ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЫПУСКНОЙ ВАЛЬС»
рабочая программа (подготовительная группа)

Шевченко Елена Николаевна

Данная общеразвивающая программа «Выпускной вальс» ориентирована на запросы и потребности современных детей и их родителей. При определении актуальности программы использован анализ детского и родительского спроса. Ежегодные традиционные выпускные вечера в детских садах не проходят без исполнения вальса, популярность которого растет с каждым годом.

Данная дополнительная общеразвивающая программа предусматривает развитие пластики, координации движений, постановку корпуса; помогает воспитывать у воспитанников чувство ритма и эстетического восприятия мира, оказывает влияние на формирование внутренней культуры человека.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тевризского муниципального района Омской области

«Тевризский детский сад №1»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол заседания № 10

от 30 августа 2024 года

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

«Тевризский детский сад №1»

___________________В.С. Нуржанова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВЫПУСКНОЙ ВАЛЬС»

Направленность программы: художественная

Вид деятельности: хореография

Срок реализации программы: сентябрь 2024 г – май 2025 г (9 месяцев)

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Форма обучения: очная

Автор-составитель:

Шевченко Елена Николаевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Тевризский детский сад №1»

Тевриз, 2024

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цели и задачи реализации программы        5

1.3 Планируемые результаты освоения программы        6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        7

2.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка        7

2.2 Содержание программы        7

2.3 Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Выпускной вальс»        10

2.4 Структура построения занятий        12

2.5 Оценка эффективности освоения программы        13

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        14

3.1 Организация деятельности. Методическое обеспечение программы        14

3.2 Материально-техническое обеспечение и условия реализации программы        14

3.3 Список использованной литературы        15


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выпускной вальс» художественной направленности разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., №273 - ФЗ);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБДОУ «Тевризский детский сад №1».

Данная программа разработана с учетом основных принципов:

  • принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность;
  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений  в определенном порядке, системе;
  • принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
  • принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной  деятельности, их органическую взаимосвязь.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выпускной вальс»  разработана в соответствии и с учётом требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей, а также в соответствии с ФОП ДО, посредством вариативных программ: комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой/, дополнительной  программой по хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н. Калининой.

Данная общеразвивающая программа «Выпускной вальс» ориентирована на запросы и потребности современных детей и их родителей. При определении актуальности программы использован анализ детского и родительского спроса. Ежегодные традиционные выпускные вечера в детских садах не проходят без исполнения вальса, популярность которого растет с каждым годом.

Актуальность программы обусловлена социальным заказом воспитанников подготовительной к школе группы и их родителей, не занимающихся ранее бальными танцами, разучить с ними прощальный вальс к мероприятию «Выпускной вечер».

Данная дополнительная общеразвивающая программа предусматривает развитие пластики, координации движений, постановку корпуса; помогает воспитывать у воспитанников чувство ритма и эстетического восприятия мира, оказывает влияние на формирование внутренней культуры человека.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

Адресат программы: воспитанники подготовительной к школе группы 5-7 лет.

Возрастные особенности: возраст 5-7 лет – это середина детства. В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: движения становятся ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

В этом возрасте дети очень подвижны и энергичны. Иногда эмоции начинают преобладать над сознанием. Поэтому, работая с этой возрастной группой, педагогу необходимо воспитывать волевые качества у детей, поощрять выдержку, упорство, настойчивость.

В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре, воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к музыкальному наследию и современной музыке.

Срок реализации программы: сентябрь 2024 г – май 2025 г (9 месяцев).

Режим занятий: 2 раза в неделю во второй половине дня по 30 минут.

Форма обучения: очная.

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель программы – развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографии через овладение техникой исполнения вальса.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить танцевальными элементами движениям вальса, уметь правильно исполнять движения, взаимодействовать в паре.

Развивающие:

  • Развить музыкальный слух и чувство ритма, художественный вкус и творческие способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей активность и самостоятельность.
  • Сформировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
  • Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

1.3 Планируемые результаты освоения программы

По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:

Дошкольник будет знать:

  • основные понятия бального танца;
  • танцевальные элементы и движения вальса.

Воспитанник будет уметь:

  • применять знания и умения при создании танцевальных композиций;
  • правильно исполнять движения, взаимодействовать в паре.

Итоговое занятие проводится в форме выпускного бала, который является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка

  1. Формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях.
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
  3. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом.
  4. Поддержка инициативы и самостоятельности детей.

2.2 Содержание программы

Учебный план

Наименование разделов

Всего занятий

В том числе

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

I

Введение. Вальс и его особенности.

6

2

4

Опрос, демонстрационный показ.

Вальсовый шаг вперёд и назад.

5

-

5

Показ.

Разворот вперёд и назад.

6

-

6

Практическая работа.

Основной вальсовый ход. Движение «качели».

Вальсовый квадрат.

6

-

6

Показ.

Движения «лодочка», «окошко».

5

-

5

Показ.

Кружение парой.

5

-

5

Соревнование на лучшее исполнение.

Итоговое занятие.

1

-

1

Контрольный показ.

II

Постановочная работа. Выход. Соединение вальсового квадрата и  движений вальса.

6

-

6

Практический показ.

Связка из движений и связка из фигур.

5

-

5

Коллективный

показ.

Итоговое  занятие.

1

-

1

Соревнование на

лучшее исполнение.

III

Четкость исполнения движений.

5

-

5

Показ.

Чистота исполнения

фигур.

5

-

5

Практический показ.

Синхронность в исполнении.

5

-

5

Практический показ.

Выразительность

исполнения.

5

-

5

Практический показ.

Эмоциональность

исполнения.

5

-

5

Показ.

Контрольное занятие.

1

-

1

Исполнение вальса

на «Выпускном вечере».

Итого

72

2

70

Содержание учебного плана.

I. Введение.

Теория. Вводное занятие: цели и задачи. История возникновения и развития. Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи данного курса обучения (стоящие перед воспитанниками) и требования к детям в процессе разучивания вальса. Рассказывается об истории возникновения и развития вальса.

Практика. Позиции рук, ног. Положение рук, головы и корпуса в паре. Вальсовый шаг вперед, назад. Вальсовая дорожка, развороты. Движение «качели», вальсовый квадрат. Разучивание диагонали, движение «лодочки» и «окошко». Фигуры «прямоугольник» и волна. Кружение парой. Итоговое занятие.

II. Постановочная работа.

Теория. Объяснение схемы танца и связок. Составление танцевальной композиции из ранее проученных элементов и комбинаций. При постановке танцевальной композиции следует учесть уровень восприятия, эмоционального и физического развития, интересов детей.

Практика. Соединение вальсового квадрата и диагонали, составление связки из двух движений и двух-трех фигур. Соединение кружения парой с основным ходом. Соединение связок в танцевальную композицию. Итоговое занятие.

III. Репетиционная работа

Теория. Объяснение танцевальной композиции.

Практика. Добиваться чёткости исполнения движения, чистоты исполнения фигур. Отрабатывать синхронность исполнения. Техника танца. Добиваться выразительности и эмоциональности исполнения. Контрольное занятие.

2.3 Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Выпускной вальс»

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Форма аттестации/ контроля

1

Введение. Вальс и его особенности.

6

Опрос, упражнения

Демонстрационный показ.

2

Вальсовый шаг вперёд и назад.

5

Изучение движений.

Показ.

3

Разворот вперёд и назад.

6

Изучение движений.

Практическая работа.

4

Основной вальсовый ход. Движение «качели». Вальсовый квадрат.

6

Изучение движений.

Показ.

5

Движения «лодочка», «окошко».

5

Изучение движений.

Показ.

6

Кружение парой.

5

Изучение движений.

Соревнование на лучшее исполнение.

7

Итоговое занятие.

1

Танец.

Контрольный показ.

