Конспект занятия по теме: "Обучение старших дошкольников восприятию идейного содержания нанайской сказки "Айога"
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование у детей умений целостно воспринимать народную сказку, понимать её идейное содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. Формировать умение критически оценивать поступки героев произведения. Обогащать словарь детей словами – признаками: гордая, красивая, трудолюбивая, ленивая. Учить детей понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Развивать связную речь, умения воспринимать содержание сказки, эмоционально откликаться на прочитанное, давать словесную характеристику героям. Воспитывать любовь и заботу к своим близким, дать представление о внешней и внутренней красоте. Поощрять желание помочь и сопереживать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._po_raz_rechi_ayoga_st._gr.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме: «Обучение старших дошкольников восприятию идейного содержания нанайской сказки «Айога».
Выполнила:
воспитатель МБДОУ детский сад
№323 «Сказка»
Чалова Наталья Валентиновна
Цель: формирование у детей умений целостно воспринимать народную сказку, понимать её идейное содержание, эмоционально реагировать на прочитанное.
Задачи: Обучающие: 1. Познакомить с содержанием произведения. 2. Формировать умение критически оценивать поступки героев произведения. 3. Обогащать словарь детей словами – признаками: гордая, красивая, трудолюбивая, ленивая.
Развивающие: 1. Развивать связную речь, умения воспринимать содержание сказки, эмоционально откликаться на прочитанное, давать словесную характеристику героям.
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь и заботу к своим близким, дать представление о внешней и внутренней красоте.
Оборудование: текст сказки, парные картинки, сундучок с пословицами о труде, портрет автора, аудио записи, шарики, смайлики, карандаши на каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением быта и условий жизни нанайского народа, просмотр мультфильма «Умка», беседа о народах разных национальностей.
Индивидуальная работа: закрепить правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже с Кристиной Т., Димой П.
Ход занятия
Организационный момент
- часть. Вступительная. 1.1. Мотивация к восприятию содержания сказки.
Ребята, здравствуйте. У меня в руках сундучок мудрости. Как думаете, что там. (Зачитывает несколько пословиц о труде).
- О чём они? (О труде). -Посмотрите на эти парные картинки. Это картинки – превращения. Кого вы видите? Что общего между ними? (превращение за хорошие поступки, добрые дела). А теперь на другую картинку посмотрите (девочка превратилась в гуся). Как думаете, почему здесь произошло всё наоборот?
1.2. Создание проблемной ситуации.
Как нам узнать, что здесь случилось? (Прочитать книгу). Садитесь на стульчики. 2 часть Основная 2.1. Комментированное чтение текста с вопросами, передачей эмоций. В роду Самаров жил один нанаец – Ла. Была у него дочка – Айога. (Какое интересное имя). Красивая девочка. Все её очень любили… Айога загордилась. (Как это?) Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз, начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. (Почему?) Всё любуется собой. Вот однажды, говорит ей мать: - Пойди принеси воды, Айога! Дочка отвечает: - Я в воду упаду. - А ты, за куст держись,- говорит ей мать. - Куст оборвётся!- отвечает Айога. - А ты, за крепкий куст возьмись. - Руки поцарапаю… (Что делает девочка). Тут соседская девочка говорит матери Айоги: - Я схожу за водой. Пошла и принесла воды. Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит: - Дай мне лепёшку, мать! (Какая грубая). - Горячая она. Руки обожжёшь,- отвечает мать. - Я рукавицы надену, - говорит Айога. - Рукавицы мокрые. - Я их на солнце высушу. - Покоробятся они (сделаются неровными, жёсткими), - отвечает мать. - Я их мялкой разомну (сделает мягче). - Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет. Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. (Правильно сделала?) Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась- длинная стала. Говорит, девочка Айоге: - Возьми лепёшку. Мне не жалко! Совсем разозлилась Айога. Зашипела. (От злости). Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости – так замахала, что руки у неё в крылья превратились. (Ничего себе). -Не надо мне ничего- го- го! – кричит. Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит –Ах, какая я красивая! Го- го-го! Ах, какая я красивая!... Плавала, плавала, пока по – нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем - нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит: - Ай-ога-га-га! Ай- ога- га-га! 2.2. Беседа по содержанию сказки. - Почему у девочки такое имя? - Кто из героев больше всего понравился? - Как вы думаете, правильно ли поступила мама? - Что помешало девочке исправиться? - Какая пословица из нашего сундучка подходит к сказке?
Физкульминутка «Весёлые гуси». (Музыкальная Физкультминутка) (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом) Жили у бабуси (Ходьба на месте, переваливаясь с бока на бок – имитация гуся) Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый, Два весёлых гуся. Вытянули шеи (Наклоняются вперёд, вытягивают шею, поворачивают голову вправо и влево). - У кого длиннее! Один серый, другой белый, У кого длиннее! Мыли гуси лапки («Моют» ручки, полощут их в воображаемой воде) В луже у канавки. Один серый, другой белый, Спрятались в канавке (Присаживаются на корточки) Вот кричит бабуся: Ой, пропали гуси! Один серый, другой белый Гуси мои, гуси! (Хватаются за голову, качают головой, всплёскивают руками) Выходили гуси, Кланялись бабусе Один серый, другой белый, Кланялись бабусе (Имитация ходьбы гусей, кланяются). 2.3. Творческое задание. Придумайте начало новой сказки. - Давайте представим, что девочка в конце сказки превратилась в лебедя. Придумайте тогда начало сказки.
Дети рассказывают новую сказку, придумывают сюжет, дают характеристику героини.
2.4. Коллективная творческая работа «Дерево доброты».
Воспитатель: Ребята, я очень хочу, чтобы те добродетели, о которых мы сегодня говорили, поселились в ваших сердцах и делах, а плохие мысли и поступки постепенно уходили прочь. Я предлагаю вам украсить наше Дерево доброты разноцветными яблочками.
Дети выходят к магнитной доске, называют добродетели и прикрепляют яблочки к Дереву.
Обобщение: сказка учит добрым делам, отзывчивости, заботе о близких.
- часть. Заключительная. Итоги. Рефлексия.
Вам понравилась сказка? Чему она вас научила? Нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение в конце сказки.
Перспектива: Ребята, и правда, труд красит, а лень портит. Найдите и прочитайте дома с родителями сказки, где происходили првращения героев. Но конец этих сказок был хорошим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий и презентации для старших дошкольников
Занятия и презентация по ЗОЖ в подготовительной группе детского сада...
Материалы по самообразованию на тему: «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»
Материалы по самообразованию на тему:«Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»...
«Конспект занятия по теме «Обучение правилам дорожного поведения»
Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице и дороге....
Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"
Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему: «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ. НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА». ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ речевое развитие группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯна тему: «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».образовательная область речевое развитиегруппа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...
Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"
Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"...
Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"
Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"...