Статья "Детский сад как одна из ступеней в развитии ребенка"
статья

Сурина Валентина Васильевна

В статье раскрываются особенности разнообразной деятельность дошкольников в условиях детского сада, являющейся важным условием и средством приобщения ребенка к социальной действительности и обеспечивающей детям возможность активно познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad_kak_odna_iz_stupene_y_v_razvitii_rebenka.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад как одна из ступеней в развитии ребенка


 

Дошкольное общеобразовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии каждого ребенка. Именно в ДОУ начинается планомерный процесс формирования личности. В садике организованы условия, при которых малыши могут обучаться новому и применять знания на практике, находясь под контролем опытных специалистов. Значение детского сада в развитии детей невозможно переоценить: дошкольный возраст – это важный период, во время которого формируется умение общаться, появляется склонность к сравнению и познанию окружающего мира. Пребывание среди сверстников, но под контролем воспитателя, позволяет развить качества полноценной личности; сделать малыша психологически целостным интеллектуально и физически развитым. 
Существование индивида вне общества невозможно. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального.
Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Воспитатель — как далекий, не имеющий к ребенку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия.
Разнообразная деятельность дошкольников одновременно является важным условием и средством приобщения ребенка к социальной действительности, которые обеспечивают детям возможность активно познавать окружающий мир, а также самим становиться его частью.
Деятельность является условием и средством овладения ребенком методами познания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим. Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усваивают все новые и новые знания, выражают свое отношение к усвоенному, накапливают эмоционально-чувственный опыт, что побуждает их к деятельности, но уже на более высоком уровне.
Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта.
Общение, как деятельность, берет на себя существенную нагрузку в социализации личности. Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребенок получает и углубляет свои знания о предметах, их значении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и зависимости.
Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном учреждении является важным компонентом развития речи и социализации личности.
Педагогический процесс должен носить комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности формируются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
Развивая коммуникативные навыки детей, педагогам рекомендуется опираться на следующие приемы: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация. Коррекционно-развивающие игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.
Задачи по воспитанию у детей экологической культуры следует решать в ДОУ на принципах развивающего обучения, т.е. формировать у старших дошкольников целостный взгляд на природу, понимание роли и места человека в ней.
Интеллект ребенка повышается пропорционально получаемой информации. Давая знания детям по каждой теме, большое внимание целесообразно уделять роли человека в создании и развитии им окружающего мира. Расширение имеющихся знаний дошкольников происходит параллельно с развитием интереса к миру взрослых. Обязательно нужно рассказывать детям о профессиональной деятельности взрослых, о значимости их труда для других и о его результатах. Например, вместе со взрослыми дети могут отправляться путешествовать в прошлое и настоящее разных предметов: молотка, часов, посуды, книжки и т.д.
Познание ребенком себя происходит и при осознании им своей социальной роли в семье, при понимании связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду.
Реалии современного мира, экономическая нестабильность, рост преступности и т.п. подтверждают бесспорную актуальность проблемы развития самостоятельности через освоение детьми основ безопасности жизнедеятельности уже в дошкольном учреждении.
Начальная школа должна создавать условия для дальнейшего развития детей на основе сближения опыта жизни старших дошкольников и младших школьников.
В дошкольный период у детей развиваются образные формы познания окружающего мира (восприятие, наглядно-образное мышление и память, творческое воображение), эти познавательные процессы развиваются не вопреки, а благодаря игре. Формируя психологическую готовность к обучению в школе.
Учителю в сотрудничестве с ребенком предстоит опереться на уровень этих процессов, достигнутых в дошкольном возрасте, и, используя его в своей работе, формировать у младших школьников проблемное отношение к изучаемому материалу.
Учителя значительное место на своих занятиях отводят игровым методам обучения, проблемно-творческим задачам, создают обстановку сотрудничества и взаимопонимания. Они доверяют детям и опираются на их опыт. На таких занятиях можно видеть любопытные глаза учеников и их чрезвычайно высокую познавательную активность.
В дошкольном возрасте происходит первичное формирование самооценки, перечисленные направления и методики способствуют ее сохранению на уровне нормы. Кроме того, социальное развитие ребенка в детском саду направлено на понимание добра и зла, четкого разграничения этих двух понятий. Правильно развитый дошкольник на этапе пребывания в ДОУ имеет сформированное мировоззрение, морально-этические ценности, навык коммуникации с людьми разного возраста. 
Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний. Дошкольнику недостаточно иметь только базовую способность: например, умение читать или писать. 
Влияние детского сада на развитие ребенка, в частности, его интеллектуальных способностей, заключается в выполнении нескольких задач. Воспитатели:
1.    Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме. 
2.    Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление). 
3.    Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности. 
4.    Способствуют развитию любознательности, интеллекта.
5.    Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений. 
Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ должны использоваться 3 тактики: эмоциональная, логическая и речевая модель. 
Первый вариант предполагает обеспечение дошкольника психологически комфортной обстановкой – атмосферой заботы, поддержки, понимания. 
Логическая модель предполагает формирование у дошкольника задатков к построению причинно-следственных связей, развитию мышления. Для совершенствования этой способности с воспитанником решают задачи, приобщают его к собиранию конструктора. 
При выполнении речевой модели дошкольнику помогают сформировать способность к запоминанию информации, полученной за счет ее прослушивания. Чтобы улучшить эту способность, с воспитанниками воспитатели должны изучать стихи и песни, читать сказки. 
Эффективное направление интеллектуального развития – логические игры и головоломки. Эти методы способствуют правильному, стимулирующему воздействию на детское сознание.
Физическое развитие в детском саду представляет собой мотивацию к совершенствованию ловкости, быстроты действий, силы, выносливости, гибкости. Благодаря правильной организации занятий, у дошкольника формируется правильная осанка и полноценная физическая форма, соответствующая его возрасту. 
Дополнительная задача, которую решают воспитатели, развивая у ребенка физическую форму – мотивируют его к ведению здорового образа жизни, выполнению упражнений. Основные формы взаимодействия с детьми: прогулки, элементарные упражнения физкультуры, гимнастика с элементами закаливания (при условии отсутствии противопоказаний). Также используют подвижные игры, оздоровительный бег на свежем воздухе. 
Дополнительно физическому развитию дошкольников способствует обеспечение здорового питания в детских садах. Оно организовано таким образом, чтобы обогатить растущий организм минералами, витаминами. 
Мероприятия, проводимые в ДОУ для физического развития дошкольников, эффективны тогда, когда и родители ребенка поощряют ведение здорового образа жизни. 
Особенность работы воспитателей детских садов заключается в обеспечении правильного эмоционального развития детей. Дошкольник не может сдерживать свои чувства, что отражается на его поведении, препятствует полноценному развитию. 
Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку:

