Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
проект по рисованию

Мальцева Марианна Сергеевна

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возможно на основе изучения и освоения нетрадиционных техник и приемов рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Творческий проект по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

http://lamcdn.net/the-village.ru/event-image/g6iG5PpNR0NF18b9OQdZ8Q-poster.jpg

Подготовила

         педагог-органзатор

 Мальцева Марианна Сергеевна

г. Покачи

Введение

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным  мышлением и  способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Проблема использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности . Работая с детьми дошкольного возраста, многие  педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку  нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Современные педагоги должны воспитывать творчески активных людей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «… содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.

Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было  найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования.

Цель: развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала на основе изучения и освоения нетрадиционных техник и приемов рисования; сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.       

 Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Задачи:

  1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
  2. Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей  развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.
  3. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей; содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
  4. Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные  техники рисования.
  5. Обеспечение участия воспитанников в конкурсах по развитию детского творчества.
  6. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  7. Учить активно и творчески применять, комбинировать ранее освоенные элементы и материалы в новых сочетаниях.
  8. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  9. Развивать у детей умение планировать свою деятельность; навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ; вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
  10. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
  11. Развивать   познавательные   и   творческие     способности      детей развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

Тип проекта: творческий.

По содержанию:  детское творчество.

По составу участников: дети старших групп, взрослые.

Сроки реализации:   1 год.

Гипотеза образовательного проекта:

      В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, возможно, улучшатся качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы.

Обеспечение проектной деятельности:

 Методическая литература.

Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок».

Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».

Г.Н.Давыдова «Пластилинография».

Г.Н.Давыдова «Пластилинография -2».

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 1.

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 2.

Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».

Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись».

«Дошкольное образование» №2 2002г., №2 2004г., а также опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5-6 летнего возраста по развитию творчества в процессе обучения их нетрадиционной технике рисования, проводимые в течение 2-х лет.

Актуальность.      Общество  в современном мире имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в  формирования личности.

      Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии остаются недостаточно развитыми и не всегда полностью реализуются в будущей жизни. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Таким  стимулом по праву может являться рисованием с использованием нестандартных техник рисования.

Актуальность темы определена следующими проблемами:

 1. Обучение в детском саду требует достаточно сформированного уровня воображения: ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть  готовым предвосхищению возможных изменений.

2. Предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний  выступает воображение. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без  воображения. Анализ и наблюдение показал, что в работах детей - не было фантазии и творчества.

3. Воображение в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОУ. Анализ  результатов  диагностических исследований выявил ряд проблем в организации работы по  развитию воображения посредством нетрадиционных техник рисования в детском саду.

Для решения задач художественного творчества в детском саду традиционно отдается приоритет регламентированным формам деятельности с детьми.

Для улучшения положения необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Один из наиболее эффективных методов развития творчества проектная деятельность, позволяющая создать взрослых. Реализация проекта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» позволит задействовать различные виды детской деятельности.

         Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство. За время работы с дошкольниками, педагог обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. 

Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Принципы

  • Принцип перехода от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
  • Принцип реалистичности, изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.

Основное содержание и методы  реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Определение проблемы, цели и задач проекта.

  • Изучение методической  литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», посещение сайтов по теме проекта.
  • Анализ многообразия художественных техник рисования, подбор нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста;
  • Оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.
  •  Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
  • Стартовая диагностика уровня развития творческих способностей детей.
  • Разработка тематического перспективного  плана.
  • Создание словаря по данной теме.

1 этап.

Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:

  • экспериментирование с разными художественными и изобразительными  материалами при решении творческих задач;
  • умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
  • умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
  • самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными       предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
  • Развитие художественного вкуса.
  • Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  • Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.
  • Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
  • Разработка учебной программы «Мир фантазий»  по развитию художественного творчества на основе пособий Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  • Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
  • Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники. Продукты проекта:

  • для детей: коллективные и индивидуальные творческие работы, альбом «Мир фантазии».
  • для педагогов: картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;
  • для родителей: консультации, выставки детского творчества.

