Семинар-практикум "Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства детей с профессиями специального назначения"
консультация

Материал для педагогов по ранней профориентации и воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_shevnina_o.s.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида

Семинар – практикум «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства детей с профессиями специального назначения»

Подготовила и провела:

воспитатель Шевнина Олеся Сергеевна

Г. Благовещенск – 2022г.

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе.

Формирование патриотических чувств у детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно формируется у ребенка постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам и родной культуре.

Слово «патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник», поэтому в качестве одного из основных направлений в приобщении дошкольников к любви ближним, необходимо, на наш взгляд, использовать знакомство детей с профессиями, которые предполагают защиту людей в экстренных ситуациях, знакомить с заслуженными людьми этих профессий «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», – говорил А.С. Пушкин.

Родители же в силу своей занятости не могут предложить детям ничего, кроме рассказов о профессиях, а это значит, что ребята не смогут наполнить содержанием сюжетные игры. А склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Цель патриотического воспитания формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость. А одной из задач является воспитание уважения к труду. Все это может быть достигнуто и при ознакомлении детей с профессиями.

«Есть такая профессия Родину защищать» - говорим мы о военнослужащих. Но ведь люди не только военных профессий охраняют покой нашей Родины изо дня в день, стоят на страже правопорядка в нашем маленьком городке, готовы первыми прийти на помощь при возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций, люди готовые излечить нас от различных недугов. Иными словами, «Люди» имеющие поистине патриотические профессии – профессии специального назначения: полицейский, пожарный, спасатель, врач. Наш проект захватывает ознакомление детей именно с этими профессиями. Через ознакомление с данными профессиями мы учим детей ценить то, что их окружает: родной дом, семья, детский сад; относится бережно к своему здоровью, к имуществу (дома и в детском саду), уважать окружающих их взрослых и сверстников; учим быть внимательными и бдительными, защищать себя и близких, учим правильно поступать в тех или иных ситуациях. В общем воспитываем в детях качества личности, присущие людям специальных профессий.

Достижение наших целей ведется через разнообразные виды деятельности. Это НОД, беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические, подвижные игры, чтение художественной литературы, просмотр видео фильмов, презентаций. Но наиболее эффективными я считаю экскурсии и сюжетно – ролевые игры. Лишь увидев своими глазами рабочее место человека определенной профессии, ребенок сможет полноценно осознать некоторые аспекты профессии, заинтересоваться данной ей. А увидев, например, пожарного или полицейского, ребенок будет наглядно иметь представление о том, какими профессиональными качествами должен обладать человек этой профессии. Мы говорим о том, что дети имеют наглядно – образное мышление, значит и доносить до них информацию лучше наглядными примерами. Также можно использовать виртуальные экскурсии, например, смонтированные из фотографий рабочих мест врачей, пожарных, спасателей, полицейских.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.

Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Подтверждение этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.

 Для сюжетно-ролевых игр по проекту нами было решено изготовить ширмы.

Данная ширма состоит из 4-х игровых зон для сюжетно ролевых игр. Ширму легко сложить для компактного хранения и удобного перемещения. Играть в такой развивающей зоне может вся группа. Ширма соответствует требованиям безопасности, накидки для ширмы легко снимаются для стирки, могут меняться на другую тематику. Накидки имеют съемные детали, что представляет интерес у детей в процессе игры. Дети могут самостоятельно, без помощи взрослого расстегнуть замочки, завязать ленточки и липучки, на которых крепятся накидки. Ширма являются безопасной, так как изготовлены из пластмассовых трубок. По желанию детей переместить ширму можно в любой уголок группы. Ширма, является средством развития умения играть в сюжетно- ролевые игры, а также умения развивать фантазию и воображение.

      Цель данного пособия:

Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами.

     Многофункциональная напольная ширма помогает нам решать следующие основные задачи:

     - Способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

     -Развивает все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.

    -Воспитывает доброжелательные отношения между детьми в игре. 

                     Характеристика данного изделия

Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка.

Эстетическая ценность - игровые средства являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств.

Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов.

Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Вариативность - наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; - периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.

Зонирование пространства -каждая зона пространства располагает детей к нескольким видам деятельности.

Содержание зон: Релаксационная зона (За ширмой) - дети могут посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом осуществляется создание "своего" личного пространства.

Спокойная зона:

С помощью ширмы отгораживается пространство «зона ряжения», или  выделяется для детей собственный уголок – для игр и занятий. 

 Активная зона:

Пространство зоны: - атрибуты для сюжетно-ролевых игр, переносные игровые макеты, атрибуты для игры (полки с легким оборудованием, объемные напольные модули).

     Новизна ширмы заключается в том, что она обладает широкими возможностями, многофункциональна в использовании. Кроме того, ширма 

небольшая и легко переносится в любой уголок групповой комнаты.

Таким образом, использование ширм при организации игровой и образовательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством, а также позволяет сохранить и без того ограниченное групповое пространство «современных» 

детских садов, построенных по старым нормативам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромн...

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.

Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным  вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чу...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, физическая культура, спорт, дошкольник....

Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Консультация для воспитателей «Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности».

Представление педагогического опыта АРЮТИНОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫвоспитателя МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» городского округа Саранск по теме: «Воспитание патриотических чу...