«Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности».
учебно-методический материал на тему
Представление педагогического опыта АРЮТИНОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ
воспитателя МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» городского округа Саранск по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
АРЮТИНОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ
воспитателя МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида»
городского округа Саранск
по теме:
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников
посредством проектной деятельности».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Инновационная педагогическая деятельность по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности», ведется с 2015 г. Основной целью данной работы является создание оптимальных условий для формирования нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Современные дети не знают культуры своего края. Современный мир, вместе с техническим прогрессом, принес и частые проявления бездуховности и безнравственности среди молодых людей. Чтобы Россия сохранила свои корни нужно, начиная с детского сада, взращивать интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, вере, любви к природе, возрождать народные традиции.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
В обобщенном мною опыте решены следующие проблемы:
- создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота;
- разработано перспективное тематическое планирование по реализации системы работы;
- установлены тесные связи с семьей.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.
2. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о республики Мордовия, знаменитых людях, об искусстве, о Саранске.
3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Педагогический опыт представлен проектом «Моя Мордовия», долгосрочным, групповым.
Так как в основу метода проектов заложена идея:
1. - О важности работы по данному направлению в познавательно – игровой форме, учитывая, что ведущая деятельность дошкольника – игра.
2. - Направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой), то решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Особенности работы по воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрали традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?» В нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции музей национального быта и культуры. Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре Мордовии. Был создан также национальный уголок в группе. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеется альбом «Мордовский народный костюм». Подобрана литература и иллюстрации о столице республике Саранск и родном городе.
Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.
Большое внимание в группе уделяется подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, «Кухня мордовского края», «Промыслы мордовского края», «Банк игр по пословицам».
Теоретическая база опыта.
В своей работе по данной теме мы используем рекомендации программы регионального модуля «Мы в Мордовии живем», которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края. Используем материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» составитель А.И. Исайкина, «Мордовские народные игры» литературная обработка В.С. Брыжинского.
Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Для создания системы конкретных педагогических действий по воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности детей дошкольного возраста были поставлены цели:
- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии, любовь к родному краю.
Для реализации поставленных целей нам необходимо было решить следующие задачи:
- изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;
- собрать и систематизировать дидактический материал в группе;
- составить план, разработать занятия;
- систематизировать сведения о труде жителей Мордовии;
- формировать уважение к традициям и обычаям;
- знакомить с устным народным творчеством;
- воспитывать любовь к мордовскому краю;
- прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.
Разработан и реализован следующий педагогический проект: « МОЯ МОРДОВИЯ ».
Цель проекта:
Воспитание гражданина и патриота своей страны.
Формирование духовно – нравственных ценностей.
Осознание понятия «Родина» по схеме: «Я – мой город – мой край – моё Отечество».
Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.
Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».
Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.
Беседуя с детьми о жителях Мордовии, вносим конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаем отобрать только те фотографии, на которых изображены мордва. Задаем вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Мордовии?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о мордве.
В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввели новые беседы: «История возникновения города», «Промышленность родного города», «Знаменитые люди, прославившие наш край», «Мордовская кухня», «Заповедники и музеи», «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».
На всех возрастных этапах, мы в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.
На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.
Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры представляют, большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Предлагаем детям игры: «Выложи орнамент», «Составь картинку», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Промыслы Мордовии», «Путешествие по Саранску», «Твой поселок», «Узнай личность», «Прочитай пословицу по картинкам», «Что я знаю о Мордовии?».
Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Загадки», «Чудо - вещи вокруг нас».
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках проводим индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.
Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.
Поэтому предлагаем детям национальные подвижные игры на развитие различных групп мышц. Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей.
Анализ результативности.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Анализируя результаты работы по данному направлению, могу отметить:
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- на занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о семье, традициях;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
- возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране у дошкольников.
- у детей появился интерес к истории страны, республики, города, поселка.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Использование проектной деятельности в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.
Адресные рекомендации по использованию опыта
- Консультация для педагогов «Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников».
- Мастер – класс для педагогов Кастинг программы «Лучше всех» о знаниях родного края.
- Беседы с воспитателями по формированию культуры дошкольников по средствам мордовских пословиц.
- Презентация дидактической игры «Что я знаю о Мордовии?»
- Разработка методического материала «Картотека дидактических игр
по приобщению к родной культуре детей дошкольного возраста» успешно используется педагогами ДОУ в работе с детьми.
