Беседа с детьми старшей группы : «Край мой Смоленский»
материал (старшая группа)

Ирина Николаевна Константинова

Тема: «Край мой Смоленский»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_na_temu_kray_smolenskiy.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Край мой Смоленский»

Цель: дать детям представление о городе как о поселении, помочь представить, как выглядел Смоленск в старину, чем занимались его жители. Развивать речь детей, воображение, познавательные интересы. Воспитывать уважительное отношение к памятным местам города, желание делать его красивее.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации города Смоленска, башни. 

Ход занятия

Чтение стих. «Мой город» Арсений  Ковалей

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Смоленск. Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним, что мы знаем о нем.

Как называется наш город? 

Как называют людей, живущих в Смоленске?

Воспитатель: Когда люди не умели строить из камней и кирпичей, они делали вокруг города высокий земляной вал и на нем строили из очень толстых бревен высокий деревянный забор, который назывался крепостью, потому что был очень крепким, прочным. Вдоль этой деревянной стены на некотором расстоянии друг от друга стояли высокие деревянные башни.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зачем нужны были эти башни? Ответы детей.

Правильно, на них находились стражники. Они смотрели во все стороны, не виден ли враг. Если видели врага, поднимали тревогу. Внизу, под стеной, был глубокий ров с водой. Так что попасть врагу в город было очень нелегко. Стены высокие, ворота крепкие. Открывались они только перед мирными жителями и добрыми гостями. 

Воспитатель: Однажды, в очень-очень давние времена, плыла по реке Днепр расписная ладья, а в ней находились новгородские князья Аскольд и Дир со своими воинами-дружинниками. И увидели они, что на берегу реки, на холмах, расположился город. Был он "велик и многу людьми". Об этом узнали мы из древней книги -летописи. 

(Воспитатель рассказывает, каким увидели новгородцы наш город в те давние времена.)

Был ли Смоленск защищен от врага?

Какие защитные сооружения были вокруг города?

Были ли в этом старинном городе улицы, по которым можно было бы пройти пешему человеку или проехать с повозкой на лошади?

Воспитатель: (Показ альбома) Улицу  которую мы с вами видим самая древняя. Шла она вдоль крепостной стены. А чтобы по ней можно было ходить и ездить, не утопая в грязи, улицу мостили досками или камнями, и называлась такая улица мостовой. 

А вот здесь были Днепровские ворота и переправа через реку. Улица была оживленная. На ней было много людей и лошадей. Здесь шла бойкая торговля. И встретить можно было и простого человека, и стражника, и боярина, и купцов местных и иноземных. Много заезжих купцов приплывало и приезжало в Смоленск за мехами, медом, воском, пенькой, смолой. Вокруг города было много лесов, где трудолюбивый человек все это мог добыть. Но не только для того, чтобы вести торговлю, приезжали в Смоленск люди. Вот представите себе, плыла по реке лодка и прохудилась, стала течь. 

Где починить ее, где взять смолу?

Прямо на берегу Днепра рабочие люди и варили смолу, тут же и лодки смолили.

Поэтому и город наш назвали Смоленском.

Да и выглядел он в те времена, особенно зимой, черным, как смола. Построен он был из дерева, которое от ветров и дождей темнеет. К тому же зимой из окон и дверей домов валил дым, как при пожаре, потому что люди тогда не умели класть печки с трубой, вот дым и выходил не через трубу, а из окон и дверей. Поэтому все внутри дома и снаружи было черным, прокопченным. Только и выделялись на холмах своею красотой Мономахов собор да княжеский и боярские терема. 

Какое слово, и какое дело дало название нашему городу? 

Воспитатель: 400 лет тому назад жил на русской земле Федор Конь, который прославился тем, что был непревзойденным строителем крепостей.

Смоленск в те времена был огорожен деревянной стеной и земляным валом. Неприятельские пушки разбили эти защитные сооружения Смоленска, а то, что от них осталось, не могло защитить город. Поэтому приказу царя в Смоленск послали знаменитого строителя городских укреплений Федора Коня. Он должен был построить вокруг города стену, превратить Смоленск в неприступную крепость.

Затем воспитатель обращает внимание детей на башни и спрашивает, для чего они были нужны. Ответы детей.

Воспитатель: Башни построены так, что они "выступают" вперед. Из одной башни можно было видеть все, что делается перед крепостной стеной до следующей башни и вести огонь вдоль стены. 

Башен было 38. Каждая имела свое назначение и свое название.

На следующем занятия мы с вами поговорим о них.

Воспитатель: Главному строителю Федору Коню поставили памятник. Чтобы всегда смоляне его помнили. 

Воспитатель: О каком городе, мы с вами говорили?

Как звали строителя крепостной стены?  Во вторую половина дня, ребята рассматривают альбом, иллюстрации о Смоленске; предлагаю ребятам нарисовать «Башни Смоленска»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины »

Конспект занятия в  старшей группе на тему:   «История о символах»    Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины » Конспект занятия в Ста...

Беседа с детьми старшей группы "О дружбе"

Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим норм...

Конспект беседы с детьми старшей группы по пожарной безопасности «А если вдруг пожар?» ( с использованием произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом»)

Во время беседы дети с помощью иллюстраций, стихов, при проигрывании опасной ситуации учатся правилам поведения при пожаре....

Беседа с детьми старшей группы "Всем кто вежливым растет".

Цель беседы: развитите коммуникативных навыков общения, употребление в разговоре вежливых и добрых слов, воспитание доброжелательного отношения друг к другу....

Беседа с детьми старшей группы на тему: "Странички семейного альбома"

Беседа с детьми старшей группы на тему: "Странички семейного альбома"...

Беседа с детьми старшей группы на тему: «Тюменская область – край наш северный»

Знакомство детей с географической картой, климатом, растительным и животным миром тундры, лесотундры и тайги Тюменской области....