Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет "Нейролепка"
рабочая программа (младшая группа)
Цели и задачи.
Целью курса "Нейролепка" является всестороннее развитие детей через взаимодействие с пластилином и выполнение упражнений, способствующих развитию когнитивных процессов, мелкой моторики и межполушарных связей. Занятия направлены на улучшение внимания, памяти, мышления, креативности, а также формирование эмоциональной устойчивости.
Задачи занятий
- Развитие мелкой моторики: тренировка мышц рук и пальцев через работу с пластилином.
- Формирование межполушарных связей: выполнение упражнений, включающих одновременные действия обеими руками.
- Развитие когнитивных процессов: улучшение внимания, памяти и мышления через игру и лепку.
- Развитие креативности и воображения: создание различных форм и фигур, сочинение историй и работа с динамическими сюжетами.
- Эмоциональная регуляция: снятие стресса и развитие терпения, усидчивости, аккуратности.
- Подготовка к школе: формирование навыков планирования, доведения дел до конца и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_neyrolepka.docx | 567.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 «Дельфин»»
Утверждено:
на педагогическом совете
№1 от «28» августа 2024 г.
Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет
"Нейролепка"
Разработчик:
Бахтина А.С.
Воспитатель
Железногорск, 2024
Пояснительная записка
1.1 Актуальность и новизна программы
Нейролепка — это уникальная методика, которая объединяет в себе элементы нейрогимнастики и лепку из пластилина, создавая гармоничный баланс между развитием когнитивных и моторных навыков. У детей 3-4 лет развитие мелкой моторики и координации движений тесно связано с формированием речи, внимания и памяти. Нейролепка стимулирует активизацию межполушарных связей мозга, что особенно важно в этом возрасте для гармоничного психофизического развития ребенка.
Мягкие и эластичные материалы, такие как пластилин, обеспечивают тактильную стимуляцию, которая положительно влияет на нервную систему. Занятия позволяют детям не только улучшать моторику, но и развивать воображение, творческие способности, концентрацию и эмоциональную устойчивость.
Общеобразовательная программа художественной направленности построена с учётомспецифики дополнительного образования детей. В программе предусмотрены три раздела полепке: тестопластика, пластилинография и лепка из воздушного пластилина.
1.2. Цели и задачи.
Целью курса "Нейролепка" является всестороннее развитие детей через взаимодействие с пластилином и выполнение упражнений, способствующих развитию когнитивных процессов, мелкой моторики и межполушарных связей. Занятия направлены на улучшение внимания, памяти, мышления, креативности, а также формирование эмоциональной устойчивости.
Задачи занятий
- Развитие мелкой моторики: тренировка мышц рук и пальцев через работу с пластилином.
- Формирование межполушарных связей: выполнение упражнений, включающих одновременные действия обеими руками.
- Развитие когнитивных процессов: улучшение внимания, памяти и мышления через игру и лепку.
- Развитие креативности и воображения: создание различных форм и фигур, сочинение историй и работа с динамическими сюжетами.
- Эмоциональная регуляция: снятие стресса и развитие терпения, усидчивости, аккуратности.
- Подготовка к школе: формирование навыков планирования, доведения дел до конца и самостоятельности.
1.3.Ожидаемые результаты реализации программы
К концу курса можно ожидать следующие достижения у детей:
- Развитие мелкой моторики: улучшение точности и координации движений рук и пальцев, укрепление мышц кистей, что способствует подготовке к навыкам письма.
- Формирование межполушарных связей: дети будут лучше координировать одновременные действия обеими руками, что способствует развитию взаимосвязей между полушариями мозга, улучшая общую когнитивную функцию.
- Повышение когнитивных навыков: дети станут более внимательными, усидчивыми, будут лучше запоминать и выполнять задания, развивая таким образом память, концентрацию и логическое мышление.
- Развитие креативности и воображения: дети научатся выражать свои идеи через лепку, создавая разнообразные формы и сюжеты. Они станут увереннее в своих творческих способностях и будут охотнее экспериментировать с материалами.
- Эмоциональная устойчивость: занятия помогут детям лучше справляться с тревогой и стрессом через тактильное взаимодействие с пластилином. Они станут более спокойными и уверенными в себе.
- Социальные навыки: через групповые задания и творческое взаимодействие дети научатся работать в команде, проявлять терпение, выслушивать и принимать чужие идеи.
- Подготовка к школе: дети приобретут навыки планирования, настойчивости и умения завершать начатое дело, что окажет положительное влияние на их готовность к школьному обучению.
2. Содержательный раздел.
2.1.Проектирование образовательной области
Работа кружка включает следующие разделы:
Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, физминутки;
-Ручная умелость - задания по лепке, рисовании пластилином улучшают координацию движения пальцев.
-Работа с сыпучими материалами для украшения поделок знакомит с названиями круп, орехов,семечек, семян.
2.3.Методы и приёмы
Содержание работы направлено на использование основных приёмов лепки. Конспекты занятий составлены с учётом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приёмов заметно оживляют занятия, вызывает интерес, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитие их творческих способностей. Предметный материал занятий постепенно усложняется, от простого к сложному.
3.Организационный раздел
3.1.Организация занятия кружка
Программа реализуется с сентября по май. Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 15 минут для детей 3-4 лет. Всего 16 занятий.
Форма работы – подгрупповая (8-10 человек)
Примерное содержание занятий
- Разминка и нейрогимнастика (2-3 минут): упражнения с одновременной работой обеих рук (например, катание шариков разными руками).
- Основная часть (8-10 минут): работа с пластилином — создание простых форм, заполнение картинок пластилином, придание объема элементам.
- Завершение занятия (3-5 минут): релаксационные упражнения, направленные на снятие напряжения и закрепление результатов.
3.2.Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятия | Тема | Задачи | Содержание |
Октябрь | 1 | Знакомство с пластилином: мир форм и цветов | Познакомить со свойствами пластилина | Вводное занятие, где дети знакомятся с пластилином, его текстурой и основными техниками работы. Они будут лепить простые формы — шарики, колбаски, блинчики. Дети также начнут различать цвета и смешивать пластилин для получения новых оттенков. |
2 | Зёрнышки для курочки | Совершенствовать моторику рук, учить прёму отщипывания и скатывания шарика | 1.П.Г.«Ладушки» 2.лепка зёрнышек пшена 3.д/и «детки» 4.самомассаж зёрнами пшена | |
Ноябрь | 3 | Первые снежинки | Развивать мелкую моторику рук. Знакомить с явлениями погоды - снег, Закрепить название цвета, продолжать учить лепить лучики и прикреплять их к середине снежинки. | 1.упр.«Человечки». 2.показ приёмов лепки. 3. составление композиции. 4. игра «Снежинки» |
4 | Снеговик | Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить лепить предметы круглой формы разной величины и украшать готовое изделие | 1.упр.«Солнечные лучи». 2.показ приёмов лепки. 3. лепка шаров разной величины. 4. составление снеговика и его украшение применяя бусины, веточки. 5. игра «Снежный ком» | |
Декабрь | 5 | Угощение для зимующих птиц | Развивать мелкую моторику рук, Вызвать сочувствие зимующим птицам и чувство ответственности за них, Познакомить с рационом питания птиц. Продолжить применять в лепке знакомые приёмы. | 1.упр.»Замок» 2.рассказозимующих птицах. 3.показприёмовлепки. 4.лепкаугощения. 5.игра «Совушка» |
6 | Ёлочная игрушка | Развивать мелкую моторику рук. Продолжать лепить предметы круглой формы и разной величины. Познакомить с праздником «Новый год» и с обычаем украшать ёлку. | 1.упр.«Очки» 2.рассказ про праздник «Новый год». 3. показ лепки образца. 4.украшение готового изделия пайетками 5.игра «Новогодний хоровод» | |
Январь | 7 | Дорога в сказку: лепим волшебный лес | Вызывать интерес к созданию волшебных деревьев; научить использовать пластилин для изготовления волшебных плодов и ягод; побуждать детей фантазировать и наделять волшебные деревья чудесными качествами; | 1.Упр. «Молоток-пила» 2.Лепка стволов и кроны деревьев 3.Дети придумывают, кто может жить в этом лесу, тренируя фантазию. |
8 | Ночное небо со звёздами. | Развивать мелкую моторику рук. знакомить с временем суток. Продолжать знакомить со способом лепки налепливание. | 1.упр.«Дружные пальчики». 2.демострация способа налепливания. 3.работадетей по образцу. 4.игра «День и ночь» | |
Февраль | 9 | Веселые человечки: развитие образного мышления | Закреплять умения раскатывать колбаски разной величины. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. |
|
10 | Волшебный зоопарк: лепка фантазийных существ | -учить делить пластилин на нужное количество частей; -при лепке туловища и головы пользоваться приёмом раскатывания пластилина кругообразными движениями между ладонями -при лепке ушей - приёмами раскатывания палочек и сплющивания | 1. упр. «Перекресты» 2. Обсуждение, какими бывают животные 2.Лепка животных по собственному замыслу, сохраняя части тела 3.Обыгрывание слепленных фигурок | |
Март | 11 | Цветы для мамы | Развивать мелкую моторику рук. Знакомить с основными праздниками Вызывать желание делать подарки для близких. Продолжать учить лепить изделия округлой формы и составлять из них цветок. | 1.упр. «Цветок». 2.показ приёмов лепки. 3.лепка цветка. 4.игра «Ты расти» |
12 | Мороженое для всех: учимся лепить конусы | Учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Закрепить умение отщипывать небольшое количество для лепки |
| |
Апрель | 13 | Вербная веточка | Развивать мелкую моторику рук. Познакомить с народными праздниками (Вербное воскресенье) и обычаями. Учить детей лепить капельки из круглой формы. | 1.упр.«Кулак-ребро- ладошка» 2.рассказ о празднике. Демонстрация иллюстраций. 3.показ способа лепки. 4.работа детей по образцу. 5.игра «Солнышко» |
14 | Пуговицы для мишки: маленькие формы | развивать умение отделять маленькие комочки от большого куска пластилина, умение располагать комочки (пуговицы) на ограниченном пространстве; - развивать умение сплющивать комочек между ладонями, прижимать сплющенный комочек (пуговицу) в ограниченном пространстве; - развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный); |
| |
Май | 15 | Салют | Развитие мелкой моторики рук. Знакомство с официальными праздниками (День Победы). Закрепить способ налепливания | 1.Упражнение «флажок). 2.Показ образца работы. 3.Работа детей по образцу. 4.Игра «дождик» |
16 | Цветы для пчёлки | Развитие мелкой моторики рук. Вспомнить разные способы лепки цветочных лепестков (шарик, капля). Продолжать развивать умение работать в коллективе. | 1.упр.«Пчёлы». 2.показ готового образца. 3.работа детей по образцу. 4.совместное оформление работы. 5.игра «Пчёлки на поляне» |
3.4. Литература
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3-4лет». Конспекты занятий. М., Мозаика-Синтез, 2009г.
- Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей раннего возраста.» - Изд-во: Детство- пресс, 2013г.
- Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).» / М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина- СПб: «Паритет», 2002г.
- Гаврилова С.Е. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.» - Ярославль: Академия развития, 2009г.
- Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.- М.:Аркти, 2008г.
- Васильева Л.Ф. «теоретические основы прикладной кинезиологии.» - Москва, изд-во ВИС, 2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...