«Развитие мелкой моторики в ходе игровой деятельности дошкольника - одно из условий полноценного развития ребенка»
методическая разработка (средняя группа)
В работе отражены методы, приемы и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук детей, предложены варианты работы в данном направлении с использованием нестандартного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
моторика, развитие речи | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики в ходе игровой деятельности дошкольника - одно из условий полноценного развития ребенка»
«Истоки способностей и дарований детей находятся
на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В.А.Сухомлинский
Цель: непрерывно и последовательно развивать мелкую моторику рук детей дошкольного возраста для обеспечения их полноценного развития.
Задачи:
- использование различных форм работы для развития мелкой моторики;
- применение различного оборудования, в том числе нестандартного, для развития мелкой моторики;
- ориентация на возрастные и индивидуальные особенности детей в процессе развития мелкой моторики;
- учет интересов и предпочтений детей.
Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – это важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной и бытовой деятельности.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследования учёных доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга.
При помощи мелкой моторики развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет, получить полноценное развитие и приобрести социальный опыт, используя точные, координированные движения кистей и пальцев. А значит, эти навыки требуют высокого уровня развития для их эффективной реализации.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы сталкиваемся с проблемами нарушения или слабого развития моторики рук, когда дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, имеют проблемы с рисованием, штриховкой или выполнением других графомоторных упражнений.
Поэтому, в своей работе для преодоления указанных трудностей, я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы деятельности по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
К традиционным формам деятельности можно отнести:
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением;
- графические упражнения;
- предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
- мозаика, конструкторы, пазлы, шнуровка;
- различные виды застёжек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
Нетрадиционные формы деятельности:
- игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;
- самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами;
- использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни);
- применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое);
- тестопластика;
- квилинг.
Кроме того, в своей работе по развитию мелкой моторики рук у дошкольников я использую, наряду с традиционными средствами, к которым можно отнести пластилин, краски, карандаши, бумагу и прочее, различные крупы, бусы, прищепки, пуговицы, природный материал, нитки, веревки, шнурки, ткани, ленты. То есть использую нестандартное оборудование и пособия, созданные своими руками, чтобы дети каждый раз с удовольствием выполняли упражнения. Ведь новизна впечатлений и необычность всегда привлекают детей и служат прекрасным средством развития.
Выбор и применение нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук детей, а значит и для их полноценного развития, неслучаен. Он обусловлен высоким уровнем заинтересованности детей, занимающихся с таким оборудованием, есть возможность усложнения и модификации заданий по мере взросления детей, развития воображения и творческой активности ребенка, создания позитивного настроя.
В своей работе по развитию мелкой моторики я руководствуюсь следующими принципами:
- Наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Последовательность и систематичность.
- Развивающий характер обучения.
- Использование нестандартного оборудования.
Таким образом, занимаясь вопросами развития мелкой моторики дошкольников, необходимо, в первую очередь, помнить о том, что эта деятельность должна иметь системный и последовательный характер. То есть занятия должны проводиться регулярно и усложняться по мере освоения детьми тех или иных навыков. Очень важно соблюдать определенную последовательность формирования умений. Недопустимо перепрыгивать с одного упражнения на другое, если ребёнок на данный момент не справился с предыдущим заданием.
Кроме того, игровая форма занятий позволяет нам в увлекательной форме, ненавязчиво, решать учебные задачи, развивать руку и устранять имеющиеся проблемы в области моторики.
Игры с нестандартным оборудованием:
- повышают работоспособность головного мозга;
- дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности;
- развивают внимание, память, мышление, речь;
- кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Итак, активное использование в моей работе по развитию мелкой моторики рук детей 4-5 лет двигательных упражнений с применением нестандартного оборудования, нетрадиционного использования предметов, направлено на стимулирование умственной деятельности детей, способствует созданию у них хорошего эмоционального настроения, улучшает психические процессы (внимание, мышление, память); повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, улучшает произношение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Остановимся подробнее на тех игровых упражнениях, которые мы выполняем с детьми 4-5 лет с целью развития мелкой моторики рук.
1. Самомассаж.
В ходе выполнения самомассажа происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга детей, в следствии чего происходит стимулирование развития речи. В результате выполнения самомассажа кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем помогает овладеть навыком письма, также тренируется память, обогащается речь. Кроме того, создается благоприятный эмоциональный фон и позитивный настрой у детей.
В работе мы используем природный материал (шишки, каштаны, грецкие орехи), бытовые предметы (зубные щетки, прищепки, бигуди), 6-ти гранные карандаши (грани карандаша активизируют нервные окончания, снимают напряжение).
2. Игры с пуговицами.
Игры с пуговицами способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; учат группировать однородные предметы.
