У моей России длинные косички.
методическая разработка (младшая, средняя группа)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. И работу эту необходимо начинать в дошкольном возрасте, т.к. дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_moey_rossii_dlinnye_kosichki_.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
У моей России длинные косички.
Подготовила Шельпякова Светлана Ивановна,
МБДОУ детский сад № 27 «Сказка», г. Саяногорска
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Недаром я взяла эпиграфом эти слова из песни поэтессы Нины Соловьёвой и композитора Георгия Струве. Эти строки пронизаны любовью к Родине, они дают нам понять, что Родина - это мы с вами, учат нас быть патриотами своей Родины.
А что же такое патриотизм? Патриотизм — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своих земляков. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных и тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. И работу эту необходимо начинать в дошкольном возрасте, т.к. дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Крылатая фраза «все начинается с детства» - как нельзя кстати относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события.
Но как воспитать эту любовь в маленьком ребенке? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения к своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему городу, республике, в которой мы живем, своей стране, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле - Родной страны, Отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. «Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна» - писал Александр Твардовский.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства”.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня очень актуальна. Патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. Многие впечатления детьми еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя следующие задачи:
-формирование у воспитанников любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
- закрепление знаний о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях;
-воспитание чувства гордости за свою страну, республику, город.
-формирование у детей бережного отношения к природе и всему живому (экологическое воспитание);
-воспитание уважения к труду (человеку-труженику, преданности делу, самоотверженности и смелости, результатам труда);
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование у детей элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие у воспитанников чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-развитие чувства ответственности и уважения к истории и культуре родного края;
-развитие представления о нелегкой истории России; воспитание чувства гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
-воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства и общественным праздникам;
-формирование у детей толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Для достижения этих задач проводились беседы “Мой дом, моя семья”, оформляли семейные фотоальбомы, фотовыставки. Постепенно ребенок знакомился с детским садом, своим городом, затем с республикой, в которой мы живем – Хакасией. И, наконец, со страной, ее столицей и символами.
Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем проводятся экскурсии, целевые прогулки, наблюдения и опыты.
Во время прогулки обращаем внимание детей на красоту родного города, рассматриваем, что находится вокруг сада, говорим о назначении каждого объекта. Даем представление о работе общественных учреждений, наблюдаем за работой сотрудников этих учреждений, отмечаем ценность их труда.
Привлекаем детей к труду по благоустройству и озеленению территории детского сада.
Накануне Дня Защитника Отечества и Дня Победы детей знакомим с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования этих памятных дней. Воспитываем уважение к ветеранам войны и труда.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского этноса, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Через устное народное творчество (песни, припевки, колядки) мы показываем детям красоту русского языка, формируем у них интерес к фольклору и, как следствие, обогащаем их словарный запас.
Детей учим правильно оценивать свои поступки и поступки других людей, поощряем за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
К работе по патриотическому воспитанию у нас привлечены и родители. Они участвовали в фотовыставке «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
В группе родители представляют собственные проекты о родном городе – «Город моего детства». Проекты выполняются в папках. Они знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают о дедушках и бабушках ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, рассказывают о достопримечательностях города Саяногорска. Сейчас у нас средняя группа. В старшей и подготовительной группах проекты дополнятся материалами о Сибири, о нашей республике Хакасии и о России (о столице, городах, селах, достопримечательностях, быте…).
Родителям было предложено принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада. На что они с удовольствием откликнулись.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"У моей России длинные косички"
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Проект выполнен в виде презентации Power Point....
Конспект занятия "Варвара -краса,длинная коса"
конспект занятия направлен на социальную значимость труд взрослых с профессией парикмахера...
Конспект занятия для второй младшей группы "У моей России длинные косички"
Занятие рекомендовано для детей второй младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....
ПРАЗДНИК ДЛИННОЙ КОСЫ
Праздник проводится в виде конкурса между девочками, у которых - длинные волосы. Участницы выполняют много заданий (маленькая хозяйка, интеллектуальный, спортивный, творческий...)...
"У моей России длинные косички"
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Проект выполнен в виде презентации....
Перспективный план к проекту "У моей России длинные косички"
Перспективный план к проекту «У моей России длинные косички»По приобщению детей к истокам русской народной культуры....
Конспект НОД "У моей России длинные косички"
Конспект НОД "У моей России длинные косички" предназначен для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"...