Программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности « Диковинное рисование»
методическая разработка (средняя группа)

Цель:

Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dikovennoe_risovanie_starshie.doc967.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Дельфин»»

Утверждено:

на педагогическом совете

№1  от «30» августа 2023 г.

        

Программа  дополнительного образования художественно – эстетической направленности

« Диковинное рисование»

для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Составила:

Бахтина А.С. - воспитатель

ЗАТО город Железногорск, 2023год

Пояснительная записка

Актуальность и новизна программы

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Диковинное рисование » направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Направленность образовательной программы

Художественно-эстетическая — данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Социально-педагогическая — программа направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Цель:

Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детей среднего дошкольного возраста:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  •  печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Средняя группа – количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 анятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе - 30 мин

Старшая группа – количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей  группе – 25 мин.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • персональные выставки обучающихся;
  • итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
  • педагогическое наблюдение.

Структура занятия

1. Вступительная часть (5- 7 мин).

2. Выполнение задания (10-20 мин).

3. Заключительная часть (5– 7 мин).

Условия организации занятий:

  1. Каждое занятие строится в виде игровой ситуации с использованием сюрпризных моментов,
  2. Демонстрируемый предмет обследуется ребенком (рассматривается со всех сторон, ощупывается)
  3. На каждом занятии воспитатель показывает образец выполнения задания, дается установка,
  4. Занятие начинается с художественного слова, в процессе выполнения задания используются подсказ и похвала.

Ожидаемый результат

К  концу второго года обучения ребенок должен:

  • Развить мелкую моторику;
  • Улучшить цветовосприятие;
  • Повысить уровень воображения и самооценки;
  • Сформировать навыки трудовой деятельности;
  • Расширить тактильное восприятие;
  • Расширить и обогатить художественный опят;
  • Улучшить концентрацию внимания.

К концу 3 года обучения ребенок должен:

  • Сформировать предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом
  • Сформировать навыки трудовой деятельности;
  • Уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • Проявлять активность и самостоятельность в изодеятельности;
  • Развить мелкую моторику;
  • Улучшить цветовосприятие;
  • Повысить концентрацию внимания;
  • Повысить уровень воображения и самооценки.


Учебно-тематический план

Средний возраст (с 4 до 5 лет)

Тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Вводное занятие,  Диагностика

1

1

2

Рисование штампами

5,5

0,5

6

3

Освоение техники «тычок жесткой полусухой кистью»

3,5

0,5

4

4

Рисование свечей, восковыми карандашами

3,5

0,5

4

5

Черно-белый граттаж

3,5

0,5

4

6

Рисование с помощью риса, соли, манки.

2,5

0,5

3

7

Рисование с помощью ватные дисков, палочек.

1,5

0,5

2

8

Печать по трафарету

3,5

0,5

4

9

Рисование мятой бумагой

2,5

0,5

3

11

Освоение техники рисования мыльными пузырями.

1,5

0,5

2

12

Закрепление материала

3

-

3

Итого

30,5

5,5

36

Старший возраст (с 5 до 7 лет)

Тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1

Вводное, диагностика

1

1

2

2

Кляксография трубочкой

3,5

0,5

4

3

Рисование штампами

6,5

0,5

7

4

Рисование пальчиками, ладошкой

2,5

0,5

3

5

Монотипия

5,5

0,5

6

6

Набрызги

1,5

0,5

2

7

Восковые мелки + акварель

3,5

0,5

4

8

Тычок полусухой жесткой кистью

3,5

0,5

4

9

Рисование солью, манкой, песком

2,5

0,5

3

10

Волшебные веревочки

4,5

0,5

5

11

Граттаж

7,5

0,5

8

12

Рисование мыльными пузырями

4

-

4

13

Тиснение

4,5

0,5

5

14

Пуантилизм. (Точечная живопись)

1,5

0,5

2

15

Узелковый батик

3,5

0,5

4

16

Пластилинография

4

-

4

17

Закрепление материала

3

-

3

Итого

64,5

7,5

72

Содержание программы средний возраст

  1. Вводное занятие, диагностика. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Диагностика исходного уровня развития детей. Работа с понравившемся дидактическим материалом.
  2. Рисование штампами. Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля, яблоком, пуговицами, мешочками с крупой, пузырчатой упаковкой, фабричные штампы. Показать прием получения отпечатка. Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги, Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. Познакомить с техникой печатания ладошками. Музыкальные минутки. Дидактические игры. Физминутки.
  3. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги, Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Музыкальные минутки. Дидактические игры. Физминутки.
  4. Рисование свечей, восковыми карандашами. Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Музыкальные минутки. Дидактические игры. Физминутки.
  5. Черно-белый и цветной граттаж. Научить новому способу получения изображения – граттажу. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность. Музыкальные минутки. Дидактические игры. Физминутки.
  6. Рисование с помощью риса, соли, манки. Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу или соль на отдельный участок, аккуратно окрашивать, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Музыкальные минутки. Дидактические игры. Физминутки.
  7. Рисование с помощью ватные дисков, палочек. Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
  8. Печать по трафарету.  Познакомить детей с техникой печати по трафарету, способствовать пониманию ребенком границ рисунка. Музыкальные минутки. Дидактические игры. Физминутки.
  9. Рисование мятой бумагой. Познакомить детей с техникой скатывания бумаги, салфеток. Обмакивания их в краску и оставлять отпечаток на бумаге. Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование.
  10. Освоение техники рисования мыльными пузырями. Создание картин из мыльных пузырей, Цветочная поляна, подводный мир. Музыкальные минутки. Дидактические игры. Физминутки.
  11. Закрепление материала. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. Закрепление полученного опята. Музыкальные минутки. Дидактические игры. Физминутки.

Содержание программы старший возраст

  1. Вводное занятие, диагностика. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Диагностика исходного уровня развития детей. Работа с понравившемся дидактическим материалом.
  2. Кляксография трубочкой. Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. Учить капать краску на бумагу и раздувать ее из трубочки, создавая рисунок, помогать ребенку придумать что получилось и дорисовывать получившееся изображение.
  3. Рисование штампами. Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля, яблоком, пуговицами, мешочками с крупой, пузырчатой упаковкой, фабричные штампы. Показать прием получения отпечатка. Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги, Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. Познакомить с техникой печатания ладошками.
  4. Рисование пальчиками, ладошкой. Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
  5. Монотипия. Учить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист.
  6. Набрызги Познакомить с новым способом изображения снега – «Набрызги». Учить приему макнув щетку в краску, быстро пальцем или карандашом проводим по ворсу, направив кисть на бумагу. Обогащать речь эстетическими терминами.
  7. Восковые мелки + акварель. Познакомить с техникой рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Познакомить с техникой граттаж (начальный этап), освоить прием закрашивания листа бумаги свечой
  8. Тычок полусухой жесткой кистью Учить создавать образ филина, используя технику тычка, наносить рисунок по всей поверхности бумаги, Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
  9. Рисование солью, манкой, песком. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения, Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения
  10. Волшебные веревочки. Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. Учить детей  опускать нитку в краску, отжимать ее. Затем на листе бумаги выкладывать из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывать другой лист, прижимать, придерживая рукой, и вытягивать нитку за кончик. Дорисовывать недостающие детали.
  11. Черно-белый и цветной граттаж. Научить новому способу получения изображения – граттажу. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность
  12. Рисование мыльными пузырями. Создание картин из мыльных пузырей. Учим разводить краску в баночке с пузырями, трубочкой дуть в баночку, прикладывать лист к получившимся пузырям, додумывать ринунок, дорисовывать недостающие детали.
  13. Тиснение. Помогать ребёнку нарисовать простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), иногда использовать шаблон из картона. Затем учим ребенка под рисунок подкладывать предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.
  14. Пуантилизм. (Точечная живопись). Познакомить детей со стилем  живописи, для которого характерно изображение при помощи геометрически правильных мазков цвета, прямоугольников или точек.  При рисовании пользоваться шаблоном, заполняя части рисунка точками нужного размера. При рисовании пользоваться ватными палочками.
  15. Узелковый батик. Познакомить детей с техникой рисования с помощью пуговиц и ткани. Учить детей обтягивать тканью пуговицу, обвязывать ее веревочкой и завязывать бантиком, формируя «мешочек». Закрепить умения работать с жидкой краской. Развивать чувство композиции, цвета, фантазию и творчество.
  16. Пластилинография. Познакомить детей с техникой рисования пластилином. С помощью пластилина изучать с детьми способность одного цвета влиять на оттенок другого. Учить детей смешивать разные цвета для получения более светлого. На занятиях учимся раскрашивать черно - белые картинки с помощью пластилина. За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребенок использует пластилин нужных цветов.
  17. Закрепление материала. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами. Закрепление полученного опыта.

Методическое обеспечение образовательной программы

Виды  методической продукции:

  • методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
  • бюллетень, информационно-методический сборник,

Виды дидактических материалов:

  • естественный или натуральный (образцы материалов, живые объекты, машины и их части и т.п.);
  • объёмный (макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
  • схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, рисунки, плакаты,);
  • картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы, презентации.);
  • звуковой (аудиозаписи);
  • смешанный ( видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
  • дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
  • тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы

Помещение:

  • учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Материалы:

  • технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор, музыкальный центр.
  • Спортинвентарь: кегли, мячи, дорожка ребристая и т.д.
  • Краски гуашь, бумага плотная, альбомы для рисования, нитки, поролон, восковые мелки, кисточки разной толщины и жесткости, трубочки для сока, ватные палочки, салфетки разноцветные, мыльные пузыри.

Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
  11.  Электронный  ресурс http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-itogovogo-nod-v-starshei-grupe-s-ispolzovaniem-netradicionoi-tehniki-risovanija-uzelkovyi-batik-vesenie-cvet.html 


Приложение 1

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№/n

Ф.И.

Реб.

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

итог

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н

К.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н.- начало года

К.- конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Перспективный план дополнительного образования художественно - эстетической направленности. "Маленькие волшебники"

Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники....

Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »

   Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ .  Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...

Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »

   Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ .  Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...

Программа по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Таланты без границ» (нетрадиционные технологии рисования) подготовительная группа оздоровительной направленности

Программа «Таланты без границ» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду&ra...

Проект по дополнительному образованию художественно-эстетического направления "Удивительный мир красок" (нетрадиционные технологии рисования)

   Проект «Удивительный мир красок»» художественно-эстетической направленности создан на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельн...