Детско-взрослые исследовательские проекты, как средство развития познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе.
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_issledovatelskie_prekty.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Детско-взрослые исследовательские проекты, как средство развития

познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе.

В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача - поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребёнка, сделать любознательность управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребёнка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Современный образовательный процесс в ДОУ строится на применении наиболее эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проектов. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.  Он позволяет систематизировать полученные детьми знания, расширить представления о тех или иных особенностях окружающего мира: о животных и растениях, о мире вещей и предметов, о явлениях природы и многом другом. Именно в ходе работы над проектом у детей формируются познавательный интерес и связанная с ним познавательная деятельность, расширяются детско-взрослые коммуникации, выстраиваются партнерские взаимоотношения

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; это детская самодеятельность, конкретное творческое дело; это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

В современных технологиях под методом проектов понимается как не жестко сформулированное задание, нацеленное на получение наглядно представленного результата, выведенного путем самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности в рамках заявленной и совместно обсуждаемой темы.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Предпосылки использования метода проектной деятельности:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

В основе проекта обязательно лежит реально существующая в жизни проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. По доминирующей деятельности в проекте:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

2. По предметно-содержательной области:

  • Монопроекты (одна образовательная область)
  • Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации:

  • Непосредственный
  • Скрытый

4. По характеру контактов:

  • С воспитанниками одной группы
  • С воспитанниками нескольких групп
  • С воспитанниками всего ДОУ

5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

  • Краткосрочные (1 – 3 недели)
  • Средней продолжительности (до месяца)
  • Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

6. По составу участников

  • индивидуальные
  • групповые
  • фронтальные

Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:

1. Выбор цели проекта - воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

2. Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - выполняется практическая часть проекта.

4. Подведение итогов - проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология  пришла к нам из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш мент...

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

Конспект родительского собрания в средней группе «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника».

Цель: познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность. Задачи:- расширить знания родителей о значении экспериментирован...

Проект «Использование информационных технологий (электронный микроскоп), как средство развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников»

В детстве каждый маленький человек хочет исследовать окружающий мир как можно тщательней: рассмотреть каждую пылинку на мамином серванте, понять какие узоры находятся на тельцах насекомых, разглядеть ...