Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет "Нейролепка"
рабочая программа (младшая группа)

Цели и задачи.

  Целью курса "Нейролепка" является всестороннее развитие детей через взаимодействие с пластилином и выполнение упражнений, способствующих развитию когнитивных процессов, мелкой моторики и межполушарных связей. Занятия направлены на улучшение внимания, памяти, мышления, креативности, а также формирование эмоциональной устойчивости.

Задачи занятий

  1. Развитие мелкой моторики: тренировка мышц рук и пальцев через работу с пластилином.
  2. Формирование межполушарных связей: выполнение упражнений, включающих одновременные действия обеими руками.
  3. Развитие когнитивных процессов: улучшение внимания, памяти и мышления через игру и лепку.
  4. Развитие креативности и воображения: создание различных форм и фигур, сочинение историй и работа с динамическими сюжетами.
  5. Эмоциональная регуляция: снятие стресса и развитие терпения, усидчивости, аккуратности.
  6. Подготовка к школе: формирование навыков планирования, доведения дел до конца и самостоятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_neyrolepka.docx567.61 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\2024 - 25\2024-25аттестация\Бахтина\материалы\нейролепка 001.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Дельфин»»

Утверждено:

на педагогическом совете

№1  от «28» августа 2024 г.

        

Программа дополнительного образования для детей  3-4 лет

"Нейролепка"

Разработчик:

Бахтина А.С.

Воспитатель

Железногорск, 2024


Пояснительная записка

1.1 Актуальность и новизна программы

Нейролепка — это уникальная методика, которая объединяет в себе элементы нейрогимнастики и лепку из пластилина, создавая гармоничный баланс между развитием когнитивных и моторных навыков. У детей 3-4 лет развитие мелкой моторики и координации движений тесно связано с формированием речи, внимания и памяти. Нейролепка стимулирует активизацию межполушарных связей мозга, что особенно важно в этом возрасте для гармоничного психофизического развития ребенка.

Мягкие и эластичные материалы, такие как пластилин, обеспечивают тактильную стимуляцию, которая положительно влияет на нервную систему. Занятия позволяют детям не только улучшать моторику, но и развивать воображение, творческие способности, концентрацию и эмоциональную устойчивость.

Общеобразовательная программа художественной направленности построена с учётомспецифики дополнительного образования детей. В программе предусмотрены три раздела полепке: тестопластика, пластилинография и лепка из воздушного пластилина.

1.2. Цели и задачи.

  Целью курса "Нейролепка" является всестороннее развитие детей через взаимодействие с пластилином и выполнение упражнений, способствующих развитию когнитивных процессов, мелкой моторики и межполушарных связей. Занятия направлены на улучшение внимания, памяти, мышления, креативности, а также формирование эмоциональной устойчивости.

Задачи занятий

  1. Развитие мелкой моторики: тренировка мышц рук и пальцев через работу с пластилином.
  2. Формирование межполушарных связей: выполнение упражнений, включающих одновременные действия обеими руками.
  3. Развитие когнитивных процессов: улучшение внимания, памяти и мышления через игру и лепку.
  4. Развитие креативности и воображения: создание различных форм и фигур, сочинение историй и работа с динамическими сюжетами.
  5. Эмоциональная регуляция: снятие стресса и развитие терпения, усидчивости, аккуратности.
  6. Подготовка к школе: формирование навыков планирования, доведения дел до конца и самостоятельности.

1.3.Ожидаемые результаты реализации программы
К концу курса можно ожидать следующие достижения у детей:

  1. Развитие мелкой моторики: улучшение точности и координации движений рук и пальцев, укрепление мышц кистей, что способствует подготовке к навыкам письма.
  2. Формирование межполушарных связей: дети будут лучше координировать одновременные действия обеими руками, что способствует развитию взаимосвязей между полушариями мозга, улучшая общую когнитивную функцию.
  3. Повышение когнитивных навыков: дети станут более внимательными, усидчивыми, будут лучше запоминать и выполнять задания, развивая таким образом память, концентрацию и логическое мышление.
  4. Развитие креативности и воображения: дети научатся выражать свои идеи через лепку, создавая разнообразные формы и сюжеты. Они станут увереннее в своих творческих способностях и будут охотнее экспериментировать с материалами.
  5. Эмоциональная устойчивость: занятия помогут детям лучше справляться с тревогой и стрессом через тактильное взаимодействие с пластилином. Они станут более спокойными и уверенными в себе.
  6. Социальные навыки: через групповые задания и творческое взаимодействие дети научатся работать в команде, проявлять терпение, выслушивать и принимать чужие идеи.
  7. Подготовка к школе: дети приобретут навыки планирования, настойчивости и умения завершать начатое дело, что окажет положительное влияние на их готовность к школьному обучению.

