Православные праздники в детском саду.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Разработала перспективный план по православным праздникам на весну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnye_prazdniki_.docx | 177.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Благовещение»
Вид проекта: Познавательно – творческий проект
Сроки проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети (подготовительная группа), воспитатели, родители.
Цель: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение;
- дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение;
- познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.
- развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
- оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;
- содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
- воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
- прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русскою народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах.
Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ по православию.
Апрель
Благовещение.
Мероприятия | Цель | Участники |
1. Беседа «О Пресвятой Богородице» |
| Воспитатель и дети |
2.Презентация | Знакомство с православным праздником , историей его возникновения. | Воспитатель и дети |
3.Развлечение фольклорное «Благовещенье – встреча весны» | Развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, приобщать к православным праздникам. | Родители Воспитатели, дети |
4.Дидактические игры::Приметы весны», «Перелётные птицы», «Деревенский дворик» | Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, расширение знаний о фольклоре; развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны. | Воспитатель и дети |
5.Творческая работа по художественно-эстетическому развитию Тема: «Ангел - вестник торжества» |
оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества | Воспитатель и дети
|
6.Чтение художественной литературы: "'Этот дом - не просто дом!" Евгений Санин, "Как нарядно в нашем храме'" Нина Орлова, "Перелетные птицы" Виктор Афанасьев, "Птичка" А.С.Пушкин, "Гуси-лебеди" Русская народная сказка, "Благовещение" С.Высоцкая, "Благовещение" Дмитрий Захаров. Заучивание стихотворений: "Птичка" А.С.Пушкин. "Благовещение" С.Высоцкая, "Благовещение" Дмитрий 'Захаров. | Познакомить детей с историей возникновения праздника , его празднованием , обычаями развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны. | |
7. Работа с родителями: Консультация для родителей «Благовещение Пресвятой Богородицы». Помощь в оформление музыкального зала к фольклорному развлечению «Благовещенье – встреча весны» Помощь родителей в изготовлении и украшении русских народных костюмов к празднику 8.Выставка поделок и работ родителей и детей | Приобщать родителей к участию в жизни своего ребёнка и праздникам ,которые отмечаются в детском саду. | Родители Воспитатель |
Беседа для детей старшей группы «О Пресвятой Богородице»
Восп - ль: Ребята, 28 ноября по всей России празднуют великий праздник – «День Матери». Ещё в этот день все верующие христиане отмечают праздник Иконы Божьей Матери. Образ Пресвятой Богородицы особенно любим и почитаем.
(Вос – ль показывает детям изображение иконы Богородицы.)
Посмотрите, её облик на иконах всегда полон покоя, смирения, достоинства и величия. В каждом православном храме, в каждом доме, где живут верующие люди, обязательно есть образ Божьей Матери – Пресвятой Богородицы. Люди обращаются к иконам с образом Пресвятой Богородицы и возносят ей свои молитвы и просьбы. Это обращение дарит им покой и умиротворение, спасает их души и сердца от тревоги и суеты.
Очень много красивых стихов и песен посвящено образу Пресвятой Богородицы:
В свято углу чуть теплится лампада,
Упала ночь на православный край.
И Матерь Божья в серебряном окладе,
Жалея нас, нам обещает рай.
Её глаза наполнены слезами,
Душа о грешном племени болит.
Уста давно все в Библии сказали
И взор тоскующий о будущем скорбит.
Восп – ль: Я расскажу вам, ребята, кто такая Богородица?
Пресвятая Богородица – Бога родила. Она его мать. Пресвятая Богородица – великая и милосердная заступница за всех верующих, как мать за своих детей. Сам Господь её слушался и нам, людям, дал заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо.»
Ребята, а кто знает, что означает слово «почитать»? (ответы детей).
Правильно. «Почитать» означает слушаться, беречь, любить, а также ухаживать за родителями, когда они заболеют и станут старенькими. Вот и вы почитайте своих родителей всегда.
У верующих есть церковные праздники, установленные в честь и память Пресвятой Богородицы. А называются они Богородичные. К ним относятся:
Рождество Пресвятой Богородицы – отмечается 21 сентября.
Введение Пресвятой Богородицы во храм – отмечается 4 декабря.
Благовещение Пресвятой Богородицы – отмечается 7 апреля.
Успение Пресвятой Богородицы – отмечается 28 августа.
В эти дни все верующие ходят в церковь и молятся Матери Божьей, зная о том, что она ближе всех к Богу. Ради её материнской любви и её молитв за нас, Бог прощает нам многие наши прегрешения.
Восп – ль: Ребята, а кто из вас знает, что такое «церковь», «молитва»?
(ответы детей) . У ребёнка спросили однажды : «Что такое церковь? » А он ответил: «Это такой большой дом, где живет Бог». Церковь – это место духовного общения человека с Богом посредством молитвы. В церковь люди ходят, чтобы помолится, крестят в ней своих детей, молодые пары венчаются в церкви. Как обычно, в церкви очень много разных икон, то есть изображений святых. (детям показывают разные иконы.)
Перед иконами всегда ставятся свечи в подсвечниках. Крест – величайшая христианская святыня. Куда бы мы не обратили свой взор, везде увидим крест. Он на куполах церквей и храмов, всегда лежит на церковном престоле, всегда пребывает на груди у верующего человека.