Прогнозируемый  результат проектной деятельности:

для педагогов:

-повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

-удовлетворенность работой;

-систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

для детей:

-развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

-совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и устойчивых технических навыков в рисовании;

-умение самостоятельно искать нужное решение;

-способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

-способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

-навыки коммуникативного общения;

для родителей:

-осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

-бережное отношение к продуктам детского творчества;

-партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. Система работы проекта.

Работа с педагогами.

 Консультации:

1.»Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Семинары-практикумы:

1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

2. «Увлекательное рисование».

Организация работы по реализации проекта.

Работа с детьми

Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Работа с родителями

  • Знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования,  привлечение их к совместному с детьми творчеству. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.). Оформление уголка для родителей по данной теме.

Целесообразны следующие формы работы с родителями:

Беседы: с элементами практикума:  

«Рисуя – играем». Цель: показать родителям значение совместных  творческих игр в семье для творческого развития ребенка.

  • мастер класс;
  • выставки детских работ для родителей;
  • конкурсы совместных работ родителей и детей на различные темы с использованием нетрадиционного рисования;
  • анкетирование;
  • рекомендации
  • Консультации:

1.        «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии

креативности детей».

2.  «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».

Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

Совместная деятельность родителей и детей.

 Открытые занятия.

1.«Разноцветные бабочки».  

Развлечение  по изобразительной деятельности

«Путешествие в страну  «Рисовандию».

 Выставки рисунков и конкурсы.

1. «Осенние мотивы».

2. «Разноцветные кляксы».

3. «В мире животных».

4. «Времена года».

 5.  Выставка работ семейного творчества.

2 этап.

Совместная художественная  деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.

Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

    Реализация проекта.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С  этой   целью   в  детском саду  была создана  изостудия для  организации занятий  по изобразительной деятельности.   В   студии   собраны высокохудожественные образцы народно –  прикладного   искусства, картины русских  и  зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Изостудия украшена репродукциями картин, произведениями народного искусства,  выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей предметами детского творчества.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная,  картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки,  трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использование следующих техник рисования:

  • набрызг;
  • граттаж;
  • техника рисования с использованием трафарета;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование на снегу;
  • рисование солью;
  • монотипия;
  • монотипия предметная;
  • монотипия пейзажная;
  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография
  • ниткография.

Заключительный этап

  • Изготовление  альбома «Мир фантазий».                                             Проведения мастер - класса для родителей по нетрадиционному рисованию «Радуга умений».                                                                                            Выставка детских рисунков и совместных работ родителей и детей на заданную тему.
  • Разработка «Методических рекомендаций» для педагогов и родителей  по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.
  • Проведение диагностики развития художественно-творческих способностей детей.

Приложение

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования

с детьми 5-6 лет.

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3. Рисование пёрышком

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

5. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

9. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

11. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуть  к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

12. Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

13. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

14.»Пластилинография».

 Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

          Проанализировав    и   отобрав    для    работы   с   детьми   те  нетрадиционные  изобразительные техники,  которые  наиболее  доступны,  понятны  и   интересны    ребёнку – дошкольнику,  разработала перспективный  план  изобразительной  деятельности  с  использованием  нетрадиционных  техник  рисования.

Перспективный план работы по нетрадиционной технике рисования.

Месяц

Нетрадиционные техники:

Тема:

Цель:

Сентябрь

рисование ладошкой (всей кистью).

Солнышко

Вызвать эстетические чувства к природе.

Октябрь

Штампование

Встреча с колобком.

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного персонажа в технике штампование;

Как художники составляют натюрморт

Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт. Дать детям представление о композиции, композиционном центре картины. Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей  в составлении композиции из разных предметов и рисовании составленной композиции

Пластилинография.

Дары осени.

Создание натюрморта.

   Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы. Развивать мелкую моторику рук.

Рисование пластилином«пластилинография».

Мы рисуем осень.

   Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей

Пластилинография.

Осенние деревья

   Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

«Набрызг»

Золотая осень.

Учить детей замечать красоту в природе и в пейзажной живописи. Познакомить с творчеством пейзажиста И.И.Левитана, подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, а передают свои чувства через состояние природы. Учить рисовать пальчиками – гроздья рябины, мятой бумагой – деревья, способом «набрызг» - листья деревьев.

Секреты художника – пейзажиста.

   Продолжить работу над пейзажем. Закрепить и уточнить знания детей о законах композиции, перспективе в пейзаже, цвете. Вызывать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства.

Рисование пальцами

Осенний пейзаж.

   Совершенствовать умение детей самостоятельно придумывать сюжет рисунка, определяя главное и второстепенное. Учить рисовать всеми пальчиками руки, получая интересный рисунок.

Печатание

Подарки осени.

   Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.

Печатание

Как краски искали друзей

Ознакомление детей  с методом печати различными природными материалами. Чтение сказки.

Штампование, печатание

Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке.

 Познакомить детей с техникой печатания пробками, тампонами, поролоном, обратной стороной карандаша.

Печатание  листочком

Печать листочком.

Экскурсия в лес с целью наблюдения за изменением  в  осенней природой.  Познакомить детей с техникой печатания листочком от дерева

Ноябрь

Пальчиками

Свитер для моих друзей.

 Знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Унылая пора

Развивать у детей умение эмоционально воспринимать цвет, обратив внимание на то, что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать любое время года. Учить видеть выразительный образ унылой  поры осени – грустный, задумчивый.

По - сырому

Идет дождь.

   Познакомить детей с техникой рисования по - сырому.

Монотипия

Осенний парк

   Рисование  в технике монотипия.

Кто такой художник.

   Познакомить детей с профессией художника, значимостью его дела для общества, орудиями труда, направлениями в искусстве.

Ниткография

Последний лист.

  Учить детей рисовать веревочкой.

По выбору

Я и мое царство.

   Предложить нарисовать детям себя в качестве сказочного или фантастического героя любым нетрадиционным способом рисования.

Как  художник использует цвет для передачи сезона,  состояния погоды, настроения.

Развивать у детей умение эмоционально воспринимать цвет, обратив внимание на то, что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года время суток, состояние погоды, настроение

По-мокрому

Город в тумане

Учить детей рисовать по мокрой бумаге

Кляксография

Поздняя осень.

Учить создавать выразительный образ поздней осени – грустной, задумчивой, находить для этого соответствующие изобразительные средства: цветосочетания, рисунок – пятно, ломаная   линия. Рисование с использованием любых средств изображения.

Пластилинография

Чудо-хохлома.

 Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике пластилинография.

Пластилинография

Удивительная дымка.

   Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

Пластилинография

Городец-удалец.

Учить изображать элементы городецкой росписи при помощи пластилина, развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Декабрь

Тампонирование

Праздничная елочка.

Учить детей создавать образ нарядной елочки на основе незавершенной композиции (силуэта елки). Продолжать учить элементам бумажной пластики разрывать бумажные салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэты елки - хаотично («огоньки») или упорядоченно («бусы», «гирлянды»).

Художники-анималисты рисуют животных.

   Познакомить детей с особенностями анималистического жанра, определить понятие «художник – анималист. Рассмотреть картины Е.Чарушина о животных.

Тычкование, ватой

Кто живет в лесу.

   Предложить нарисовать шерсть диких животных жесткой кистью, поролоном, ватой.

Звери, птицы-небылицы

Приобщение детей к нетрадиционной технике рисования. Продолжить формирование художественных умений и навыков, творческого подхода к изобразительному искусству.

Зима в произведениях русских живописцев.

   Предложить рассмотреть картины и репродукции о зиме. Воспитывать наблюдательность, интерес к явлениям природы и их отображению в различных видах искусства: поэзии, изобразительном творчестве

Набрызг

Зимушка-зима.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Совершенствовать владение различными приемами рисования и закрашивания, в том числе нетрадиционной техникой - набрызг.

Свеча, акварель

Волшебница зима.

Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Учить рисовать свечой.

Тампонирование

Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь.

   Вызвать у детей интерес к изображению лунной зимней ночи или

 синего зимнего вечера. Развивать фантазию, творческие способности.

Закрепить навыки рисования в технике тампонирования.

Пластилинография

Снеговик

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

По выбору

Приключения Деда Мороза в зимнюю ночь.

Учить рисовать любимого персонажа, комбинируя знакомые техники изображения.

Рисование клеем

Зимняя новогодняя сказка

     Дать ребятам понятие «фон», находить наиболее эффективные гармоничные цветные сочетания. Вызвать трогательно – заботливое отношение к доброму празднику. Учить рисовать клеем.

Рисование пальцами

Украсим елку к Новому году

     Коллективное украшение елки пальчиками-палитрами и другими средствами изображения.

Январь

Обрывание и скатывание бумаги.

Я слепил снеговика.

Упражнять в комбинировании двух различных техник при объеме выразительных образов снеговиков.

Зима в произведениях русских живописцах

Рассматривание репродукций. Уточнить основные законы, по которым создается пейзаж, средства      выразительности,  используемые художниками, основу композиционного построения рисунка.

Тампонирования.

Зимушка – зима.

Продолжать знакомить детей с различными видами пейзажей; воспитывать наблюдательность, интерес к явлениям природы и их отображению в  изобразительном творчестве. Совершенствовать владение нетрадиционными приемами рисования и закрашивания  - тампонирования.

«Набрызг»

Зимняя сказка.

Формировать умения составлять сюжет рисунка. Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Учить рисовать в технике «набрызг».

По-мокрому

Размытый рисунок в зимних композициях.

Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Упражнять в рисовании по сырой бумаге.

Монотипия.

Маски для колядования.

Освоение символики новогодних и рождественских украшений и композиций, обратить внимание на их цветовую гармонию. Учить рисовать в технике монотипия.

Знакомство с творчеством В.Васнецова на примере картины «Снегурочка».

Закрепить знания детей о творчестве художников – иллюстраторов. Совершенствовать стремление создавать в рисунке образы сказочных героев, используя определенную цветовую гамму.

По-мокрому

Дворец для Снегурочки

Вызвать у детей интерес к Снегурочке, стремление передать ее образ в рисунке, используя нежные, мягкие цвета. Развивать чувство дизайна, искать гармоничное сочетание цветов для создания дворца для нее, используя технику по – сырому.

пластилинография

Снегурочка.

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения - пластилинографию.

Ниткография

Морозные узоры.

Познакомить детей  с основными законами построения снежинки.

Учить  рисовать цветными ниточками, создавая узор.

Тампонирование

Зайки белые сидят.

Учить рисовать детей в технике тампонирования.

Цвет как средство передачи настроения и отношения художника к изображаемому

Обратить внимание на то, что цвет и цветосочетания используются художником для передачи настроения к изображаемому.

Ниткография

Нарисуем картинку для малышей.

Учить детей трогательному обращению с малышами, дарить им подарки. Закреплять умение рисовать в технике  - веревочкой.

Февраль

Кисть с поролоном

Вот какие у нас сосульки.

Вызвать интерес к изображению сосулек. Учить проводить вертикальные линии разной длины. Продолжать формировать умение рисовать кистью с поролоном.

Творчество В. Васнецова. Беседа по картинам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые используются  в сказочно – былинном жанре. Рассмотреть фигуру человека в движении, обратить внимание на  пропорции фигуры.

пластилинография

Рисуем сказку

Развивать у детей целенаправленность зрительного видения, умение сравнивать и сопоставлять характер образа и средства выразительности.

Учить рисовать в технике пластилинография

По выбору

Мы рисуем мультик.

Развивать образное представление. Продолжать учить передавать в рисунке образы сказок и характерные черты полюбившегося героя. Закреплять умение использовать в работе различные изобразительные средства.

Кляксография

Баба – Яга

Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут отразить характер героя. Совершенствовать навыки графического изображения, использования в рисунке линий и пятен различного характера. Продолжать знакомить детей с кляксографией

Кляксография

Лес Бабы – Яги.

Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к персонажу. Использовать пальчиковую живопись, кляксографию.

О чем рассказывает пейзажная картина.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин, способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой.

Белая береза в инее стоит.

Закреплять представления детей о природе, как основе воплощения дизайнерских идей художника. При рассмотрении иллюстраций обратить внимание на грациозную форму березы.

Набрызг

Снегопад.

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту, используя нетрадиционную технику рисования – набрызг

Метель.

Продолжить работу над композиционным размещением изображения на листе бумаги. Учить рисовать в технике по сырому листу.

Дидактическая игра «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине».

Развивать у детей точность и тонкость цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины. Упражнять в составлении на палитре цветосочетаний, близких колориту картины.

Учить рисовать с помощью клея и крупы.

Почему художники по – разному пишут цвет снега

Вызвать у детей интерес к тому, как изображают снег художники, эмоциональный отклик на разнообразие художественных способов его изображения, развивать зрительное восприятие цвета – цветовидение.

Воск+акварель

Дикие животные на лесной поляне.

Вызывать интерес к изображению диких животных. Показать способы рисования свечой. Развивать фантазию, наблюдательность, творческие способности.

Март

Обрывание и скатывание бумаги

Ветка мимозы.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

«набрызг»

Весенние цветы для мамы.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Закреплять умение  рисовать пальчиками – палитрами, тампонированием, в технике «набрызг».

По выбору

Портрет. Женский образ

Рассмотреть с детьми портреты, выделить из них наиболее выразительные. Предложить детям нарисовать портрет любимого человека – мамы. Украсить одежду узором в любой технике.

По выбору

Русский богатырь и русская красавица

Познакомить детей с особенностями создания русского образа в живописи. Учить рисовать народные костюмы.

Рисование пальцами

Вот уж на проталинах весенних появились первые цветы

Продолжать развивать у детей интерес к весенним явлениям в природе, появлению первых весенних цветов. Вызвать желание создать выразительный образ весны, ее первых цветов, используя средства изображения  - рисунок, цвет, композицию в технике  пальчиковой живописи.

Монотипия

Как птицы возвращаются из дальних стран.

Рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели».

Учить создавать в пейзаже выразительный образ весны и возвращающихся с юга птиц, используя средства выразительности: рисунок, цвет, композицию.

Закрепить рисование в технике монотипия.

Кляксография

Сказочная птица.

Учить рисовать и украшать птицу в нетрадиционной технике – печатками из картофеля, кляксографией, оттиском листьев.

Граттаж

Жар – птица.

Развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему, формировать художественные способности в условиях интеграции видов изобразительной деятельности (самостоятельно находить способы изображения для создания своего сказочного образа.). Познакомить детей с техникой – граттаж.

Пластилинография

Лепка сказочных птиц на плоскости.

Учить лепить птиц в технике пластилинография.

По мокрому

Весна в образе девушки.

Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее, замечать мелкие детали. Создать фантастический образ весны – в технике по сырой бумаге.

По выбору

Весенний пейзаж Прогулка в весенний лес

Учить замечать изменения в природе, смотреть на знакомые предметы под другим углом зрения, при другом освещении.

По выбору

Весенний лес

Учить рисовать впечатления от прогулки. Закрепить умения отражать изменения в природе на рисунке,  замечать основные цвета и их оттенки.

Мыльными пузырями

Первые цветы под весенним солнцем

Учить рисовать солнце  свечой, цветы – мыльными пузырями.

Апрель

Воск+акварель

Мои любимые рыбки.

Знакомство с художественными техниками, развивать чувство композиции.

По выбору

Кто украшает город.

Рассказать детям о том, что украшение бывает монументальное, станковое, объемное, рельефное. Научить детей восхищаться красотой зданий и выражать свое отношение к увиденному.

По выбору

Город, в котором я хочу жить.

Предложить детям нарисовать город своей мечты. Развивать творческое воображение, художественную фантазию. Использовать любую технику рисования.

Штампование, тычкование

Теремок для зверей.

Закрепить знания детей о холодных и теплых тонах. Закрепить умение рисовать сказочные постройки для зверей. Учить рисовать теремок пробками, палочками, пальчиками. Развивать творческую активность.

По - сырому

Цветы за занавеской.

Воспитывать эстетический вкус, творческую фантазию при составлении букетов.

Закрепить знания детей о холодных и теплых тонах.Учить рисовать в технике по - сырому.

По - сырому.

Радуга.

Закрепить знания детей об основных цветах и производных, теплых и холодных тонах, порядке расположения цветов в спектре.

Учить рисовать в технике по - сырому.

С помощью соли

Первые бабочки и стрекозы.

Закрепить знания детей о насекомых, раньше всех появляющихся весной.

Учить бережному отношению к природе.

Учить рисовать с помощью соли.

Пуантилизм

Волшебное  яичко.

Познакомить детей с праздником Пасхи.

Учить расписывать  объемную форму  косметическими палочками.

Развитие мелкой моторики.

По выбору

Сказка  про холодные и теплые краски.