2. Содержательный раздел.

2.1.Проектирование образовательной области

Работа кружка включает следующие разделы:

Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, физминутки;

-Ручная умелость - задания по лепке, рисовании пластилином улучшают координацию движения пальцев.

-Работа с сыпучими материалами для украшения поделок знакомит с названиями круп, орехов,семечек, семян.

2.3.Методы и приёмы

Содержание работы направлено на использование основных приёмов лепки. Конспекты занятий составлены с учётом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приёмов заметно оживляют занятия, вызывает интерес, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитие их творческих способностей. Предметный материал занятий постепенно усложняется, от простого к сложному.

3.Организационный раздел

3.1.Организация занятия кружка

Программа реализуется с сентября по май. Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 15 минут для детей 3-4 лет. Всего 16 занятий.

Форма работы – подгрупповая (8-10 человек)
Примерное содержание занятий

  1. Разминка и нейрогимнастика (2-3 минут): упражнения с одновременной работой обеих рук (например, катание шариков разными руками).
  2. Основная часть (8-10 минут): работа с пластилином — создание простых форм, заполнение картинок пластилином, придание объема элементам.
  3. Завершение занятия (3-5 минут): релаксационные упражнения, направленные на снятие напряжения и закрепление результатов.

3.2.Календарно-тематическое планирование

Месяц

занятия

Тема

Задачи

Содержание

Октябрь

1

Знакомство с пластилином: мир форм и цветов

Познакомить со свойствами

пластилина

Вводное занятие, где дети знакомятся с пластилином, его текстурой и основными техниками работы. Они будут лепить простые формы — шарики, колбаски, блинчики. Дети также начнут различать цвета и смешивать пластилин для получения новых оттенков.

2

Зёрнышки для курочки

Совершенствовать моторику рук, учить прёму отщипывания и скатывания

шарика

1.П.Г.«Ладушки»

2.лепка зёрнышек пшена

3.д/и «детки»

4.самомассаж зёрнами пшена

Ноябрь

3

 Первые снежинки

Развивать мелкую моторику рук. Знакомить с явлениями погоды - снег, Закрепить название цвета,

продолжать

учить лепить лучики и прикреплять их к середине

снежинки.

1.упр.«Человечки».

2.показ приёмов лепки.

3. составление композиции.

4. игра «Снежинки»

4

Снеговик

Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать учить лепить предметы круглой формы разной величины и украшать

готовое изделие

1.упр.«Солнечные лучи».

2.показ приёмов лепки.

3. лепка шаров разной величины.

4. составление снеговика и его украшение применяя бусины, веточки.

5. игра «Снежный ком»

Декабрь

5

Угощение для

зимующих птиц

Развивать мелкую моторику рук, Вызвать сочувствие зимующим птицам и чувство ответственности за них, Познакомить с рационом питания птиц. Продолжить применять в лепке знакомые

приёмы.

1.упр.»Замок»

2.рассказозимующих птицах.

3.показприёмовлепки.

4.лепкаугощения.

5.игра «Совушка»

6

Ёлочная игрушка

Развивать мелкую моторику рук. Продолжать лепить предметы круглой формы и разной величины.

Познакомить с праздником

«Новый год» и с обычаем украшать

ёлку.

1.упр.«Очки»

2.рассказ про праздник

«Новый год».

3. показ лепки образца.

