Проект «Использование информационных технологий (электронный микроскоп), как средство развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детского сада общеразвивающего вида №46 «Одуванчик» города Димитровграда Ульяновской области
Проект
«Использование информационных технологий (электронный микроскоп), как средство развития
познавательно - исследовательской деятельности
старших дошкольников»
Подготовила:
Гузанова Анна Андреевна, воспитатель
2022 г.
В детстве каждый маленький человек хочет исследовать окружающий мир как можно тщательней: рассмотреть каждую пылинку на мамином серванте, понять какие узоры находятся на тельцах насекомых, разглядеть сложную венообразную структуру кленового листа.
Вот так и моим детям стало интересно почему желтеют листья и вот уже целый год мы с детьми исследуем строение листа, благодаря нашим исследованиям и помощи родителей в создании различных проектов, таких как: Почему жельеют листья, Свет вокруг нас, мир бактерий. Мы стали изучать наш микромир с помощью цифрового микроскопа где мы погружались в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Цифровой микроскоп – вид интерактивного оборудования, который состоит из цифрового микроскопа и компьютера со специальным программным обеспечением.
Наличие цифровой камеры, подключаемой к компьютеру и проектору, делает микроскоп «доступным» сразу всем детям, т. к. не нужно каждому ребенку смотреть в объектив, не нужно несколько микроскопов для работы. Изображение объекта, находящегося на предметном столике микроскопа, выводится на экран и его могут видеть все дети группы.
Компьютер позволяет сохранить образ объекта в виде фотоснимка. Специальные компьютерные программы позволяют редактировать эти снимки и видеоролики для получения более яркого и наглядного образа объекта. Вашему вниманию на экране представлены копии образцов, которые были рассмотрены с детьми : листья растений, бумага, перо, крылья насекомых и другие.
Цель программы: отбор и систематизация заданий с цифровым микроскопом, направленных на развитие навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель реализуется через задачи:
• Формирование у детей познавательного интереса к природе, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности.
• Формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
• Формирование у детей элементарных географических представлений
• Развитие любознательности, пытливости, интереса к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых объектах.
• Воспитание навыков межличностного общения и сотрудничества, умения договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.
• Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических опытов.
Введение.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах метода экспериментирования, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства:
- Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
- В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
- Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
- Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Как указывал в своих работах А.И. Иванов, что нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Это хорошо понимали, и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже:
Я.А. Коменский, писал: «Основной предпосылкой для успешного обучения является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю, и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального».
М.М. Манасеина: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».
Таким образом, по словам руководителя проектов в образовании и науке
Юрия Михайловича Горвица, «..обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет».
В нашей образовательной организации был закуплен цифровой микроскоп «Маша и медведь» (производство Китай), позволяющие проводить биологические наблюдения. Для организации образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста был разработан проект «Школа открытий: «Волшебное окно в микромир».
Цель проекта: внедрение информационно - коммуникационных технологий, в частности цифрового микроскопа, в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта:
Для педагогов:
- научиться пользоваться цифровым микроскопом: изучить функциональные возможности цифрового микроскопа, программное обеспечение данного микроскопа
- исследовать возможности использования цифрового микроскопа в освоении дошкольниками различных лексических тем.
Для детей:
- развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для формирования научного мировоззрения;
- удивить дошкольников микромиром, окружающим нас
- обогащать словарный запас, развивать речь детей
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Актуальность проекта:
Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделать.
Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.
Электронный микроскоп позволяет:
- сохранять получаемые изображения на компьютер,
- просматривать изображения на экране монитора, интерактивной доске;
- сохранять промежуточные и конечные результаты исследований;
- использовать компьютерные методы анализа и редактирования, делать монтаж слайдов, видеоклипов;
- даёт возможность передавать результаты исследований на расстояние.
Таблица: Распределение работы по этапам проекта ( 2 учебных года):
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1этап
Подготовительный
Определяет цель, задачи.
Сбор информации, материалов.
Принимают цель и задачи, предложенные воспитателем, дополняют поставленные задачи.
2 этап
Практическая деятельность по решению проблемы
Организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки.
- Беседы
- Опыты
- Просмотр презентаций, клипов, мультфильмов;
- Рассматривание книг, иллюстраций
- Дидактические игры
- Чтение художественной литературы
3 этап Анализ проектной деятельности и оценка
Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами
Оформление творческих работ
4 этап Презентация проекта «Наш микромир»
Организует презентацию проекта через:
- оформление альбома наблюдений;
- оформление мультимедийной презентации;
- оформление картотеки материалов для исследований (насекомые, ткани)
- обобщение опыта между ОУ на муниципальном уровне
Участвуют в оформлении альбома и картотек;
Просмотр презентации «Наш микромир».
Таблица: Лексические темы, в рамках которых возможно применение микроскопа:
Тема
Предмет рассматривания
1
Растения:
- луговые
- комнатные
Листья, цветы, плоды и т.д.
2
Фрукты - овощи
Кожура, семена, листья и т.д.
3
Деревья
Листья, плоды, кора и т.д.
4
Продукты питания
Продукты
5
Моё тело
Кожа, волосы, ногти и т.д.
6
Одежда, обувь
Различные виды тканей
7
Животные:
- дикие
- домашние
Шерсть
8
Насекомые
Различные виды насекомых, части тела насекомого
9
Рыбы
Части тела рыбы, чешуя
10
Птицы
Перья
11
Материалы
Различные виды материалов: дерево, железо и т.д.
Предполагаемый результат проекта:
- педагоги освоят работу с цифровым микроскопом;
- дети и их родители заинтересуются исследовательской деятельностью;
- создание коллекций образцов для исследований;
- дополнен список лексических тем, в рамках которых можно использовать цифровой микроскоп;
- создание собственной картотеки из фото и видео материалов.
Электронный микроскоп позволит изменить характер познавательной образовательной деятельности, сделает её более интересной и эффективной, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исходными моментами здесь являются естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства.
Таким образом, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться, и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
Учебно-методическое обеспечение.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников», «Мозаика – Синтез», Москва, 2014 г.
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», творческий центр «Сфера», Москва, 2002 г.
- Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», «Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2007 г.
- Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности», журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Использование новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольный уровень образования на современном этапе переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самоценности детства.Успешность осуществления позитивных для общества перемен связ...
Проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях»
Я сделала проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях».посмотрите, может найдете что-то интресное для себ...
Мини-проекты – как средство развития исследовательских умений дошкольников
В дошкольном возрасте ребенку нравится экспериментировать с различным и объектами, взвешивать их, пересыпать. Ребенок учится обобщать полученные результаты и переносить данный опыт на другие ситу...
Проектная деятельность- средство развития исследовательского интереса дошкольников.
Проектная деятельность- средство развития исследовательского интереса дошкольников....
Проект «Использование современных информационно-коммуникационных и развивающих технологий в работе с дошкольниками»
XXI век – это век информационного общества. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании. Поя...
Инновационный проект «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани как средства развития графомоторных навыков у старших дошкольников»
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани, явилось одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Педагогам...
Проект «Использование новой Stem–технологии «Йохокуб» в работе с дошкольниками»
Сейчас в современном образовании очевиден переход к комплексному подходу в обучении, сочетанию естественных наук с новейшими технологиями, основами робототехники, математики. Этот подход очень я...
- Мне нравится (1)