«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
статья (подготовительная группа)
Опыт по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
« Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
В деятельности дошкольных образовательных учреждений важным моментом является формирование духовно-нравственных ценностей у детей. Данный процесс является достаточно сложным, который длится на протяжении всей жизни. Однако, его основы закладываются в раннем детстве. Период дошкольного возраста является наиболее важным, поскольку в это время происходит формирование у детей представления о своем месте и своей роли в жизни и в обществе, а также его духовно-нравственное сознание и самосознание
Духовно-нравственные характеристики включают в себя дружбу, уважение, милосердие, доброту, любовь к ближнему, взаимопомощь. Духовно-нравственное воспитание тесно связано с внутренним миром ребенка, принятием духовных ценностей, формированием характера. Ребенок развивается целостно в определенных условиях благодаря взаимодействию с окружающими, приобретая их опыт, нормы морали, образцы поведения. Стремление к духовным ценностям помогает ребенку легче преодолевать жизненные преграды, жить в гармонии с собой и окружающими.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современности все чаще отмечается утрата обществом сформированных ранее принципов и норм морали. Именно на данном этапе ребенку необходима всесторонняя поддержка для правильного понимания основ формирования личности, а также духовно-нравственных ценностей в частности, что объясняется стремлением общества передать следующему поколению систему нравственных ценностей.
Духовно-нравственными ценностями называются некие ориентиры, определяющие взаимодействие человека с объектами действительности и регулирующие его поведение, а также являющиеся основой его социальных поступков и личностного выбора
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является первой и самой важной ступенью в развитии личности ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок воспринимает и переживает свои первые духовные и нравственные впечатления, в результате чего образуется опыт, в дальнейшем определяющий его жизненный путь. Отличительной чертой процесса духовно-нравственного развития является длительность и непрерывность, в то время как его результаты отсрочены во времени.
Важнейшими задачами нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются формирование нравственных чувств и поведения, положительных навыков, представлений и поступков. Воспитание нравственных чувств у дошкольников зарождается в процессе общения со взрослыми, в результате чего у ребенка происходит представление таких понятий, как привязанность, любовь, совесть и мораль.
Отмечается несколько этапов нравственного становления личности ребенка, а именно: развитие понимания о нравственном качестве (ценности), возникновение мотивов, появление отношения к качеству (ценности), потребность и практическая реализация, которая проявляется в собственных поведении и поступках.
Процесс духовно-нравственного воспитания сложная структура, включающая в себя взаимодействие детей с воспитателем, а также внутри коллектива, которая направлена на достижение должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В результате формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста основное место занимают семья и дошкольное образовательное учреждение. Поэтому для эффективного личностного развития необходимо именно взаимодействие этих двух воспитательных институтов. Именно родители закладывают основы нравственности человека, норм поведения, ценностные ориентиры, которые будут для ребенка определяющими в жизни. Помимо вышесказанных духовных качеств семья содействует развитию у ребенка индивидуальности, творческой активности и навыков общения.
Стоит подчеркнуть, что в современном мире помимо произошедших глобальных изменений во всех областях жизни человека, институт семьи переживает сильнейший кризис. Следствием данной ситуации является утрата преемственности традиций и нарушение межпоколенческих связей.
Первым и особо важным звеном системы образования являются дошкольные образовательные учреждения, где происходит дальнейшее приумножение нравственного опыта. Духовно-нравственное воспитание напрямую объединено с всесторонним развитием ребенка.
На сегодняшний день система дошкольного образования с каждым годом все больше модифицируется. С одной стороны, такие изменения происходят в следствие запросов общества, поэтому они необходимы, с другой стороны – для слишком быстрых изменений не всегда должным образом подготовлена основа для перемен. Предъявляются новые требования к образовательной организации, профессиональной компетенции педагога и воспитателя, профессиональным знаниям, навыкам и умениям, поощряется инновационная деятельность, новаторство в работе.
Проблема формирования у дошкольников нравственных качеств, охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса. В условиях перехода на новую Федеральную государственную программу дошкольного образования, основными задачами духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является развитие патриотизма и гражданственности; организация гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации и к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Особую значимость в деятельности воспитателя играет его личностная направленность, которая включает в себя умение создать необходимые условия для ребенка, его развития и социализации. У педагогов дошкольных образовательных учреждений должны присутствовать такие качества, как доброжелательность, принятие, умение правильно строить диалог с детьми, учитывая их особенности и возможности. Личность воспитателя непосредственно влияет на формирование качеств личности ребенка, таким образом, он является духовно-нравственным ориентиром дошкольника
В настоящее время отмечается тенденция снижения воспитательной функции семьи. Поэтому многие родители перекладывают полностью процесс воспитания на дошкольные образовательные учреждения, считая, что фундамент для становления личности ребенка был уже заложен семьей, а дальнейшее его развитие является прямыми обязанностями педагогов. Также важной проблемой отношений между детьми и родителями является отсутствие у последних специализированных знаний в области педагогики и психологии, что приводит к непониманиям в семье, а также дефициту внимания у детей
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения является необходимым условием оптимального формирования духовно-нравственных ценностей детей. Педагогов и родителей объединяет общая цель: формирование личности ребенка, его нравственное развитие. Поэтому наиболее эффективной формой взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений является сотрудничество.
Связь педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста имеет следующие особенности: осуществление партнерских отношений с семьей каждого ребенка; объединение усилий в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста; организация взаимопонимания и общности интересов; активизация и обогащение воспитательных умений и навыков у родителей. Все формы взаимодействия педагогов с родителями по вопросам нравственного воспитания дошкольников подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
При организации проведения занятий и использования определенных методов необходимо учитывать специфику детского возраста. Важным моментом является то, что духовно-нравственное развитие дошкольника определяется именно степенью социального развития и вовлечением в культурные традиции, связанными в первую очередь с уровнем воспитания и образования ребенка, а также образом жизни его семьи
Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей является достаточно сложным процессом становления личности ребенка. Для его восстановления и поддержания необходимо объединение деятельности всех социальных институтов, которые оказывают прямое воздействие на развитие и воспитание ребенка
Список литературы
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. - М., 1978. - 238 с.
- Бородина О. В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. – 2017. - № 1 - С.96–97.
- Илюхина, Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе / Т. Г. Илюхина // Молодой ученый. - 2017. - № 38 (172). - С. 105-107.
- Меньшиков В.М., Ильина О.С. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении: задачи, принципы, содержание, технологии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - №3 (47).
- Огольцова, Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. // Молодой ученый. - 2020. - № 11 (301). - С. 259-261.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...