Ребята, а теперь попрошу внимательно послушать и запомнить правила поведения в церкви:
- вести себя надо скромно, тихо и благопристойно.
- нельзя громко разговаривать и смеяться.
- нельзя входить с животными и птицами.
- нельзя держать руки в карманах.
- нельзя жевать жевательную резинку.
- нельзя бегать, прыгать, толкать других людей.
- девочки обязательно должны быть в платках, нельзя одевать брюки.
- мальчики обязаны всегда снимать головной убор (шапку, кепку.)
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони –
Не нужны тебе они…
Лень подальше прогони.
Душой с Богом примирись
О всем мире помолись… (Игумен Виссарион (Остапенко)
Восп – ль: Ребята, а кто молится о вас, о вашем здоровье и счастье, кто желает вам всегда добра? (ответ детей: «Мама! »)
Восп –ль : Правильно, мама. Это самое прекрасное слово на Земле! Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и милые глаза, ласковые руки, они все-все умеют. У мамы самое любящее, верное, чуткое и преданное сердце. В нем никогда не погаснет любовь к своим детям, оно никогда не останется ни к чему равнодушным.
Все мы очень любим своих мам и эту любовь выражаем в обращении к ней, в том, как мы ее называем. Ребята, давайте каждый скажет ласковое слово о своей маме. (ответы детей) .
Восп – ль : Молодцы. Я вижу вы все очень любите своих мам. И хочу вам пожелать, чтобы вы всегда обращались к мамам такими ласковыми словами, которые произнесли сейчас. Любите и жалейте своих мам всегда, никогда их не обижайте и не расстраивайте ни словом, ни поступками. Пускай ваши мамы всегда гордятся вами, вашими делами, успехами и поступками.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
Образовательная область: художественно-эстетическое
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Ангел - вестник торжества»
Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей.
Программное содержание
Образовательные задачи: учить изготовлению простых поделок;
Развивающие: развивать интерес детей к художественному творчеству; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать желание делать подарки своими руками;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким.
Словарная работа: ангел, Иисус Христос, Спаситель Мира, Сына Божьего.
Предварительная работа: рассматривание игрушек ангелов, репродукций, иллюстраций из книг ангелов, иллюстраций из детской библии, чтение стихов о Благовещении, отрывков из детской библии о празднике.
Материалы: Репродукция иконы Ангела – хранителя, круг из плотной белоснежной ткани (можно шелк или атлас, но обязательно новой!) диаметром 21 см; крепкие белые нитки; половинка круга из белой органзы диаметром 15 см; овал из белой ткани (той же что на туловище) длиной 11 см; полоска серебряной или золотой тесьмы для ободка на голову; белая трубочка длиной 7 см и желательно очень тонкая серебряная нить для подвески.
Ход НОД
Воспитатель. Дети, послушайте стихотворение.
Ангелы – небесные
В облаках летают.
И в прозрачном воздухе,
Как снежинки тают
Машут нам приветливо
Легкими крылами.
И глядят, чтобы беда
Не случилась с нами.
Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, что у каждого из вас есть Ангел – хранитель.
- А кто еще оберегает своего ребеночка от беды?
Ответы детей.
- А какие у вас мамочки?
Ответы детей (добрые, хорошие, заботливые, трудолюбивые).
Ангелы невидимые духовные существа, которые служат Богу и исполняют его поручения Небо – их дом. А само слово Ангел означает «посланец».
- Кто такой посланец? Тот кто кем-то куда-то послан.
Бог посылает Ангелов служить людям, приносить им вести из духовного мира. Святых Ангелов изображают на иконах и на картинках в книгах о Божием мире. Изображают их с крыльями в знак того, что они летают, быстро исполняют волю Божию.
(Воспитатель показывает детям репродукции икон и книжные иллюстрации с изображением Ангелов. После рассматривания продолжается рассказ.)
В Священном Писании есть повествование о том, как однажды один из ангелов возгордился и захотел стать как Бог. Этот Ангел перестал слушаться Бога, любить Его. Некоторые другие ангелы поверили ему, и тоже перестали слушаться Бога и началась на небе битва между добрыми и злыми ангелами. Злые ангелы были побеждены и изгнаны с Небес. Они лишились света, радости и стали темными духами. Именно от них приходят к нам плохие мысли, желание совершать злые дела. А добрые Ангелы служат Богу, охраняют нас, помогают нам совершать добро.
(после рассказа в-ль предлагает детям сделать поделку - фигурку светлого Ангела Божия).
7 апреля Православная церковь празднует день «Благовещения Пресвятой Богородицы». Очень давно, в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
Мария спросила у Ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю? » На что Ангел сказал Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя».
Мария, увидев в словах Ангела волю Божью, произнесла такие слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения у неё в животе появился ребенок.
Сегодня выполним поделку – Ангел.
Этапы изготовления
|
|
|
|
5. Пропускаем тонкую нить внутри рук и завязываем, а узелок перемещаем внутрь. | |
Выставка работ детей.
«Благовещенье – встреча весны»
(фольклорное развлечение для детей старшей группы)
Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал. Их встречает Хозяйка.