  • Сформировать уверенность в себе.
  • Избавиться от тревожности, страхов. 
  • Овладеть языком эмоций. 
  • Избавиться от агрессивной реакции на определенные события. 
  • Предотвратить появление негативных эмоций в ответ на воздействие различных факторов.
  • Сделать ребенка эмоционально здоровым. 
  • Развить стремление к сопереживанию, состраданию, сочувствию. 

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду предполагает формирование нравственного сознания, стремления к установлению дружеских взаимоотношений. Результат деятельности воспитателей ДОУ должен закрепляться созданием в семье благоприятной психологической обстановки. Ее неотъемлемые составляющие – похвала, сопереживание, взаимопонимание. 
Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Дошкольник уже имеет достаточный словарный запас. В это же время активно развивается его умение анализировать, обобщать, запоминать, фантазировать. Чтобы развить ребенка творчески и облегчить нагрузку, которую вызывает образовательный процесс, воспитатели детских садиков должны включать в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся:

  • Развивающие игры.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
  • Занятие музыкой.
  • Танцы. 
  • Инсценировки (непродолжительные театральные постановки). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование математических игр и упражнений как одно из условий интеллектуального развития ребенка" (из опыта работы)

Краткое описание математических игр и упражнений используемых в работе с детьми, созданой предметно-развивающей среды....

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.

Таблицы помогут выявить, соответствуют ли способности ребёнка нормам развития, которые предъявляются к детям в период от рождения до года....

Музыка, как одно из средств физического развития ребенка

Консультация для педагогов и родителей...

«Развитие мелкой моторики в ходе игровой деятельности дошкольника - одно из условий полноценного развития ребенка»

В работе отражены методы, приемы и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук детей, предложены варианты работы в данном направлении с использованием нестандартного оборудования....

«Детский сад как одна из ступеней в развитии ребенка»

В  статье описывается все возможности детского сада в развитии ребёнка. Разнообразная деятельность дошкольников  является условием и средством овладения ребенком методами познания мира: двиг...

Родительское собрание Тема «Микроклимат в семье –первая ступень в развитии ребенка»

Цель: создать атмосферу доверия и сотрудничества; обеспечивать оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; повышать самосознание и ответс...

Презентация к родительскому собранию тема «Микроклимат в семье –первая ступень в развитии ребенка»

Цель: создать атмосферу доверия и сотрудничества; обеспечивать оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; повышать самосознание и ответс...