Познакомить детей с холодными и теплыми красками.

По – сырому

Мне приснились сны.

Побеседовать с детьми о том, что они видят во сне.

Предложить им нарисовать наиболее интересный сон способом по – сырому.

Прогулка по весеннему городу.

Наблюдение за цветущими деревьями, кустарниками.

Штампование

Цветущая весна

Предложить детям нарисовать цветение природы пробками, палочками, печатками.

Май

Тычкование

Как я люблю одуванчики.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений.

Май в изображении русских художников -пейзажистов.

Вызвать у детей радостное ощущение от прихода весны, теплого ясного солнышка, цветения вербы.

Рассмотреть картины с изображением весны.

Набрызг

Юный лес

Соотносить художественные образы с собственным опытом восприятия весеннего пейзажа. Продолжать развивать у детей умение воспринимать художественные картины, видеть единство содержания  и средств выразительности живописи: рисунок, цвет, композиция. Учить рисовать листву способом «набрызг».

Рисование пальцами

Букет нежных ландыш ей

Вызвать интерес у детей к изображению букета ландышей, эмоциональный отклик на их красоту, изящество и нежный аромат. Учить детей изображать цветок ландыша пальчиками – палитрами

Штампование, пальцами

Разноцветные насекомые.

Продолжать знакомить детей с миром насекомых. Учить рисовать пробками, пальчиками, другими средствами изображения.

Кляксография

Сегодня мы – волшебники

Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; познакомить с нетрадиционным  рисованием кляксографией.

Граттаж

Морское царство.

Научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета и его характер с помощью мелких деталей. Познакомить с рисованием в технике «граттаж»

Рисовавание пальцами

Разноцветная рыбка

Познакомить детей с речными обитателями.

Закрепить рисование пальчиковой живописью.

Восковые мелки, акварель

На морском дне.

Учить рисовать  морских обитателей акварелью и мелками.

Пуантилизм, пальцами

Наш аквариум.

Рассмотреть в группе аквариум с рыбками, дать им название.

Учить рисовать рыбок ватными тампонами, косметическими палочками, пальчиками.

По – сырому.

Цветущий луг

Вызвать у детей интерес к живописному пейзажу, эмоционально нравственный отклик на художественный образ необъятных просторов земли, красоту родных лугов. Закрепить рисование способом по – сырому.

По выбору

Экскурсия в лес

Рассматривание цветов, распустившихся поздней весной.

Обратить внимание детей на различие красок и оттенков

Мелки

Любимые рисунки на асфальте

Предложить детям  для рисования цветные мелки.

Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Диагностика на начало реализации проекта проводилась через диагностические занятия.

Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:

Самостоятельный выбор замысла рисунка.

Умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования.

Выбор техники рисунка.

Умение передавать необычность, оригинальность образа.

Результаты диагностики художественных способностей детей.

1 этап  проекта.

Замысел рисунка -10%

Выразительность образа -15%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -10%

Оригинальность рисунка -10%

        Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в  разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.

2 этап проекта.

Замысел рисунка -25%

Выразительность образа -30%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -30%

Оригинальность рисунка -25%

     Работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков  в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

       Подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала или лепкой из пластилина. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.

Работа в следующем году:

1. На занятиях с детьми:

Разнообразить и усложнить техники нетрадиционного рисования на занятиях;

Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;

Ввести ранее не используемый материал для рисования;

Разработать занятия работ по подгруппам или коллективных;

Принимать участие в различных районных и городских  конкурсах.

2. В работе с родителями:

Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.

Проводить анкетирования на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;

Организовывать выставки творческих  работ родителей и работ, выполненных с детьми в домашних условиях;

Продолжать пополнять альбом «Мир фантазий».

3. В работе с педагогами:

Запланировать семинары – практикумы с методическими рекомендациями для использования элементов нетрадиционного рисования в совместных занятиях с детьми по развитию их творческих способностей;

Выступить на педсовете с обобщением опыта работы кружка «Радуга»;

Провести мастер-класс для педагогов города.

4. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нетрадиционного рисования и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.

5. Продолжить публикацию материалов по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

Статья на тему: Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Статья на тему:Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24015350","attributes":{"alt":"","cla...

Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Отчёт по теме самообразования«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»...