Хозяйка: Дай Бог тому, кто в нашем дому,-
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы нас Господь
И житьем, и бытьем, и здоровищем.
Здравствуйте. Гости дорогие, гости званные, желанные. Пожалуйте к нам на игры да пляски, песни да сказки слушать. А расскажу я вам нынче про наше житье – бытье да как на Руси – матушке третью весну встречают. Ну так слушайте.
Вот уж и март - протальник пролетел, а с ним Авдотья – плющиха да Сороки, а время не стоит. Вот уж и березол подошел, а с ним и велик праздник Благовещенье, - так велик, что даже грешников в аду на него не мучают. Вот ведь как. Не знаю, как сейчас, а раньше – то так было. В канун Благовещенья жгли обрядовые костры, водили хороводы вокруг изб, а то и целых деревень. Огонь очищал и людей, и землю.
В печи огонь пламя претворилось,
Во печи всякие травы вырастали.
Всякими цветами зацветали.
Невредим младенец пребывает,
По лазоревым цветам гуляет,
Евангельскую книгу читает,
Сам ангельские песни воспевает.
Костры те принимают на землю небесное тепло, помогали пробуждению Матерей Сырой Земли. В кострах этих сжигали все старье: зимние соломенные постели, старую обувь, через них прыгали, веря в очищенную силу огня. Выпускали птиц на волю, чтоб летели они ввысь поднебесную и рассказали всем о добре своих освободителей. Чтоб долетели они к Весне – Красне, да чтоб разбудила она землю нашу от зимнего сна.
Дети поют заклички
«Жаворонушки, прилетите-ка!»
Жаворонушки!
Прилетите к нам! (подняв руки, манят кистями)
Принесите нам
Весну красную (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь в право)
Лето теплое! (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь влево)
Нам Зима надоела! (делают притоп на слог «ма»)
Весь хлеб переела! (делают притоп на слово «Хлеб»)
«Весна, весна!»
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью!
С великой милостью! (выполняют земной поклон)
Со льном высоким! (поднимают руки вверх)
С корнем глубоким! (приседают, опустив руки)
С колосом сильным! (Встают, поднимают руки с разжатыми пальцами)
Хлебом обильным! (Руками держат каравай)
Хозяйка: Бывают на Благовещение всякие недоразумения, а избавит нас от сглаза и скандалов, ссор и обид всяческих яркий костер. Кто через него прыгнет, тот враз очистится.
Игра «Прыжок – через костер»
Хозяйка: Что же за праздник – Благовещенье? В этот день к Деве Марии с неба спустился Архангел Гавриил и принес ей от Бога радостную весть, что у нее родится ребенок, который спасет мир.
«Благовещенье»
С крыши льется светлая капель.
Блеском солнца сад обрызгал весь.
Не случайно избран был апрель,
Чтоб принести Благую весть!
Вся природа эту весть ждала,
Ждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.
Вешний воздух над землей царил.
Зеленели тонко луговины,-
Весть принес Архангел
О зачатии спасителя и сына.
А. Сименович
А имя ему – Иисус Христос.
По народному поверью, Благовещенье – самый большой праздник на небесах, на земле и в аду. А разрешается ли в этот день работать?
Дети: Нет. Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет.
Хозяйка: Какие приметы еще вы знаете?
Дети: Кукушка навсегда осталась без гнезда, что на Благовещение его завивала. Крота Бог потому ослепил, за то, что он на Благовещенье землю копал.
Хозяйка: На Благовещение никакого дела не начинай. По приметам на Благовещение весна зиму поборола. Давайте – ка, посмотрим, как же это происходит.
А теперь пора солнышко звать-закликать.
Дети: Солнышко, покажись!
Ясное, снарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее,
Сядь на пенек,
Посвети денек!
- Да полно, Зимушка, куражиться! Пришла пора, уходить тебе со двора!
Уноси скорее ноги, очищай весне дорогу! А зима все злится, не уходит со двора.
- Ну, народ, выручай! Всем миром победим Зимушку, глядишь и Весна объявиться!
Отгадайте сначала загадки:
Без ножа, без топора, без железного долота. Мороз
Выгляну в оконце – лежит белое луконце. Снег
Сверкает, мигает, огненные стрелы пускает. Молния
Стоит ствол, на нем кол,
На колу дворец, во дворце – певец. Скворец
А теперь давайте лучше в играх молодецких состязаться!
Соревнование «Перетягивание канатов»
- А Весны – то все равно нет!
Давайте – ка, ребятки, споем песенку о весне.
Дети поют песню «Веснянка»
Украинская народная мелодия.
После песни появляется в хороводе девочка – Весна.
- Здравствуй, Весна – Красна. Ты на чем пришла?
Весна: Я приехала на возочке, приплыла на челночечке. Зимушку провожать.
Хорошо вы солнышко позвали.