4.украшение готового изделия пайетками

5.игра «Новогодний хоровод»

Январь

7

Дорога в сказку: лепим волшебный лес

Вызывать интерес к созданию волшебных деревьев; научить использовать пластилин для изготовления волшебных плодов и ягод; побуждать детей фантазировать и наделять волшебные деревья чудесными качествами;

1.Упр. «Молоток-пила»

2.Лепка стволов и кроны деревьев

3.Дети придумывают, кто может жить в этом лесу, тренируя фантазию.

8

Ночное небо со звёздами.

Развивать мелкую моторику рук. знакомить с временем суток.

Продолжать знакомить со способом лепки налепливание.

1.упр.«Дружные пальчики».

2.демострация способа налепливания.

3.работадетей по образцу.

4.игра «День и ночь»

Февраль

9

Веселые человечки: развитие образного мышления

Закреплять умения раскатывать колбаски разной величины.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

  1. Упр. «Нос-ухо»
  2. Вспоминаем части тела
  3. Лепка простых человечков из пластилина
  4. Игра: каждый ребенок придумывает, чем занимается его человечек.

10

Волшебный зоопарк: лепка фантазийных существ

-учить делить пластилин на нужное количество частей;

-при лепке туловища и головы пользоваться приёмом раскатывания пластилина кругообразными движениями между ладонями

-при лепке ушей - приёмами раскатывания палочек и сплющивания

1. упр. «Перекресты»

2. Обсуждение,  какими бывают животные

2.Лепка животных по собственному замыслу, сохраняя части тела

3.Обыгрывание слепленных фигурок

Март

11

Цветы для

мамы

Развивать мелкую моторику рук.

 Знакомить с основными

праздниками

Вызывать желание делать подарки для близких.

Продолжать учить лепить изделия округлой формы и составлять из них цветок.

1.упр. «Цветок».

2.показ приёмов лепки.

3.лепка цветка.

4.игра «Ты расти»

12

Мороженое для всех: учимся лепить конусы

Учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.

Закрепить умение отщипывать небольшое количество для лепки

  1. Упражнение «Путаница»
  2. Лепка простого мороженого: шарик на конусе.
  3. Дети учатся катать конусы и придавать форму шарикам.
  4. Обыгрывание слепленных фигурок.

Апрель

13

Вербная

веточка

Развивать

мелкую

моторику рук.

Познакомить

с народными

праздниками

(Вербное

воскресенье)

и обычаями.

Учить детей

лепить

капельки из

круглой

формы.

1.упр.«Кулак-ребро-

ладошка»

2.рассказ о празднике.

Демонстрация

иллюстраций.

3.показ способа лепки.

4.работа детей по образцу.

5.игра «Солнышко»

14

Пуговицы для мишки: маленькие формы

развивать умение отделять маленькие комочки от большого куска пластилина, умение располагать комочки (пуговицы) на ограниченном пространстве;

- развивать умение сплющивать комочек между ладонями, прижимать сплющенный комочек (пуговицу) в ограниченном пространстве;

- развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный);

  1. Упражнение «Цепочка»
  2. Лепка маленьких пуговиц разной формы (круглые, квадратные) для игрушек.
  3. Украшение пуговиц узорами.

Май

15

Салют

Развитие мелкой моторики рук.

Знакомство с

официальными

праздниками

(День Победы).

Закрепить способ

налепливания

1.Упражнение «флажок).

2.Показ образца работы.

3.Работа детей по образцу.

4.Игра «дождик»

16

Цветы для

пчёлки

Развитие мелкой моторики рук.

Вспомнить

разные способы

лепки цветочных

лепестков (шарик,

капля).

Продолжать развивать умение

работать в коллективе.

1.упр.«Пчёлы».

2.показ готового образца.

3.работа детей по образцу.

4.совместное оформление

работы.

5.игра «Пчёлки на поляне»

3.4. Литература

  1. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3-4лет». Конспекты занятий. М., Мозаика-Синтез, 2009г.
  2. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей раннего возраста.» - Изд-во: Детство- пресс, 2013г.
  3. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).» / М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина- СПб: «Паритет», 2002г.
  4. Гаврилова С.Е. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.» - Ярославль: Академия развития, 2009г.
  5. Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.- М.:Аркти, 2008г.
  6. Васильева Л.Ф. «теоретические основы прикладной кинезиологии.» - Москва, изд-во ВИС, 2003г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...