я не пойду- везде я мать? (Солнце)
4 В поле идет величиной с блоху, с поля возвращается величиной с шапку? (Репа)
Бабушка – Загадушка. Молодцы! С загадками справились. А стихи читать умеете? (Дети читают стихи)
1реб. Шуди ару ляйнясь,
Кодане сиянь,
И кудря волнанят
Кепси тифтенянь.
2реб. Ой тон,пакся,пакся,
Ащат , кода карта,
Ваномот мон яксян
Ялганянень мархта.
Бабушка-Загадушка. Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали и стихи хорошо читали.
Агра. Ну а нам пора спешить на поезд. Поехали! Досвидания, Бабушка-Загадушка. (Дети поют песню «Веселые путешественники»)
Агра. Станция «Танцевальная». Весело весну встречаем, всех на танец приглашаем! (Звучит музыка. Дети исполняют «Мордовский танец» )
Агра. Поедем дальше?
Дети: Да! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)
Агра. Станция «Рисовальная» (Детей встречает Карандаш)
Карандаш. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)
Дети. Шумбрат! (Здравствуйте!)
Карандаш. Я очень рад , что вы остановились на моей станции ! Я не просто карандаш, я ведь друг надежный вам. Стоит мне взмахнуть своим волшебным карандашом и вы превратитесь все в художников. (Взмахивает карандашом и дети садятся за столы. Просит детей, чтобы они расписали салфетки мордовским орнаментом . Показывается образец и вместе с детьми разбирает его)
Карандаш. Ребята, какие геометрические фигуры спрятались в орнаменте? (квадрат, ромб) Какую форму имеет ваша салфетка? (Квадратную)
Дети приступают к рисованию мордовского орнамента.)
(В ходе работы воспитатель и Карандаш помогает детям индивидуально.)
Алда и Карандаш. Ребята, все ваши салфетки очень красивые и веселые. Молодцы!
Алда. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)
Дети Карандашу. Няемозонк! (Досвидания!)
Анализ занятия.
Воспитатель. Вот мы и приехали в детский сад. Я хочу вам сказать, что вы все были активны, внимательны. Хорошо читали стихи, отгадывали загадки, танцевали.
А салфетки получились как у настоящих художников! Молодцы!
Приложение.
Мордовская народная игра «Кругса»
Цели. Сближать детей, учить узнавать друг друга, развивать внимание.
Ход. Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись!
Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос, другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чье имя будет угадано, становятся водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг и игра продолжается дальше.
Правила. После каждого узнавания игрока дети становятся в круг, игра начинается сначала.
Литература
1.Самородов К.Т. Мордовские пословицы и присловья. Мордовское книжное издательство. Саранск. 1988 г.
2.ВласенкоГ.Я. Танцы народов Поволжья. Самарский университет. 1992г.
3. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007 г.
4. Зайцева В.Н. Детские песни и песенки. Изд-во Москва. 2006 г.
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. «Просвещение» 1983г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyat._mord_kostyum_-_kopiya.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение
«Детский сад №50 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
«МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»
(Подготовительная группа)
ПОДГОТОВИЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ: МАХРОВА А.В.
Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.
Задачи. Закрепить названия цветов – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традициях, народном творчестве, мордовском костюме – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Учить симметрично располагать элементы на салфетке- художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы- познавательное развитие.
Воспитывать любовь к малой Родине – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Развивающая среда. Аудиозапись мордовской народной музыки, мордовский национальный костюм, картинки, слайды с изображением национального костюма, кукла одетая в мордовский национальный костюм, ленточки- синего, черного, красного, желтого цвета, загадки на мордовском языке, бумага(салфетки), гуашь.
Предварительная работа. Рассматривание куклы в национальном костюме и отдельных элементов узора; рассматривание слайдов по теме; чтение мордовских стихов, загадывание загадок; разучивание «Мордовского танца»; разучивание песни «Веселые путешественники»; разучивание мордовской народной игры «Кругса».
Ход
Вводная беседа.
Воспитатель.
-Ребята, в какой Республике мы живем? (в Мордовии)
-Как называется столица Мордовии? (Саранск)
-В каком городе мы живем? (в Рузаевке)
-А какие города вы еще знаете? ( Инсар, Темников, Ардатов, Ковылкино) (обязательно рассматриваем слайды по интерактивной доске.)
(Звучит мордовская народная музыка. Входит девочка в мордовском национальном костюме)
Алда. Шумбратада шабат! (Здравствуйте ,дети!)
Дети. Шумбрат! (Здравствуйте !)
Воспитатель. Что привело тебя к нам, девочка?
Алда. Вы хотите немного попутешествовать?
Дети. Да!
Алда. Я хочу пригласить вас в необычное путешествие на поезде. Занимайте места. А чтобы не было скучно, пусть звучит песня.