- Размещаю опыт работы на страницах сайта ДОУ и личных страницах интернет сообществ http://ds83sar.schoolrm.ru/; http://infourok/ru/user/aryutina-irina-evgenevna; http://nsportal.ru/aryutina-irinaevgenevna
Данный педагогический опыт может быть адресован воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов.
Наглядное приложение:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Кастинг игры «Лучше всех».
«Кастинг игры «ЛУЧШЕ ВСЕХ»
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе развивающих занятий по этнокультурному развитию.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления о малой Родине – Республике Мордовия, её символике, растительном и животном мире, природных богатствах;
Закрепить в самостоятельной деятельности умение находить отличия между предметами, классифицировать, выявлять закономерности. Дать возможность применить в игровой ситуации полученные знания и умение работать по инструкции.
Развивающие:
Развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов; формировать осознанное отношение к родному краю, интерес к его изучению.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости, любви, уважения, ответственности за малую Родину.
Ход организованной деятельности детей
Звучит музыка «Лучше всех» дети входят в зал (садятся на стульчики).
Продюсер 1: Добрый день дорогие гости и дети. Вас приветствуют продюсеры программы «Лучше всех».
Продюсер 2: Сегодня вы попали на отборочный кастинг в программу «Лучше всех» Слайд №1. Эмблема
Продюсер 1: Оценивать нас лучших из лучших будет уважаемая приемная комиссия в составе....(Кияйкина Н.Н., Тюрина И.В, .и т.д..)
Фейс - знакомство участников нашей игры.
Дети: Мы на кастинг к вам пришли,
Шлем привет осенний!
Ребята из детского сада № 83.
Продюсер 2: Сегодня на кастинге вы покажите свои знания. За пройденное испытание участник получает фишку. Тот, кто набирает самое большое количество фишек, тот и получает главный приз.
Продюсер 1: Мы объезжаем города нашей необъятной России и отбираем знатоков своего родного края. И вот сегодня ваш регион встречает нас и показывает свои умения. Начнем.
Продюсер 2: «Литературная открытка»
Стихи:
Ребенок 1.
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
Есть край, наш мордовский –
Он самый красивый
И самый красивый народ в нем живет!
Ребенок 2.
Мордовия! Мордовия!
Моя ты сторона!
Ведь нет тебя красивее,
Такая ты одна.
Мордовия — красавица!
Ты лучше всех на свете.
Об этом знают взрослые,
И любят тебя дети.
Продюсер1: 1 Задание: «Вопрос - ответ»
Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.
«Вопрос - ответ»
1. Как называется малая родина? (Республика Мордовия)
2. Столица Республики Мордовия.?.. (Саранск)
3. Сколько городов в Республике Мордовия?
4. Какие города Мордовии вы знаете? (Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Темников.)
5. Какие государственные символы имеет Республика Мордовия?
6. Сколько цветов на флаге республики Мордовия? (3 цвета)
7. Какое животное изображено на гербе Республики Мордовия ?
8. Какие национальности проживают на территории Мордовии?
(Мордва, татары, русские.)
9. В честь какого великого русского поэта назван парк культуры и отдыха в Саранске?
Продюсер 2:
2.Задание: «Знаменитые объекты столицы Мордовии»
Приезжая в тот или иной город запоминаются объекты украшающие его. Наверняка вам известны все названия ярких мест вашей столицы.
Продюсер 1: На экране будут представлены места города Саранска, ваша задача назвать их.
«Площадь Тысячелетия»
«Парк имени А. С. Пушкина»
«Памятник « Навеки с Россией»»
«Ледовый дворец»
«Площадь Победы»
«Музей изобразительных искусств им. С Д. Эрьзи»
«Театр Оперы и балета»
Продюсер 2:
3.Задание: Ромашка с сюрпризом (все о природе)
Достоинство каждого края — это его природа. Мы желаем узнать ваши знания о том, как вы знаете родную природу.
Продюсер 1: Вам предлагается ромашка с заданиями. Каждый ребенок срывает лепесток, выполняет то, что ему попалось. (Лепестки зачитывает продюсер).
1.Лепесток: Какие природные богатства есть у твоей республики?(Мел, песок, глина, торф, минеральная вода, лес.)