8

Постановочная работа. Выход. Соединение вальсового квадрата и движений вальса.

6

Изучение движений.

Практический показ.

9

Связка из движений и связка из фигур.

5

Изучение движений.

Коллективный показ.

10

Итоговое занятие.

1

Танец.

Соревнование на лучшее исполнение.

11

Чёткость исполнения движений.

5

Изучение движений.

Показ.

12

Чистота исполнения фигур.

5

Изучение движений.

Практический показ.

13

Синхронность в исполнении.

5

Изучение движений.

Практический показ.

14

Выразительность исполнения.

5

Изучение движений.

Практический показ.

15

Эмоциональность исполнения.

5

Изучение движений.

Показ.

16

Контрольное

занятие.

1

Танец.

Исполнение вальса на «Выпускном вечере».

17

Итого

72

Место проведения занятий – музыкальный зал детского сада.

2.4 Структура построения занятий

Занятие строится по классическому принципу.  Это вводная, подготовительная, основная, заключительная части занятия.

Вводная часть:

  • вход детей в зал;
  • расстановка детей в зале;
  • проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
  • приветственный поклон.

Подготовительная часть:

  • разминка;
  • дыхательная гимнастика.

Основная часть:

  • разучивание элементов и комбинаций танца;
  • элементы партерной гимнастики;
  • музыкально-танцевальная игра.

Заключительная часть:

  • проверка у детей осанки, позиции ног, рук, головы;
  • прощальный поклон;
  • выход детей из зала.

2.5 Оценка эффективности освоения программы

Критерии определения результативности программы:

1.        Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

2.        Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позах, жестах характер вальса.

3.        Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук в исполнении элементов вальса.

4.        Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.

5.        Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).

6.        Память – способность запоминать музыку и движения.

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и итогов аттестации воспитанников.

Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом на занятиях. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и учитывает темпы продвижения ребёнка, инициативность на занятиях, качество выполнения заданий.

Итоговая аттестация обеспечивает оперативное управление деятельностью воспитанника и проводится с целью определения:

- качества подготовки по программе;

- уровня умений и навыков, сформированных у ребёнка за время обучения. Формой итоговой аттестации служит публичное выступление на выпускном вечере.


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация деятельности. Методическое обеспечение программы

Занятия проводятся во второй половине дня по понедельникам и средам в 15:00 часов.

Форма обучения: очная.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический.

Словесный        метод – позволяет в кротчайшие сроки передать детям информацию, ставить перед ними задачу и указывать пути её решения.

Наглядный метод - исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала.

Практический метод - выполнение практического действия с целью овладения им или повышения его качества исполнения. Метод практических работ предназначен для формирования навыков самостоятельной деятельности.

Педагогические технологии, используемые в предоставлении программного материала: технология группового обучения, технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

3.2 Материально-техническое обеспечение и условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

  1. Музыкальный зал.
  2. Учебники, методические пособия по хореографической деятельности, по изучению бального танца.
  3. СД – диски, флешки, ноутбук, проектор и проекционный экран.
  4. Аппаратура для озвучивания занятий: портативная колонка, музыкальный центр.
  5. Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.

Программа «Выпускной вальс» обеспечивается учебно-методической документацией. В образовательном процессе используются учебно-методические пособия, аудиоматериалы, видеоматериалы.

Реализация программы обеспечивается педагогом, имеющим высшее педагогическое образование, соответствующее профилю данной программы.

3.3 Список использованной литературы

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-еизд.- Л.: Искусство. 1983.-207 с.
  2. Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала.- М.: Владос, 2003.
  3. Современный бальный танец. Под ред. М. В. Стриганова и В. И.Уральской. М., «Просвещение»,1978.
  4. Хамзин Х.Х. Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев. Правильная осанка. - М.,1999.
  5. Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: Айрис-пресс, 1999. – 264 с.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
  7. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  8. Калинина О.Н. Планета танца. – Харьков «Факт», 2016. – 71 с.
  9. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
  10. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
  11. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
  12. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. - 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....