(Песня «Веселые путешественники»)
Алда. Итак, мы подъехали к первой станции «Музей»
(Детей встречает Агра и показывает куклу в мордовском национальном костюме)
Агра. Ребята, в какой костюм одета кукла?(Мордовский национальный костюм)
Агра. Дети, посмотрите внимательно, какие знакомые цвета вам встретились?(Ответы детей на мордовском языке: синий- сенем, черный-равжа, красный-якстерь, желтый-тюжя)
Алда. Как называется эта красивая рубаха? (Панар)
Алда. А передник? (Ркава)
Алда.Платок?(Руця)
Алда.Сапоги?(Кемот)
Алда. Молодцы! А теперь в путь!
(Дети отвечают на вопросы и прощаются с Агрой на мордовском языке)
( Едут дальше и поют песню «Веселые путешественники»)
Алда. Станция «Игровая»
(Встречает детей клоун- затейник и приглашает детей поиграть в игру)
Мордовская народная подвижная игра «Кругса»
(Алда играет вместе с детьми )
Клоун-затейник. Молодцы, ребята! Вижу вы очень внимательные, это вам в жизни пригодится. Досвидания!
Алда. Поехали дальше.
(Дети поют песню «Веселые путешественники»)
Алда. Станция «Поэтическая»
(Детей встречает бабушка-загадушка)
Бабушка-Загадушка. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)
Дети. Шумбрат! (Здравствуйте!)
Бабушка – Загадушка. Меня зовут бабушка-Загадушка. Я очень люблю загадывать загадки. Попробуйте их отгадать.
1 Одежды себе не шью, а холст постоянно тку? (Паук и паутина)
2 Горбатая бабушка все поле обойдет? (Серп)
3 Куда я не пойду- везде я мать? (Солнце)
4 В поле идет величиной с блоху, с поля возвращается величиной с шапку? (Репа)
Бабушка – Загадушка. Молодцы! С загадками справились. А стихи читать умеете? (Дети читают стихи)
1реб. Шуди ару ляйнясь,
Кодане сиянь,
И кудря волнанят
Кепси тифтенянь.
2реб. Ой тон,пакся,пакся,
Ащат , кода карта,
Ваномот мон яксян
Ялганянень мархта.
Бабушка-Загадушка. Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали и стихи хорошо читали.
Агра. Ну а нам пора спешить на поезд. Поехали! Досвидания, Бабушка-Загадушка. (Дети поют песню «Веселые путешественники»)
Агра. Станция «Танцевальная». Весело весну встречаем, всех на танец приглашаем! (Звучит музыка. Дети исполняют «Мордовский танец» )
Агра. Поедем дальше?
Дети: Да! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)
Агра. Станция «Рисовальная» (Детей встречает Карандаш)
Карандаш. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)
Дети. Шумбрат! (Здравствуйте!)
Карандаш. Я очень рад , что вы остановились на моей станции ! Я не просто карандаш, я ведь друг надежный вам. Стоит мне взмахнуть своим волшебным карандашом и вы превратитесь все в художников. (Взмахивает карандашом и дети садятся за столы. Просит детей, чтобы они расписали салфетки мордовским орнаментом . Показывается образец и вместе с детьми разбирает его)
Карандаш. Ребята, какие геометрические фигуры спрятались в орнаменте? (квадрат, ромб) Какую форму имеет ваша салфетка? (Квадратную)
Дети приступают к рисованию мордовского орнамента.)
(В ходе работы воспитатель и Карандаш помогает детям индивидуально.)
Алда и Карандаш. Ребята, все ваши салфетки очень красивые и веселые. Молодцы!
Алда. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)
Дети Карандашу. Няемозонк! (Досвидания!)
Анализ занятия.
Воспитатель. Вот мы и приехали в детский сад. Я хочу вам сказать, что вы все были активны, внимательны. Хорошо читали стихи, отгадывали загадки, танцевали.
А салфетки получились как у настоящих художников! Молодцы!
Приложение.
Мордовская народная игра «Кругса»
Цели. Сближать детей, учить узнавать друг друга, развивать внимание.
Ход. Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись!
Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос, другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чье имя будет угадано, становятся водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг и игра продолжается дальше.
Правила. После каждого узнавания игрока дети становятся в круг, игра начинается сначала.
Литература
1.Самородов К.Т. Мордовские пословицы и присловья. Мордовское книжное издательство. Саранск. 1988 г.
2.ВласенкоГ.Я. Танцы народов Поволжья. Самарский университет. 1992г.
3. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007 г.
4. Зайцева В.Н. Детские песни и песенки. Изд-во Москва. 2006 г.
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. «Просвещение» 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Поэзия национального костюма"
Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40 Конспект занятияпо непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Аппликация") по теме: "Поэзия национального ...
Конспект НООД /Эрзянский национальный костюм/ Вторая младшая группа
Цель: - формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке.Задачи:-продолжать расширять представления детей о родном крае.-познакомить ребя...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»
Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры. Задачи. Закрепить названия цветов - познание, художественное творчество. Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традиция...
конспект занятия"Русский национальный костюм"
Приобщение дошкольников к народной культуре...
Конспект занятия «Грузинский национальный костюм»
Конспект занятия по формированию целостной картины мира, в рамках проекта "Азбука в России"...
Конспект НОД "Башкирский национальный костюм"
Задачи: 1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, ...
Конспект занятия "Мордовский национальный костюм мокшан и эрзян"
Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве....