«Детский сад как одна из ступеней в развитии ребенка»
статья
В статье описывается все возможности детского сада в развитии ребёнка. Разнообразная деятельность дошкольников является условием и средством овладения ребенком методами познания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sad_kak_odna_iz_stupeney_v_razvitii_rebenka.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад как одна из ступеней в развитии ребенка»
Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Воспитатель — как далекий, не имеющий к ребенку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия.
Разнообразная деятельность дошкольников является условием и средством овладения ребенком методами познания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим.
Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усваивают все новые и новые знания, выражают свое отношение к усвоенному, накапливают эмоционально-чувственный опыт, что побуждает их к деятельности, но уже на более высоком уровне.
Общение, как деятельность, берет на себя существенную нагрузку в социализации личности. Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребенок получает и углубляет свои знания о предметах, их значении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и зависимости.
Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном учреждении является важным компонентом развития речи и социализации личности.
Педагогический процесс должен носить комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности формируются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
Развивая коммуникативные навыки детей, педагогам рекомендуется опираться на следующие приемы: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация.
Коррекционно-развивающие игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.
Задачи по воспитанию у детей экологической культуры следует решать в ДОУ на принципах развивающего обучения, т.е. формировать у старших дошкольников целостный взгляд на природу, понимание роли и места человека в ней.
Интеллект ребенка повышается пропорционально получаемой информации. Давая знания детям по каждой теме, большое внимание целесообразно уделять роли человека в создании и развитии им окружающего мира.
Расширение имеющихся знаний дошкольников происходит параллельно с развитием интереса к миру взрослых. Обязательно нужно рассказывать детям
о профессиональной деятельности взрослых, о значимости их труда для других и о его результатах. Например, вместе со взрослыми дети могут отправляться путешествовать в прошлое и настоящее разных предметов: молотка, часов, посуды, книжки и т.д.
Познание ребенком себя происходит и при осознании им своей социальной роли в семье, при понимании связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду.
В дошкольный период у детей развиваются образные формы познания окружающего мира (восприятие, наглядно-образное мышление и память, творческое воображение), эти познавательные процессы развиваются не вопреки, а благодаря игре. Формируя психологическую готовность к обучению в школе.
В дошкольном возрасте происходит первичное формирование самооценки, перечисленные направления и методики способствуют ее сохранению на уровне нормы. Кроме того, социальное развитие ребенка в детском саду направлено на понимание добра и зла, четкого разграничения этих двух понятий.
Правильно развитый дошкольник на этапе пребывания в ДОУ имеет:
- сформированное мировоззрение,
- морально-этические ценности,
- навык коммуникации с людьми разного возраста.
Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний. Воспитатели:
1. Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме.
2. Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление).
3. Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности.
4. Способствуют развитию любознательности, интеллекта.
5. Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений.
Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ должны использоваться 3 тактики:
- эмоциональная,
- логическая,
- речевая модель.
Эффективное направление интеллектуального развития – логические игры и головоломки.
Физическое развитие в детском саду представляет собой мотивацию к совершенствованию ловкости, быстроты действий, силы, выносливости, гибкости. Благодаря правильной организации занятий, у дошкольника формируется правильная осанка и полноценная физическая форма, соответствующая его возрасту.
Дополнительная задача, которую решают воспитатели, развивая у ребенка физическую форму – мотивируют его к ведению здорового образа жизни, выполнению упражнений.
Основные формы взаимодействия с детьми: прогулки, элементарные упражнения физкультуры, гимнастика с элементами закаливания (при условии отсутствии противопоказаний). Также используют подвижные игры, оздоровительный бег на свежем воздухе.
Дополнительно физическому развитию дошкольников способствует обеспечение здорового питания в детских садах. Оно организовано таким образом, чтобы обогатить растущий организм минералами, витаминами.
Мероприятия, проводимые в ДОУ для физического развития дошкольников, эффективны тогда, когда и родители ребенка поощряют ведение здорового образа жизни.
Особенность работы воспитателей детских садов заключается в обеспечении правильного эмоционального развития детей. Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку:
- Сформировать уверенность в себе.
- Избавиться от тревожности, страхов.
- Овладеть языком эмоций.
- Избавиться от агрессивной реакции на определенные события.
- Предотвратить появление негативных эмоций в ответ на воздействие различных факторов.
- Сделать ребенка эмоционально здоровым.
- Развить стремление к сопереживанию, состраданию, сочувствию.
Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Воспитатели детских садиков должны включать в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся:
- Развивающие игры.
- Лепка.
- Рисование.
- Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
- Занятие музыкой.
- Танцы.
- Инсценировки (непродолжительные театральные постановки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование математических игр и упражнений как одно из условий интеллектуального развития ребенка" (из опыта работы)
Краткое описание математических игр и упражнений используемых в работе с детьми, созданой предметно-развивающей среды....
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
Таблицы помогут выявить, соответствуют ли способности ребёнка нормам развития, которые предъявляются к детям в период от рождения до года....
ХАТХА-ЙОГА – КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В РАМКАХ ФГОС.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в формировании физического и духовного "Я" ребенка....
«Развитие мелкой моторики в ходе игровой деятельности дошкольника - одно из условий полноценного развития ребенка»
В работе отражены методы, приемы и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук детей, предложены варианты работы в данном направлении с использованием нестандартного оборудования....
Родительское собрание Тема «Микроклимат в семье –первая ступень в развитии ребенка»
Цель: создать атмосферу доверия и сотрудничества; обеспечивать оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; повышать самосознание и ответс...
Презентация к родительскому собранию тема «Микроклимат в семье –первая ступень в развитии ребенка»
Цель: создать атмосферу доверия и сотрудничества; обеспечивать оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; повышать самосознание и ответс...
Статья "Детский сад как одна из ступеней в развитии ребенка"
В статье раскрываются особенности разнообразной деятельность дошкольников в условиях детского сада, являющейся важным условием и средством приобщения ребенка к социальной действительности и обеспечива...