Реализация православного компонента в детском саду в условиях современного мира
материал

Котова Наталья Анатольевна

Опыт работы МБДОУ № 19 "Золотая рыбка" по реализации православного компонента в работе детского сада в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация православного компонента в детском саду в  условиях современного мира

«Вопрос воспитания  детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно- нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…» 

(В. В. Путин)

В условиях современных реалий между государственными институтами и религиозной организацией Русская Православная Церковь   в Российской Федерации формируются взаимоотношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования детей.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Негативные источники  вызывают тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Кроме того, в современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Мы убеждены, что детские дошкольные учреждения — это мощный ресурс для духовного возрождения нашей страны. Одним из ключевых источников, формирующих духовность и культуру человека, является наша православная вера. Это обусловлено тем, что православие всегда обладало высоким уровнем духовности, нравственности и эстетики, что делает его изучение важным аспектом воспитания. Деятельность, направленная на православное воспитание, обогащает и дополняет воспитательный процесс.

В современном обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро.

В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека.

        Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования, в Федеральной Образовательной Программе  дошкольного образования.

          Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

В настоящее время нами отмечена тенденция: всё больше и больше детей приходят в детский сад крещеными. И это не  дань моде, а осознанное родительское решение. Малыши воспринимают нательный крест как данность. Старшие дошкольники уже пытаются понять роль нательного креста в жизни человека,  бережно  к нему  относятся.  Ребята знают, что  крестик показывает, что человек — христианин, то есть верует в Господа Иисуса Христа. Также ребята говорят, что (цитата детей)  «нательный крестик защищает от всякого зла, уберегает от плохих мыслей и помогает быть хорошим. Поэтому его важно носить постоянно у самого сердца».  

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники.

           Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее  умиротворение к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей, и крашенки на Пасху, аромат вкусной выпечки-жаворонков на Благовещение.

У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте воспитанники нашего детского сада   заинтересованно воспринимают радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников для нас, педагогов, важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы, Масленицы, педагоги  разъясняют некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество педагоги нашего детского сада традиционно изготавливают  с детьми ангелов, оформляют выставку «Ангел Рождества Христова», на  Благовещение воспитатели и ребята   пекут вкусную выпечку под названием «ЖаворОнки», на  Сретение  дети делают «Сретенский букет» из найденных на прогулке веточек деревьев.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Вообще, как известно, помимо игры, у дошкольника есть ряд других важных «дел». Он и рисует, и лепит, и конструирует, и вырезает и т.д. Однако именно игра – фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом состоит ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый «необыденный» мир – мир социальных отношений людей, их общих смыслов. Особого внимания заслуживает привлечение детей к решению проблемных жизненных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, поскольку именно этот прием открывает детям возможность проявить нравственное поведение, выразить нравственные чувства. Всё это, конечно же  находит отражение в игре.

         Одна из инновационных форм работы с детьми по формированию духовно-нравственных качеств наших дошкольников  - цикл  встреч «Беседы  Добра». Целью данных бесед является развитие личности ребёнка на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.  Педагоги  детского сада приобщают детей к этим ценностям, помогая формировать морально-нравственные установки, любовь к Родине и семье и создавать условия для творческого развития.  Постоянным гостем «Бесед Добра» является руководитель воскресной школы  при приходе в честь иконы Пресвятой Богородицы Живоносный источник микрорайона Ложок Наталья Александровна Шумбасова.  Матушка Наталья знакомит детей  с христианской верой, важными историческими датами,   с иконами, в  том числе  Владимирской иконой Божьей Матери, Казанской иконой Божьей Матери, которые сопровождали и помогали русским воинам во все времена.

          В ходе  «Бесед Добра» матушка Наталья учит детей видеть за обыденными земными вещами высокий смысл, рассказывает детям, как правильно креститься. Говорит  о  том, что крестное знамение – это не просто жест, он имеет великую силу и защиту  от зла. Рассказывает о том, что осенять себя крестом следует вместе с молитвой.  Она рассказывает о наших предках, которые облагородили и прославили Русскую землю, удержали и отстояли её во многочисленных войнах,  освятили её своими делами, отчего и именовалась она Святой Русью. 
Темы   непростые  для детского восприятия. Но благодаря душевному и эмоциональному  повествованию матушки Натальи,  они всегда вызывают у детей живой интерес и находят  отклик в детских сердцах.

Также развитию духовно-нравственной сферы  наших воспитанников способствуют мероприятия патриотической направленности.  Именно  в ходе таких мероприятий, как проведение государственных российских праздников, социально-значимых патриотических акций, театрализованных постановок  исторических сюжетов, в которых принимают участие педагоги и дети,  ребята познают историю России, погружаются в исторические события и тем самым учатся сопереживать, сострадать, приходят к пониманию того, что войны – это великая беда.  И тем   ценнее становится для  них  мир.

          Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов,  опять же доступных детям.

 Необходимо отметить, что доминирующая роль в православном воспитании детей отведена родителям. Педагоги нашего  детского сада стараются создать условия для реализации этого принципа. Таким условием является включение родителей в жизнь детского сада, поскольку семья и детский сад не могут заменить друг друга. Преемственность выражается установлением доверительного  контакта между семьей и детским садом. Родители наших воспитанников принимают непосредственное участие в праздниках, акциях и других мероприятиях. Педагоги, родители и дети ежегодно принимают участие во  Всероссийской киноакции «Вера, надежда, любовь в российских семьях», целью которой является  сохранение традиционных семейных ценностей, воспитание патриотизма, духовно-нравственное оздоровление общества средствами кинематографа. Одним из значимых семейных мероприятий является «Экскурсия выходного дня», в ходе которой семьи посещали храмы, Святой Ключ, а впоследствии дети делились впечатлениями и эмоциями друг с другом, оформили вместе с педагогами фотовыставку «Дорога к Храму».

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении  детьми вечных ценностей: милосердия, добротолюбия, в стремлении к добру и неприятию зла.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

        Закончить своё выступление мне бы хотелось словами Святейшего Патриарха Кирилла: «Глубоко убеждён, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная  и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православные праздники в детском саду.

Разработала перспективный план по православным праздникам на весну....

Конспект занятия по православной культуре в детском саду.Тема: « Свет пришел в мир».

Программные задачи: расширить знания детей о истории и  традициях празднования Рождества Христова в России..  Через духовную музыку, иконопись приобщать детей к нравственным и культурным цен...

Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...

Важность экспериментирования в детском саду, в современном мире.

Актуальность экспериментирования в ДОУ заключается в следующем: данный метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоoтношениях с другими объектами ...

Потребность в художественно- эстетическом развитии дошкольников в детском саду в современном мире

Потребность в художественно-эстетическом развитии дошкольников в детском саду в современном мире. Дошкольник – эстетически воспитанный, эмоционально отзывчивый, креативный, знающий виды и ж...

Презентация "Реализация православного компонента в детском саду в условиях современного мира"

Презентация к докладу "Реализация православного компонента в детском саду в условиях современного мира"...