Дети: А уж ясно-солнышко (дети плавно поднимают руки вверх)
Припекло, припекло (выполняют плавные взмахи перед собой прямыми руками)
И повсюду золото
Разлило, разлило (шевеля пальчиками, руки опускают вниз)
Ручейки на улице
Все журчат, все журчат! (качают опущенными руками вправо и влево)
Журавли курлыкают (сложить пальчики вместе «клювиками» - делать «кивающие» движения обеими руками)
И летят, и летят (перекрестить ладони и выполнить махи)
Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске (Сложить «бутончик» из ладоней и постепенно его раскрывать)
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке (надеть на голову воображаемые веночки)
Солнышко-батюшка,
Угоди, угоди (шевеля пальчиками, поднимают вверх прямые руки)
А землица-матушка
Уроди, уроди (делают поглаживающие движения, слегка наклонясь)
Хозяйка: Ребятки, вот и пришла к нам Весна – красна. А давайте – ка мы с ней поиграем в народные игры.
Солнце разгорается,
Игры начинаются!
Будем в «Селезня» играть
Крепко-крепко целовать!
ИГРА «СЕЛЕЗЕНЬ»
Хозяйка: А теперь давайте в «ТЕТЕРКУ» поиграем!
ИГРА «ТЕТЕРКА»
«Ручеек», «Гори, гори ясно».
Хозяйка: Спасибо, тебе милая Весна, за то. Что к нам пришла. С праздником, вас дорогие гости.
Пусть счастье будет вам горой,
Урожай воз большой,
На столе большой пирог,
Легких вам всегда дорог.
ПОД ПЛЯСОВУЮ МУЗЫКУ ВСЕ РАСХОДЯТСЯ.
Консультация для родителей.
Благовещение Пресвятой Богородицы
7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Благовещение - зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началась новая человеческой жизни. Христиане знают законы биологии, потому и говорят о Чуде. Чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Вседержитель, Владыка и Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.
На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Звезды символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых – так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.
У древних христиан праздник Благовещения носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название "Благовещение Пресвятой Богородицы". Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы.
В день Благовещения, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.
Проект «Вербное воскресенье»
Вид проекта: Познавательно – творческий проект
Сроки проекта: 1 неделя.
Участники проекта: дети (подготовительная группа), воспитатели, родители.
Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Вербное воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника.
- Развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Вербное воскресенье»
- Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику «Вербное воскресенье»
Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования«Вербного воскресенья».
- Обогащать словарный запас детей Вербное воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).
- Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
- Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Ожидаемые результаты:
Расширение знания детей о христианском празднике «Вербное воскресенье» (дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника,
познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными «Вербному воскресенью»
Дети научились играть в народные игры, проводимые в канун пасхи),
формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;
Расширение связей ДОУ с социумом;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
(Апрель) Вербное воскресенье
Мероприятия | Дата | Цель | Участники |
1.Беседа « Вербное воскресенье» | приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье; расширение знаний о фольклоре; развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны; создание праздничного радостного настроения; формирование духовно-нравственного воспитания. | Воспитатель и дети | |
2.Развлечение «Вербное воскресение» | Приобщить к истокам культурных традиций русского народа, познакомить детей с евангельскими событиями, подготовить к встрече Пасхи. | Воспитатель и дети | |
3.подвижные игры игры «Дедушкин рожок». «Верба – вербочка». | Познакомить с народными играми ,создать хорошее настроение. | Воспитатель и дети | |
4. Весенняя поделка с детьми «Пушистая верба» | -Познакомить детей с праздником – Вербное воскресенье. -Доставить детям радость от совместного творчества. -Совершенствовать творческие умения детей, воображение, фантазию. | Воспитатель и дети | |
5.Работа с родителями: «Что должны знать дети о Вербном воскресенье»-консультация для родителей | помочь родителям и детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях. | Родители Воспитатель | |
6. Выставка поделок к вербному воскресенью. | -Доставить детям радость от совместного творчества. -Совершенствовать творческие умения детей, воображение, фантазию. | Родители Воспитатель |
Вербное воскресенье.
Конспект занятия по теме: «Вербное Воскресенье»
Материал к занятию
1. Икона праздника Входа Господня в Иерусалим.
2. Букетик вербы.
Ход занятия
– За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день?
Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? У священников ветхозаветной церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город.
– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?
В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.
Вот как повествует об этих событиях Евангелие.
Воспитатель читает или пересказывает детям евангельское повествование о Входе Господнем в Иерусалим.
Об этом событии пишут все евангелисты:
Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.
«И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Входа Господня в Иерусалим.
– Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.
– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?
Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом.
Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.
Евгений Санин
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?
В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть веточки вербы. Принесённый букетик после занятия можно будет поставить в православном уголке группы.
Татьяна Шорыгина
Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.
А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь, вспомнив всё, о чем мы говорили с вами на занятии, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми.
Светлана Высоцкая
Вербное воскресенье
Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.
Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.
Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной.
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет.
В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим и о традициях его встречи.
Воспитатель уточняет и обобщает рассказы детей.
Сценарий развлечения для старших дошкольников по теме: Вербное воскресенье
Дети заходят в зал и удобно размещаются.
Музыкальный руководитель. Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева? Правильно, верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Ярославской губернии в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».
Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки.
На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары, или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки, пищалки и другие детские забавы. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляний целыми семьями. Вербные базары устраивались на центральных площадях, в Москве, например, на самой Красной площади. (Дети рассматривают иллюстрацию.) На вербных базарах проходили различные выставки, например цветов. Здесь же можно было увидеть и выступления бродячих артистов, балаганы и пр.
Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами, и покупателями. Чтобы товар быстрее продался, нужно лучше расхваливать его, зазывать покупателей.
Педагог предлагает детям попробовать себя в роли продавцов. Ребята выбирают «лучших продавцов». Торговцы зазывают покупателей.
Торговцы.
У нашего Якова - товару всякого!
Нитки, катушки, селедочные кадушки,
Красивые платочки, мелкие гвоздочки!
- Посуда наша - для щей и каши!
Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается!
- А вот яблоки ранет - у кого своих нет!
- Подходи, бедный, подходи, богатый,
Подходи, тонкий, подходи, пузатый!
- Пряники печатные, конфеты сахарные!
Как куснешь, так уснешь,
Как вскочишь, еще захочешь!
- У нас без обману, материал без изъяну!
- Шелк, атлас, канифас, Весь девичий припас!
Дети покупают шарики, конфеты.
Музыкальный руководитель. А помните, ребята, я говорила вам, что на базары заходят и бродячие артисты. И у нас сегодня в гостях скоморохи!
Несколько заранее подготовленных детей показывают коротенькую сценку.
Тюха.
Ах, честной народ, распотешим мы вас!
Мы скакать пойдем с колокольцами,
С колокольцами, болобольцами!
Матюха.
Вот идет по дороге Ероха!
Полюбуйся-ка, народ, на скомороха!
Петрушка.
За Ерохой, кто с хвостом, кто с рогами,
А один-то, погляди, вверх ногами!
Ероха.
Ну а этот разве плох,
Косолапый скоморох?
Топнул, рявкнул
Да по струнам брякнул!
«Медведь» изображает игру на балалайке.
Покажи-ка, Мишенька, как девки на работу ходят. (Идет еле- еле.) А с работы. (Бежит быстро.) Молодец, Мишенька, молодец.
Тюха.
Вот потеха, так потеха,
Люди падают от смеха!
Наш Петрушка - длинный нос
Ухватил коня за хвост!
Матюха.
Тише, дудки, тише, домры.
До свиданья, люди добры!
Умолкает барабан,
Закрываем балаган!
Дети смотрят сценку театра Петрушки.
Петрушка. Доброго здравия, господа почтенные! Я прибыл сюда господ повеселить, посмешить, позабавить!
Тра-та-та! Ту-ту!
Появляется и марширует солдат под пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и поет песенку.
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Вдоль плетней, заборов и град,
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Марширует бравый наш отряд,
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Командир ведет нас на парад.
Солдат. Что ты здесь шумишь? Вот я тебя сдам в солдаты.
Петрушка (плачет). Пропала моя головушка не за копеечку.
Солдат. Полно плакать. Вот тебе ружье. (Дает палку.)
Петрушка. Это, барин, палка - не ружье.
Солдат. Сперва обучают с палками, потом с ружьем. Бери!
Петрушка. Давай!
Солдат. На плечо!
Петрушка. Горячо!
Солдат. Ты молчи!
Петрушка. Молчи ты тоже.
Солдат. Ровно!
Петрушка. Марья Петровна!
Солдат. Какой ты бестолковый!
Петрушка. Давай целковый!
Солдат. Смирно! Слушай команду!
Петрушка. Слушаю!
Солдат. Молчать! Как я скажу «раз», так и ты говори «раз». Раз!
Петрушка. Два!
Солдат. Не так! Надо раз-раз, два-два. Понял? Ну, давай. Раз!
Петрушка. Раз-раз! Два-два! Солдат. Ну какой ты бестолковый. Налево - круг! Петрушка. Направо вдруг! (Бьет палкой солдата, оба убегают под веселую музыку.)
Консультация для родителей.
Что должны знать дети о Вербном воскресенье.
В воскресенье вербное верба расцвела,
От луча весеннего, первого тепла.
Прокатился с грохотом ледоход речной,
Отозвался колоколом праздник над землёй.
И слезами капает парафин свечей,
От огня священного солнце горячей.
Бледными листочками верба прорастёт,
Лопнувшею почкою сердце оживёт!
(Т. Ларина
Если вы увидели на улице людей с веточками вербы в руках, значит, скоро наступит праздник, который называется Вербное воскресенье. После долгой зимы и шести недель поста наступает этот светлый праздник.
С чего все началось? Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус воскресил Лазаря, которого очень любил: однажды, когда Иисус был далеко от Вифании, две сестры Лазаря, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу, что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этом, Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус пришел в Вифанию через два дня, зная, что Лазарь уже умер. Сестра Марфа пошла навстречу Ему и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Когда они пришли в Вифанию, Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и велел отвалить камень. Камень отвалили, и Иисус возвел очи к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон! » И умерший тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры.
На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Вифания, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу, привязанную, и молодого осла с нею. И взявши, приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Они радостно кричали: «Осанна! Осанна! », что у нас означает: «Ура! Да здравствует! » Все думали, что пришло их земное спасение, так как устали от жестокого владычества римлян. Но только Иисус знал, что несет им гораздо больше — не земное царство, а Царство небесное.
Когда вошел Иисус Христос в храм Божий, первым делом он выгнал оттуда торговцев, опрокинул столы меновцев. Он был возмущен тем, что Дом Божий был превращен в дом торговли. Люди в восхищении слушали все то, что говорил им Господь. Но это был единственный день, когда Иисус был всенародно признан.