2.Лепесток: « Угадай, чей голос?» (Запись голосов птиц )
3.Лепесток: «Птичья Столовая» Необходимо выбрать из предложенных птиц, которые остались с нами зимовать. И поместить их на кормушку.
4.Лепесток: «Как вести себя на природе?» Отобрать картинки.
5.Лепесток: «Каких животных можно встретить в лесах Мордовии?»
6.Лепесток: «С какого дерева листок?»
7.Лепесток: «Чей домик?»
8.Лепесток: Какие реки Мордовии вам известны? (Мокша, Сура, Инсар.)
Продюсер2:
4.Задание: (Мордовская игра «Петушок и курочки» выполняется под мордовскую народную хороводную мелодию)
Все дети встают в хоровод. Выбирается девочка-водящая, она будет бабушкой. Ей надевают на голову платок, дают в руки палочку-хворостину, которой она будет подгонять «петушка».
Дети идут по кругу и поют песню. Девочка, выполняющая роль бабушки, под слова 1 куплета ходит внутри круга в противоположном направлении и выбирает мальчика, который будет петушком. После выбора она подгоняет его хворостиной в центр круга.
На слова 2 куплета в центре круга происходит диалог «бабушки» и «петушка».
Песня:
1. Пошла бабушка вдоль бережка,
Чтобы отыскать петушка-дружка.
Петушка она нашла
И во двор пригнала,
И во двор пригнала
Петушка-дружка.
2. Почему же ты один петушок
Ходишь ты один, на лужок? (по бережку?)
– Я ищу себе курочку-красу
Поиграть ее с собою приглашу.
После слов «Поиграть её с собою приглашу» петушок выбирает девочку, которая будет выполнять роль курочки, указав на нее рукой. Как только избранница узнает о выборе, она должна спрятаться за круг с внешней стороны, а все дети стараются не пускать «петушка» к ней. Если ему где-то удалось пробраться из внутреннего пространства круга во внешнюю его часть, то он начинает догонять девочку-«курочку». Она может перебраться внутрь круга. Дети в круге держатся за руки и могут поднимать их вверх и опускать вниз, тем самым помогая и препятствуя движению игроков. Один кон игры заканчивается, когда «петушок» догнал «курочку», или спустя некоторое время (если догонялки затянулись) «бабушка» поднимает хворостину вверх и дает команду участникам выйти в центр круга.
Продюсер 1: 5.Задание. «Самые знаменитые»
Ваша республика знаменита во всем мире. Люди которые ее прославили - будут появляться на экране. - (С.Д.Эрзя, М. Девятаев, М. Мишин).
По портрету необходимо узнать человека, чем он прославил республику? Кто быстрее отвечает, тот и фишку получает.
Продюсер 2: 6.Задание. «Национальная игрушка»
Вам необходимо украсить матрешку в мордовский наряд. Выбрать национальный орнамент мордвы и приклеить на силуэт игрушки.
Продюсер 1: 7.Подводим итоги кастинга, - Уважаемая комиссия подсчитывает заработанные фишки.
А мы проходим на Аллею звезд «Лучше всех»: На листе ватмана обводим контур ладони каждого из участника и подписываем.
Итоги комиссии: — Главный приз и поощрительные медали «ЛУЧШЕ ВСЕХ»
Аллея звезд «Лучше всех»: Финальный снимок.
Литература:
1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
2. Багрова Т. С. Близкий сердцу край. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2002.
Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск : Тип. «Крас. Окт. », 2001.
3. Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост.: Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005.
4. Гаранькина В. П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольников в образовательных учреждениях Республики Мордовия. – Саранск, 1999.
5. «Мордовские народные игры» // Метод. рекомендации для воспитателей детск. дошк. учреждений. – Саранск, 1993.
6.Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева [и др.] – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011
7. Тараскина Э. Н. Мордовский детский фольклор. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2009.
8. Саранск – столица Мордовии. – Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены основные принципы дошкольного образования, с...
«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»
В консультации раскрывается методика организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию...
Методические рекомендации «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой Родине в проектной деятельности»
Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – педагогов и родителей. Начинать работ...
Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность семьи и дошкольного учреждения
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, к...
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взр...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы. У детей искажены представл...
Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности краеведческой направленности
В статье авторы рассматривают понятие «детское проектирование», эта технология стала популярной формой организации творческой активности воспитанников. Авторы акцентируют внимание педагого...