Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
консультация по теме
Таблицы помогут выявить, соответствуют ли способности ребёнка нормам развития, которые предъявляются к детям в период от рождения до года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_tablitsa_normativnykh_stupeney_v_razvitii_rebenka_ot_rozhdeniya_do_goda.docx | 53.81 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО –Югры «Урайский специализированный Дом ребёнка»
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка
от рождения до года.
Составила:
воспитатель, Антоненко Мария Фёдоровна.
г. Урай 2014 г.
1 | 1м | 2м | 3м | 4м | 5м | 6м | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||
9,10 | |||||||||||||||||||||||||
11,12 | |||||||||||||||||||||||||
13,14 | |||||||||||||||||||||||||
15,16 | |||||||||||||||||||||||||
17,18 | |||||||||||||||||||||||||
19,20 | |||||||||||||||||||||||||
21,22 | |||||||||||||||||||||||||
23 |
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
Социально - коммуникативное развитие.
От 0 до 6 месяцев.
1.Отвечает улыбкой, увидев лицо матери.
2.Улыбается, гулит, двигается (компл. оживления)
в ответ на: эмоциональное общение с близким;
всматриваясь в яркие игрушки;
в ответ на пение или звучание музыки;
в моменты удовольствия и комфорта.
3.Привлекает внимание близкого человека:
улыбкой; движениями; гулением;
криком; хныканьем;
беспокойными движениями.
4.Проявляет неудовольствие при прекращении:
общения с мамой;
внезапном исчезновении игрушки;
болевых ощущениях.
5.Вздрагивает, услышав резкие звуки.
6.Замирает, рассматривая игрушку,
слыша ее звучание.
7.Гулит, бодрствуя самостоятельно.
8.Гулит в«ответ» на произносимые взрослым звуки.
9.Входит в режим дневного и ночного сна.
10.Пьет воду с ложки.
11.Возникает эмоциональное предпочтение:
появляется любимая игрушка.
12.Чутко реагирует на настроение взрослого:
улыбается на ласковый тон голоса взрослого
13.Хмурится при строгом тоне голоса.
14.По- разному реагирует на свое и чужое имя.
15.Пугается громких звуков.
16.Более ярко проявляется (комплекс оживления):
улыбается, гулит, двигается, замирает, радуется:
при появлении близкого человека, слыша его голос;
рассматривая игрушку;
слыша звучание музыкального инструмента,
знакомую плясовую мелодию, песенку.
17.Нуждается в активном взаимодействии
со взрослым и его помощи при овладении
действиями с предметами, манипулировании ими.
18.Насторожен при виде незнакомого человека
или в незнакомой обстановке.
19.Смеется, подражая смеху других людей.
20.Подражает мимике лица, голосовым интонациям.
21.Ест полужидкую еду, снимая ее с ложки губами.
22.Пьет из чашки, которую держит взрослый.
23.Напряжен при трудно дающихся ему действиях.
1 | 7 м | 8 м | 9 м | 10 м | 11 м | 12 м | ||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9,10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11,12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
13,14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
15,16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
17,18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
19,20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
21,22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
23,24 |
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года. Социально- коммуникативное развитие.
От 6 до 9 месяцев.
1.Адекватно реагирует на
возгласы одобрения или порицания.
2.Обижается, если взрослый допускает резкий тон.
3.Добивается внимания взрослого к себе
различными способами: выбрасывает игрушки,
хнычет, подползает.
4.Скучает по близкому взрослому.
5.Мимические реакции лица отражают эмоциональное
состояние ребенка (радость, интерес/ обиду и т.д.)
6.Навыки: держит в руке сушку, хлеб, печенье,
подносит ко рту, обсасывает, откусывает.
7.Тянет руки к чашке, придерживает, хорошо
ест с ложки, снимая пищу губами.
8.Привыкает к процессу высаживания на горшок.
9.Социальная активность ребенка возрастает:
пребывает в эмоционально-положительном состоянии,
улыбается, радуется, действуя с игрушкой.
10.Недоволен: при слове «нельзя»,
при резком тоне взрослого;
при неумении выполнить желаемое действие.
11.Подражает мимике взрослого.
12.Проявляет интерес к бытовым действиям взрослых.
13.Отзывчив на игровые показы с куклой,
демонстрирующие социальные ситуации:
кормление, мытье, укладывание спать и др.
14.Улыбается, узнавая на фото близких.
15.Проявляет интерес к картинкам в книге.
16.Узнает знакомые предметы, игрушки.
17.Проявляет интерес к другим детям,
18.Доброжелателен, делится игрушкой.
19.Может вступить в конфликт из-за игрушки.
20.Навыки: пьет из чашки, придерживая ее.
21.Откусывает и жует хлеб, печенье.
22.Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании.
23.Приносит свои вещи при одевании.
24.Тянет руки к воде при умывании.
1 м | 2 м | 3 м | 4 м | 5 м | 6 м | ||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||
18 |
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
Познавательное развитие.
От 0 до 6 месяцев.
1.Кратковременно фиксирует взгляд
на ярком предмете
2.Прислушивается к голосу взрослого.
3.Вздрагивает при резком звуке.
4.Зрительное сосредоточение на предмете
25 секунд и более, лежа на спине,
10 секунд – на руках у взрослого.
5.Проявляет интерес к игрушке, находясь
в разных положениях: лежа на спине,
на животе, на боку, на руках у взрослого.
6.Вслушивается в звуки погремушки.
7.Поворачивает голову в сторону
источника звука.
8.Оживляется, выпрямляет руки в сторону
зависшей игрушки.
9.«Наталкивается» на игрушки, низко
подвешенные над его грудкой.
10.Вложенную в руку ленточку удерживает
в два месяца в течение 2-3 сек,
в три месяца-до 10 секунд и более.
11.Пытается захватить игрушку.
12.Захватывает, удерживает, манипулирует.
13.Берет игрушку из рук взрослого
14.Берет игрушки из разных положений
15.Способен одной игрушкой заниматься 1-3 мин.
16.Тянется к игрушкам, лежа на животе,
немного подтягиваясь вперед.
17.Пытается найти спрятанную игрушку
(сдергивает платок)
18.Пытается подражать движениям взрослого:
стучит погремушкой, трясет ее.
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года. Познавательное развитие. От 6 до 12 мес.
7м | 8м | 9м | 10м | 11м | 12м | ||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||
16,17 | |||||||||||||||||||||||
18,19 | |||||||||||||||||||||||
20,21 | |||||||||||||||||||||||
22 |
1.Перекладывает игрушки из руки в руку,
игрушкой стучит, размахивает, бросает.
2.Действует с игрушкой в зависимости
от их свойств (круглые - катает,
кубики складывает и т.п.)
3.Открывая емкость, выкладывает предметы
и складывает их обратно.
4.Перекладывает предметы из руки в руку,
действует двумя руками
5.Катает шарики, мячи, ползает за ними.
6.Проталкивает шарики, кубики в
дидактическую коробку.
7.Снимает кольца со стержня
в горизонтальной плоскости.
8.Разъединяет два предмета.
9.Вынимает мелкие предметы из емкостей.
10.Снимает и нанизывает 3-4 кольца
с широким. отверстием,
подражая действиям взрослого,
затем самостоятельно.
11.Строит башенку из двух кубиков
12.Производит разные действия с игрушкой:
кормит, качает, укладывает спать.
Выполняет два-три действия.
13.Забивает втулочки в отверстия.
14.Вкладывает мелкие предметы (изюм, орешки)
в узкое горлышко бутылочки
15.Закрывает, открывает дверцы шкафов.
16.Выдвигает ящики.
17.Может длительно заниматься
с игрушкой (до 10мин).
18.Выполняет более сложные действия
по подражанию.
19.Способен действовать с плоскими
геометрическими фигурками.
20.Узнает игрушки на картинках.
21.По просьбе: «Дай такой же» находит и дает
предмет или игрушку.
22.Выполняет задания двигательного характера.
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
Подготовительные этапы развития речи. От 0 до 12 мес.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
1.Поворачивает голову в сторону голоса.
2.Прислушивается к голосу взрослого.
3.Издает короткие звуки:
(«кхи,», «гы», «га», «гу»).
4.Замирает, услышав речь взрослого.
5.Делает попытки «гулить» в ответ
на произносимые протяжные гласные.
6.Яркая речевая реакция «гуление»
7.Повторяет за взрослым звуки.
8.Произносит отдельные слоги.
9.В лепете присутствуют фонемы
родного языка.
10.Понимание речи: на вопрос «где?»
находит предмет взглядом.
11.Услышав свое имя,
вопросительно смотрит, подползает.
12.По просьбе выполняет :
«ладушки», «прятки», «ку-ку».
13.Понимает слова, обозначающие
действия: «дай, вставай, ложись».
14.Знает названия некоторых продуктов.
15.Поведение регулируется словами
взрослого: «нельзя, не ходи туда»
16.Показывает на одну из трех игрушек.
17.Формируются первые обобщения: куклы, машины.
18.Произносит слова- обозначения (5 - 10).
19.Легко подражает новым слогам.
20.Подражает: смеется, кашляет,
плачет, поет как, петушок,
лает как собачка, и др.