Во всем ликующем Иерусалиме Он один знал, что уже завтра начнется неделя Его страданий. Что эта же самая толпа вместо, — Слава Сыну Давидову! — Уже через неделю будет кричать, — Возьми, распни Его! Но это уже следующая история.
Все происходящее не понравилось местным священникам. Почитание новой веры грозило старым устоям. Необходимо было предпринимать какие-то меры, причем незамедлительно. Решаясь отдать Спасителя на суд римскому прокуратору, они понимали, что обрекают Иисуса на смерть. Скорый приговор и казнь не заставили себя ждать.
У нас, на Руси, этот праздник очень почитаем. Он называется - Вербное воскресенье и олицетворяет пробуждение природы после долгой зимы. Недаром северные славяне выбрали символом этого дня - вербу. Дерево является предвестником весны. Как только солнце прогревает воздух, проклевываются на свет пушистые комочки. Именно они дарят веру в скорые теплые дни.
Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
(Т. Шорыгина)
Как празднуют этот день в России
Люди любого возраста отправляются в воскресное утро в ближайшую церковь, чтобы освятить веточки вербы. Прихожане стоят службу, совершая молитвы и участвуя в песнопении. Придя домой, освященные ветки ставят рядом с иконами, заплетают в косы, делают из них обереги, прибивают на хозяйственные постройки.
Через год, в преддверии нового праздника, вербу сжигают.
Объясните детям, как нужно вести себя в церкви: «Когда ты будешь стоять с веточками вербы в Церкви, думай о Христе, о том, что ему пришлось ради тебя вынести. Представляй, что ты встречаешь Его и радуешься Ему».
На Вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов.
Приметы Вербного воскресенья
Если в этот день дует ветер, то погода будет ветреной весь год.
Если в Вербное воскресенье светит солнце, то урожай будет богатым.
Освященная верба, брошенная против ветра, останавливает бурю, воткнутая в поле — оберегает посевы, а брошенная в пламя останавливает его действие.
Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю.
Обрядовые действия с вербой
С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными.
Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали шутливо стегать ею своих детей, при этом приговаривая:
«Верба – хлест, бьет до слез,
Верба красна, бьет не напрасно».
Взрослые кроме детей хлыстали освещенной вербой и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом приговаривая:
«Не я бью, верба бьет».
Освещенной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых детей.
В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая:
«Как вербочка растет, так и ты расти».
Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева.
Люди брали с освещенных веток вербы по девять шишечек и съедали их. Считая, что это обережет их от лихорадки.
Во время грозы брали освещенную вербу стоящую рядом с иконой и ставили на подоконник, так верили, что это спасет от попадания в дом молнии.
В честь праздника разрешается употреблять рыбные блюда, многие по старинке варят кашу, добавляя вербные сережки.
Хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходу из церкви, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.
Чего не нужно делать в Вербное воскресенье
Вербное Воскресение – значимый праздник для христиан. Любые работы в этот день нежелательны. Некоторые даже не рекомендуют приготовление пищи. В современном мире все намного упростилось. Есть такие службы и профессии, которые подразумевают ежедневное выполнение работы, вне зависимости от календарных дат. Но если нет особой нужды в каком-либо деле, то лучше, конечно, его отложить.
В старину женщинам запрещалось расчесывать волосы в этот день, так же, как и на Благовещенье. Понятно, что сейчас такое вряд ли возможно. Хотя обладательницам длинных локонов можно и соблюсти запрет. Заплетенные в косу волосы, прикрытые сверху косынкой, вполне могут обойтись сутки без расчесывания.
Что делать совершенно недопустимо, так это предаваться чревоугодию. Конец шестой недели поста не подразумевает обильного застолья. Немного вина, постные блюда, приготовленные с растительным маслом, рыба – вот основа праздничного стола.
Категорически запрещается использование искусственных ветвей вербы. Их не приносят в церковь и не окропляют святой водой.
Проект «Пасха – святое Христово Воскресенье»
Вид проекта: Познавательно – творческий проект
Сроки проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети (подготовительная группа), воспитатели, родители.
Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
- Развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».
- Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.
Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
- Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).
- Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных пасхальных звонов.
- Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
- Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Ожидаемые результаты:
Расширение знания детей о христианском празднике «Пасха» (дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника,
познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни),
формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;
Расширение связей ДОУ с социумом;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
(Май)
Пасха
Мероприятия | Цель | Участники |
1.Беседа на тему «Что такое пасха?» | познакомить воспитанников с праздником Пасхи, с православным преданием о пасхальном яичке как символе воскресения Христова, победы жизни над смертью; | Воспитатель и дети |
2.Разучивание и закрепление с детьми закличек, стихов, хороводных текстов. | вызвать у детей положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение; • воспитывать уважительное отношение к традициям народа. | Воспитатель и дети |
3.Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдет больше яиц? » Хороводные игры «Солнышко-ведрышко», «Ты по кругу пройти, себе друга найди». | познакомить с русскими народными, играми и забавами праздника «Пасха» | Воспитатель и дети |
4.Творческая работа по художественно-эстетическому развитию Тема: «Пасхальное яйцо»
| расширять знания детей о народных праздниках. Обучать декоративному оформлению пасхальных яиц. Развивать образное и творческое мышление, наблюдательность. Прививать чувство уважения к народным традициям. | Воспитатель и дети |
5.Чтение художественной литературы: Ф.Тютчев«Весенниеводы» В.Жуковский «Жаворонок» Я.Ролонский «Пасхальные вести» К. Случевский «Воскрес» К. Бальмонт «Вербы» С. Есенин «Пасхальный Благовест» АлександрБлок – «Вербочки» Александр Куприн – «Пасхальные колокола» Алексей Плещеев – «Как солнце блещет ярко...» АполлонМайков – «Христос воскрес!» АполлонМайков – «Вербная неделя» Василий Никифоров-Волгин – «Плащаница» Василий Никифоров-Волгин–«Светлая заутреня» ВасилийНикифоров-Волгин – «Канун Пасхи» Вильгельм Кюхельбекер – «На Воскресение Христа» Владимир Бенедиктов – «Воскресная школа», «Великая суббота» Константин Роше – «Христос воскрес!» Константин Фофанов – «Под напев молитв пасхальных...» Лев Зилов – «Легенда о Христовом жаворонке» Лидия Чарская – «Колокола» Михаил Лермонтов – «Молитва» Семён Надсон – «Сила любви» Фольклорные произведения (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки). | Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи. Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»). Формирование интереса к русской национальной культуре у детей. | |
6.Работа с родителями: Поиск информации о русских народных традициях. Оформление консультаций в родительском уголке:«Об истории празднования Пасхи» «Пасхальные игры для всей семьи» «Красим яйца с детьми»
| Развивать интерес к культуре предков. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству. | Родители Воспитатель |
7. Выставка поделок совместно с детьми и родителями «Пасхальное чудо» | вызвать у и родителей положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение; воспитывать уважительное отношение к традициям народа. | Родители Воспитатель,дети. |
8.Презентация к Пасхе. | Познакомить детей с историей возникновения праздника Пасхи. |
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
20 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына - Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?
И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И еще это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьей. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
Образовательная область: художественно-эстетическое
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старшая группа
Тема: «Пасхальное яйцо»
Цель: Познакомить детей с народным творчеством, народными обычаями.
Программное содержание
Образовательные задачи: знакомить детей с историей праздника Пасхи, познакомить детей с нетрадиционным способом лепки из соленого теста, учить лепить пасхальное яйцо из соленого теста, используя за основу коробочки из под киндер-сюрприза, продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в лепке,
Развивающие: развивать интерес к обычаям и традициям русского народа, развивать умение придавать яйцу овальную форму, способствовать расширению и закреплению знаний и умений по технике в работе с соленым тестом.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности, способствовать воспитанию любви и уважения к культуре народа, его обычаям, традициям.
Словарная работа: пасха, праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа, храмы, освещают крашенные яйца и куличи, Иисус Христос, исцелял, воскрешения Иисуса Христа, «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!», легенда, пасхальный подарок, облепливание.
Предварительная работа: беседа о праздновании Пасхи, рассматривание узоров на изделиях и на картинках.
Материалы: соленое тесто, кисти, салфетки, вода, коробочки из под киндер-сюрприза.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, к нам пришла весна, и с собою принесла светлый праздник, который называется Пасха. Ежегодно весной все православные христиане отмечают самый светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Всюду звонят колокола, люди идут в храмы, освещают крашенные яйца и куличи.
А скажите мне, пожалуйста, может быть, кому-то из вас знакомо это имя – Иисус Христос? Кто это? (Ответы.) Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос – Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи – это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным. Народ любил Иисуса и был ему за все благодарен. Но гордые, завистливые люди, которые обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но прошло три дня, и он воскрес. Это было настоящее чудо. Поэтому Пасха – это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа, праздник в честь возвращения его к людям. В этот день принято дарить родным и близким людям пасхальные яйца – символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.
Ребята, какие вы знаете праздничные цвета Пасхи? Это: красный – любовь, белый – счастье, желтый – богатство. Знаете ли вы, что символ праздника Пасхи – красное яйцо. Почему? Есть христианская легенда: «Пришла как то Мария Магдалина во дворец императора Тиверия. Некогда знатная и богатая гражданка, она была прекрасно знакома с тонкостями придворного этикета. Потому в знак вежливости сразу протянула императору свое приношение – белое яичко – единственное, что было в руках. И громко сказала, наверное, что пришло на ум: «Христос воскресе, Государь!» Удивился император: «Как воскрес? Из мертвых?» - спросил он. – Как белое яйцо никогда не станет красным, так однажды умерший уже не оживет!» Только сказал император эту фразу, как поднесенное яйцо начало розоветь и стало красным. Хотите верьте, хотите нет, но говорят с тех пор уверовал могущественный император. Кого не убедили слова, того убедило красное яичко! С тех пор пошел обычай дарить всем, кому желаешь добра, красное яичко на Пасху!»
Основная часть
Воспитатель: Ребята, скоро пасха, а вы хотите своим родным сделать пасхальный подарок своими руками. Хорошо, и сегодня, мы с вами будем делать пасхальный подарок – яйцо, и делать его мы будем из соленого теста.
