Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений " Умные крышки"
методическая разработка (подготовительная группа)
Мои публикации:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
633009, г. Бердск, ул. Рогачёва, 11; тел. (383-41) 4-73-97;
E-mail: bsk_du09@ mail.ru
Методическая разработка
Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений
« Умные крышки»
Автор составитель:
Гагарина Юлия Олеговна
Воспитатель
г. Бердск 2024 г.
Пояснительная записка
Формирование математических представлений - мощное средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Конечно, большинство знаний дети 6-7 лет получат в школе, но какая-то часть закладывается еще в дошкольном учреждении. Очень важно в этом возрасте развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Работа по развитию математических представлений в большей степени происходит на занятиях. В связи с этим встает вопрос, как сделать занятие по математике интересней?
Ребенок в 6-7 лет должен уметь следующее: понимать смысл сложения и вычитания, добавлять в числовой ряд пропущенные цифры, владеть прямым и обратным счетом в пределах 20, называть соседей числа, (на один больше на один меньше), понимать состав числа, проводить сравнение не только чисел, но и предметов по цвету, форме, размеру, количеству, различать количественный и порядковый счет. Но как показывает практика дошкольники, а потом и будущие первоклашки, часто испытывают трудности в изучении математики. Это может быть вызвано несколькими причинами: недостатками в развитии познавательных процессов: память, мышление, внимание. Или недостаточное развитие процессов саморегуляции и самоконтроля. Также часто встречаются недостатки в развитии мелкой моторики.
Дидактическое пособие « Умные крышки» позволяет развивать усидчивость, сообразительность, умение решать поставленную задачу. Играя в игру, ребенок развивает такие психические функции как память, мышление, внимание, развивает мелкую моторику. Пособие также позволяет пробудить у детей интерес к занятию, любознательность и наблюдательность. Можно использовать как с детьми с нормой, так и с детьми, имеющими статус ОВЗ. А также как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми. Данная дидактическая разработка подготовлена для детей подготовительной группы для развития математической грамотности дошкольников. Она ориентирована на приобретение недостающих умений и навыков либо на систематизацию уже имеющихся знаний по математике.
Актуальность
В настоящее время в работе с дошкольниками используются не только игры и игрушки фабричного производства, но все большую популярность приобретает такое направление работы, как создание и использование дидактических пособий из подручного материала.
Одним из таких пособий является многофункциональное дидактическое пособие «Умные крышки», которое представляет собой набор материалов развивающей направленности. Данное пособие позволяет в игровой форме поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной).
В процессе работы с пособием дети получают информацию об окружающем мире, закрепляют знания о цветах, устный счет, состав числа, развивают тактильные ощущения, учатся коммуникации между собой и взрослым.
Игра даёт ребёнку возможность:
- освоить сенсорные эталоны;
- легче запомнить цифры;
- развить речь, мышление, логику;
- научиться сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы.
- Учится отстаивать свою точку зрения.
- Научиться решать примеры на сложение и вычитание.
Цель дидактического пособия «Умные крышки» - Учить детей действиям « вычитания», « сложения». Закреплять знания детей о знаках «больше», « меньше». Закрепление знаний детей о цифрах в целом.
Задачи:
Развивающие:
1. Развитие координации движений рук;
2. Развитие усидчивости, сообразительности, смекалки
3. Развитие математических представлений у детей, активизация словарного запаса.
Обучающие:
1. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение на вычитание при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
2. Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), определять пропущенное число.
3. Закреплять понимание отношений «больше», « меньше» между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками, умение радоваться победе других и не огорчаться поражению.
2. Воспитывать умение доводить дело до конца.
Инновационная направленность
Поскольку главным занятием ребенка является игра, необходимо применять игровой принцип развития детей, учитывая возрастные возможности.
Для того чтобы ребёнок не потерял интерес, игры должны быть разнообразными. Одним из способов являются игры, которые сделаны собственными руками из подручных материалов.
Игрушки- самоделки имеют значимость как средство мотивации детей дошкольного возраста к образовательной деятельности.
Самодельные игрушки становятся самыми любимыми игрушками для ребят. Из почти ничего не стоящих материалов, получаются самые дорогие для них игрушки, которые еще и принесут пользу.
Данное методическое пособие способствует развитию интеллектуального навыка, положительно влияет на развитие ребенка в целом. Охватывает все стороны развития. Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того, чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры развивают у детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство.
Развивающие игры бывают различными это – абаки (счетный столик), вкладыши, пирамиды, бусины и шнуровки, настольные игры, блоки и конструкторы. Одной из таких игр являются « умные крышки»
Таким образом, изучив материалы по развивающим играм, посмотрев на игры с крышками, которые встречаются на просторах интернета, натолкнули, мня на мысль о создании универсальной развивающей игры, которая подходила бы для детей 6-7 лет и могла быть усовершенствована в дальнейшем.
Новизна
Уникальность пособия заключается в том, что оно может состоять из ряда элементов разной тематики. Это не только цифры; это могут быть и буквы, и геометрические фигуры и цвета. Преимущество игры в том, что она позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях и обеспечить их корректировку.
Для себя я отметила несколько плюсов этого пособия:
- простота;
- доступность;
- яркость;
- многофункциональность;
- необычность материала;
-наглядность;
- прочность;
Ожидаемый результат:
Дети повысили свой уровень знаний в математике. Научились на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение на вычитание при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=). Закрепили умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), определять пропущенное число.
Закрепили понимание отношений «больше», « меньше» между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). А также поупражнялись в умении называть соседей числа, повторили состав числа.
У детей улучшилась координация движений рук; дети стали более усидчивы, стали быстрее соображать. Стали использовать математические термины (плюс, минус, равно, больше меньше и другие). Научились прочитывать арифметические задачи.
Повысился уровень партнерства между детьми.
Компоненты (состав игры): Игра состоит из пластмассовых крышек; знаков «больше», «меньше», «равно», «плюс», «минус», карточек от 1 до 10.
Правила игры: Перед ребенком 10 крышек зеленого цвета на них прикреплена карточка с цифрами от 1 до 10. Они выкладываются перед ребенком. Ребенок в индивидуальном порядке должен прослушать свое задание и постараться его выполнить. Нежелательно, чтобы задание оставалось незавершенным.
Ход игры: Взрослый или ребенок выбирает 2 числа, изображенные на крышках. Педагог дает задание, например, сравни эти числа, (какое из них больше, меньше). Ребенок должен выбрать соответствующий знак и поставить между числами. Обосновать свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»...
«Дидактические пособия для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста» (опыт работы)
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, расширяет его кругозор,игры дают упражнения, полезные для...
Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений "Математическое дерево"
Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений "Математическое дерево"...
Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Развивающий альбом "Математика"...
Проект «Игры из «ничего». Изготовление дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Изучение математики в дошкольном возрасте должно быть интересным и увлекательным. В этом возрасте у детей преобладает игровая деятельность. В игре у ребенка формируются все стороны развития личности: ...
Авторское дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений
Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение для дошкольников старшего возраста. Данное дидактическое пособие обучает детей ориентироваться на ограниченной поверхнос...
Наглядно-дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений «Весёлая математика»
Математическое пособие «Веселая математика»Возраст детей: 4-5 летЦель: Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах, учить вести счёт предметов в пределах 5, закреп...