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года
Развитие движений.
1м | 2м | 3м | 4м | 5м | 6м | 7м | 8м | 9м | 10 | 11м | 12м | |||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
1.Пытается поднимать и держать голову
лежа на животе.
2.Держит голову, находясь в
вертикальном положении (на руках).
3.Лежит на животе, опираясь на
предплечья (до 1 минуты и более)
4.При поддержке под мышки опирается
о твердую поверхность ножками.
5.Удерживает голову в вертикальном
положении до 1 мин.
6.Пытается захватить игрушку.
7.Пытается повернуться со спины на бок.
8.Поворачивается со спины на живот.
9.Поворачивается с живота на спину
10.Пытается подползать.
11.Берет игрушки из любого положения.
12.Устойчиво стоит при поддержке
под мышки.
13.Перекладывает игрушку из руки
в руку, размахивает.
14.Хорошо ползает.
15.Встает на колени, на ноги, держась
за опору.
16.Стоит при поддержке за руку.
17.Переступает, придерживаясь за опору.
18.Хлопает в ладоши.
19.Берет мелкие предметы 2-я пальцами.
20.Входит на горку, держась за перила.
21.Выполняет разученные действия:
«до свидания», «дай – дай» и др.
22.Самостоятельно стоит.
23.Делает 2-3 шага.
24.Самостоятельно ходит.
25.Приседает, встает, наклоняется.
26.Выполняет игровые действия:
как зайчик шевелит ушками и др.
27.Обходит препятствия,
подлезает под них.
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года
Подготовительные этапы художественно-эстетического развития детей от 0 до года.
3-6 мес. | 6-9 мес. | 9-12 мес. | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
11 |
1.Эмоционально откликается на пение
взрослого колыбельной мелодии.
2.Прислушивается к звучанию
инструментальной музыки
3.Ищет источник звука поворотом
головы, взглядом.
4.Проявляет разные реакции при звучании:
плясовой мелодии,
ритмичных попевок,
колыбельной мелодии.
5.Повторяет в музыкальных играх
движения: как медведь,
как зайчик,
как ляля и др.
6.Производит ритмичные удары,
извлекает звуки из музыкальных
инструментов или игрушек: бубен,
маракас, барабан, ложки и др.
7.Повторяет плясовые движения:
пружинки,
повороты кистей рук,
переступание,
кружение, притопы и др.
8.Выполняет под музыку движения:
с платочком
с лентами, шарами и др.
9.Проявляет сопереживание к сверстникам.
10.Литературным персонажам, в понятных
для ребенка ситуациях: (уронили мишку,
заболел зайка).
11.Проявляет яркие эмоции при виде
красивого в природе,
в окружающем.
Примечание: в верхних строках таблиц отмечен возраст ребенка в месяцах. Слева в таблице пронумерованы способности ребенка, соответствующие текстовому номеру. Заштрихованный прямоугольник в таблице соответствует возрастному интервалу, когда должно появиться умение у ребенка.
Используемая литература:
- Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни
Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной в работе: Дети — сироты. Консультирование и диагностика. М., 1998.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова¬тельная программа дошкольного образования (пилотный вари¬ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Практическая энциклопедия раннего развития от рождения до года. Л.Н.Павлова, Издательство: Росмэн Пресс. 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики малышей с рождения до года.
Предложенная статья содержит методичесике рекомендации по развитию мелкой моторики в течении самого важного периода развития ребенка - первого года жизни. Показано значение развития мелкой моторики дл...
Развитие ребенка, от рождения - до года
Развитие ребенка до года по месяцамЧто должен уметь новорожденный? Сколько малышу положено спать? Какие игрушки ему нужны?...
Нормативных требований по развитию мышления и мелкой моторики ребёнка в возрасте от года и до 6 лет
Нормативные требования по развитию мышления и мелкой моторики ребёнкав возрасте от года и до 6 лет...
Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей четвертого года жизни "День рожденья куклы Оли".
Сюжетно-ролевая игра с целью развития игровых и коммуникативных навыков детей второй младшей группы детского сада. Соответствует ФГОС....
Молодым родителям на заметку. Игры для развития речи у детей от рождения до года
В данной статье приведены игры, которые можно использовать для развития речи детей первого года жизни....
Актуальный материал: К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНКУРСУ "ПЕДАГОГ ГОДА - 2020 " Педагогический опыт по теме: ««STEAM-технология, новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».
В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают зани...
Нормативные показатели уровня развития эмоций у ребенка с рождения до 1 года
В статье рассматриваются нормативные показатели уровня развития эмоций у ребенка с рождения до 1 года...