Физкультминутка
«Мы руками - «хлоп- хлоп»,
Мы ногами - «топ- топ»,
Мы плечами - «чик- чик»,
Мы глазами - «миг- миг»,
Раз туда, раз сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора».
Практическая часть: - А теперь, ребята приступим к практической части. У вас, на столах, у каждого есть коробочка из под киндера сюрприза. Сейчас вы приступите к облепливанию киндер-сюрприза соленым тестом. Звучит народная музыка, дети приступают к выполнению задания, педагог прослеживает работу детей (подхожу к детям, испытывающим затруднения, для себя отмечают, как на этом этапе дети справляются с предложенным заданием).
Пальчиковая гимнастика «Цыплята»
Раз – цыпленок на крыльце,
Два – еще сидит в яйце,
Три – цыпленок очень смелый,
И не желтый, и не белый.
Пять уже сбежал гулять,
Не найти его опять.
Шесть – клюет зерно,
Семь – уснул в траве давно.
Восемь - крылышки всё чистит,
Девять - червячка в земельке ищет.
Ну, а десять – рано встал,
Маму курицу искал.
Вы, цыплята, выходите,
Маму курицу ищите.
(Дети по очереди загибают пальцы на руках. На последние две строки, показывают движения, как- будто пальцы «бегут».)
Заключительная часть
- Итак, ребята, при помощи какой нетрадиционной техники, мы лепили пасхальные яйца? Назовите, как вы лепили? Какие получились яйца? Чьё яйцо вам понравилось больше? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)
- Когда ваши работы подсохнут, мы раскрасим их акварельными красками, чтобы ваши родители смогли полюбоваться ими. Вы в свою очередь расскажете им, что вы узнали, и подарите им свои поделки.
Дети рассматривают работы своих сверстников, делятся впечатлениями друг с другом и выставляют свои работы на просушку.
Консультация для родителей.
- Христос воскресе!
- Воистину воскресе!
Так приветствуют друг друга люди в этот день, день Воскресения Христова, день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых одеждах, еще до полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут начала великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи – великого дня!
Праздник Пасхи, у христиан, праздник победы Иисуса Христа над смертью, умершего за грехи наши, но воскресшего. Избавление от всего греховного. Это самый главный церковный праздник. Он же самый пышный, светлый и нарядный.
Торжество Пасхи немыслимо без Пасхального огня. Огонь этот, символизирует Свет Божий, который освящает людей, даруя им просвещение. В главных храмах страны ждут Благодатного огня из Храма Гроба Господня, который сходит в канун перед Пасхой. Это настоящее чудо! Огонь рождается ниоткуда, загорается, даруя людям счастья и укрепляя их веру. Из Храма Гроба Господня его переправляют и к нам. От него зажигают лампады и свечи, так он и путешествует по стране. Многие сохраняют огонь в лампаде и после службы, поддерживают его в течение года.
Так же, на Пасху, играют колокола, не только звонари, а и любой желающий, в это время, может позвонить в колокола, возвещая о Воскресение Христа. Обязательны, в этот день, и пасхальные угощения. Конечно же, это куличи, освященные в храме. Величие Пасхи просматривается даже здесь: кулич по сути, это обычный хлеб который мы едим каждый день, но один раз в году, он становится праздничным, торжественным. Раньше каждая порядочная хозяйка имела свой рецепт приготовления кулича. А правильно приготовленный кулич, не портится в течение сорока дней. Крашеные яйца – неотъемлемая часть Пасхи, их не только кушают, но и обмениваются, а также дарят кому-нибудь.
Празднуя Пасху не забывайте, что в этот день оставляется все плохое и злое. А человек, после молитвы, с чистым сердцем и душою выходит на встречу доброму и хорошему. Просто помните об этом, празднуя воскрешение Иисуса Христа и победу его над смертью. Радуйтесь всему, ведь Пасха, символ вечной жизни!
Игры на пасху.
Игра «Найди яйцо»:
воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место.
Затем детям предлагается найти писанку.
Игра «Катание яиц»:
воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
Игра «За двумя зайцами»:
воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два, и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по православной культуре в детском саду.Тема: « Свет пришел в мир».
Программные задачи: расширить знания детей о истории и традициях празднования Рождества Христова в России.. Через духовную музыку, иконопись приобщать детей к нравственным и культурным цен...
Доклад на тему: "Православные праздники в детском саду. Пасха и Троица"
Предлагаю Вашему вниманию доклад по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему: "Традиции православного воспитания в детском саду"
Важным приоритетом воспитания во все времена является подготовка детей к жизни в современном обществе. Духовность - это такой уровень развития личности, при котором основной целью жизни становят...
Сценарий праздника «Покров». Православный праздник в детском саду. Воспитатель МАДОУ № 38 О.Н. Колесникова
Цель: сформировать знания детей о праздновании Покрова на Руси.Задачи: познакомить детей с традициями и обычаями, связанными с окончанием осенних работ; развивать у детей эмоциональну...
Реализация православного компонента в детском саду в условиях современного мира
Опыт работы МБДОУ № 19 "Золотая рыбка" по реализации православного компонента в работе детского сада в современных условиях....
Презентация "Реализация православного компонента в детском саду в условиях современного мира"
Презентация к докладу "Реализация православного компонента в детском саду в условиях современного мира"...