Примеры игровых упражнений с пуговицами:
- перетирание пуговиц между ладонями;
- пересыпание пуговиц из ладошки в ладошку;
- выкладывание изображения по контуру, по заданной схеме;
- поиск больших, квадратных, синих и др. пуговиц, т.е. выполнение задания с учетом цвета, размера и количества предметов.
3. Игры с прищепками.
Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Действия в этих играх требуют от детей развитости мускулатуры пальцев, настойчивости в достижении цели.
Примеры игровых упражнений с прищепками:
- прикрепление прищепок по длине, по краю предмета;
- развешивание разноцветных платочков, картинок по заданному алгоритму.
4. Игры с крышками.
Игры с крышками развивают сенсорные способности, координацию движений пальцев руки, усидчивость и терпение. Перечень игр с использованием крышек разнообразен и его можно расширять с учетом возрастных особенностей детей.
Примеры игровых упражнений скрышками:
- выкладывание крышками изображения по контуру;
- перемещение пальчиков на крышках, как на лыжах;
- выстраивание башни;
- перетирание, перекатывание между ладонями;
- вдавливание в пластилин;
- накручивание крышки на горлышко бутылки.
5. Игры с резинками для волос.
Эти игры позволяют, наряду с развитием мелкой моторики, развивать внимание, пространственную ориентировку, воображение, умение работать по заданной схеме, закреплять представление о цвете и другое.
Примеры игровых упражнений с резинками:
- надеваем резинки для волос на свою руку, на деревянный макет;
- надеваем резинки по заданной схеме.
6. «Сухой» бассейн (фасоль) - самомассаж, найди «клад».
Особый интерес и яркий эмоциональный отклик у детей вызывают игры в «сухом» бассейне, например, с фасолью.
При этом происходит самомассаж кистей и пальцев рук, который способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Кроме самомассажа пальцев и кистей рук, детям очень нравится искать спрятанную игрушку или «клад».
Примеры игровых упражнений:
- самомассаж кистей рук (перебираем, пересыпаем);
- игра «Найди сюрприз».
7. «Сухой» бассейн – сортировка.
Большой интерес у детей вызывает сортировка круп, фасоли или макарон: по цвету, по размеру, по форме или по типу (мы отделяем макароны от фасоли).
8. Сосуд с узким горлышком. Также фасоль можно опускать в сосуд с узким горлышком, работая пальцами, или используя пинцет, щипцы или ложку.
Примеры игровых упражнений:
- опускание предметов в узкие отверстия, работа с применением пинцета;
- пересыпание фасоли ложкой;
- игра «Накорми питомца».
9. «Решетка»: шнуровка лентами, выкладывание узора.
Использование такого нестандартного оборудования как «решетка для раковины» дает широкие возможности для создания игр по развитию мелкой моторики, развитию творчества и других навыков, необходимых дошкольнику для предупреждения школьных трудностей, обусловленных недоразвитием моторных навыков. Игровые упражнения данного вида способствуют развитию пространственной ориентировки, внимания, развитие творческих способностей, глазомера, укрепление пальцев рук.
10. «Сенсорный куб».
Результатом наших наработок по использованию нестандартного оборудования явилось создание «волшебного куба», который можно использовать для развития моторики в течение всего дошкольного периода, усложняя и модифицируя задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
С помощью куба мы можем выполнять нестандартные шнуровки (лентами, шнурками); плести косы, завязывать банты и резинки; наматывать ленту на карандаш, включая в это упражнение соревновательный момент; мы работаем с прищепками и выполняем упражнение с картинками «собери последовательность». Также с использованием куба можно нанизывать бусины (по заданной схеме) и завязывать/развязывать узелки.
(Практическая работа детей с кубом представлена в видеофрагменте https://youtu.be/-KMPEkxBSqk).
Выводы.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
Очевидно, что недоразвитие мелкой моторики в дошкольном периоде повлечет за собой несформированность графомоторных навыков у детей, что в дальнейшем негативно скажется на их школьной учебной деятельности и создаст определенные трудности. Поэтому развитию мелкой моторики дошкольников необходимо уделять постоянное внимание.
Во избежание общего моторного отставания руку дошкольника нужно и необходимо развивать: каждый день, каждый час, каждую минуту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
игровые упражнения для развития мелкой моторики...
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
Квиллинг- как одна из инновационных техник развития мелкой моторики у дошкольников.
методическая разработка...
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр как одно из условий формирования предпосылок учебной деятельности»
Методическая разработка мини-проекта...
«Бусины Пюсла – одно из эффективных средств развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников».
Консультация для родителей о пользе термомозаики для развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников....
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с инвалидностью, с ограниченными в...