"Звук Л, буква Л"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
конспкт логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
цели:
-автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком;
-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;
-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
-развитие дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3_1.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
КОНСПЕКТ
логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л»
Составила:
Учитель-логопед
Щеглова О.В.
2022г.
Тема: Звук "Л" и буква "Л".
Цели:
-автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком;
-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;
-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
-развитие дыхания.
Приемы и методы:
-использование художественного слова (загадки, стихотворение);
-сюрпризный момент;
-музыкальное сопровождение (использование аудиокассет);
-наглядность;
-рассказ логопеда.
Оборудование: кукла-царевна, кукла-богатырь, кукла Змей Горыныч, рисунок-речка с берегами, предметные картинки со звуком "Л", ворота из картона, замок, стаканчики, строительный материал, массажный мяч, зеркала, муха, панно с цифрами, панно с геометрическими фигурами, пластилин.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!Мне сегодня очень повезло: я буду проводить у вас занятие. Давайте поздороваемся с нашими гостями и передадим друг другу хорошее весеннее настроение.
2. Введение в тему.
-Хотите ли вы послушать сказку? Тогда устраивайтесь поудобнее. Сказка начинается.
-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Царь этот был очень ленивый и много своего времени посвящал счету мух.
3. Упражнение для развития пространственной ориентировки.
-Давайте царю поможем побыстрее пересчитать мух, а то сказка так и не начнется. (Выставляется панно с цифрами.)
-Эта муха летает по цифрам вверх, вниз, налево, направо, но перемещаться может только по одной клеточке.
- Я буду говорить куда полетит муха, а вы догадайтесь на какую цифру она приземлиться. (Показ.)
-Какие вы молодцы, быстро сосчитали всех мух.
4. Самомассаж лица.
-У нашего царя была дочь, царевна Лада, прекраснее которой не было на всем белом свете.
- А знаете почему она была самой красивой? Потому, что каждое утро царевна делала массаж своего лица. Хотите я вас научу? И вы будете румяными, красивыми, жизнерадостными.
-Сначала погладим себя медленно по голове и похвалим: "Я хорошая, умная, красивая!"
-Нарисуем румяные яблочки. (Выполняются круговые движения пальцами от середины лба к вискам).
- Рисуем брови соболиные. (Проводим по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.)
-Закроем глазки, чтобы они у нас отдохнули. (Легко прикрыть веки пальцами.)
-Нарисуем улыбку. (Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.)
- Сделаем щечки румяными. (Надуть щечки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.)
-Ну, а теперь улыбнитесь. Какими вы все стали красивыми как дочь царя. (Использование зеркал.)
5. Объявление темы.
- Но прослышал однажды о такой красавице злой волшебник, прилетел и унес в свой замок прекрасную Ладу.
-Опечалился царь, искал помощи по всему белому свету. Никто не мог ему помочь. Но вот однажды пришел к царю богатырь. И имя у него было красивое и необычное-Даниил. Давайте вместе повторим -Да-ни-ил.
-Как вы думаете, какой последний звук в имени богатыря? А в имени царевны?
6. Акустико-артикуляционный образ звука.
-А какой же это звук? Согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
-Расскажите, а как же образуется звук "Л"? (Губы улыбаются, зубы разомкнуты, а кончик языка прижимается к верхним зубам.)
-Этот звук будет нам помогать нам в поисках царевны. Готовы ли вы помочь Даниилу в нелегкой его работе?
7. Воспроизведение слоговых рядов.
- А вы знаете ребята, что у богатыря Даниила есть волшебная богатырская песенка, которую он всегда поет перед дальней дорогой. Эта песня поднимает богатырский дух.
- Хотите я научу вас этой песенке? Я буду катать вам волшебный мячик с этой песенкой,а вы повторяйте ее за мной:
ла-ло-лу-лы ал-ол-ул-ыл
лы-ла-ло-лу ыл-ол-ал-ул
лу-ло-лы-ла ул-ыл-ал-ол
8. Выделение звука "Л" на слух и в произношении.
а) -Посмотрите,ребята, какое болото у нас на пути. Чтобы его преодолеть, нужно прыгнуть с кочки на кочку. Но прыгнуть вы сможете только тогда, когда услышите звук "Л". Смотрите, не ошибитесь, а то утоните в болоте. И так,приготовились: п-с-л-н-л-р-й-л.
-Все выбрались из болота? Отправляемся в дорогу дальше.
б)На доске прикреплены картинки.
- Дошли мы до леса дремучего, непроходимого. Как же нам из него выбраться? Давайте найдем тропинку. А помогут нам в этом картинки в названии которых есть звук "Л".
-Назовите все картинки. А теперь только те в названии которых есть звук "Л". Соедините их мелом. Вот тропинка и готова.
-Еще с одним заданием справились. Можно идти дальше.
9. Работа над развитием дыхания.
-Ух, ты какая река перед нами! Да не простая-кипит, бурлит, берега заливает. Возьмите по стаканчику и давайте попробуем изобразить бурлящую реку.
-О, какая бурлящая река, точно все берега зальет. Ох и тяжело будет через реку перебраться.
-Но вдруг река успокоилась, давайте все поставим все стаканчики на место. И послушаем загадку. Может быть она поможет нам переправиться через реку.
10. Работа над фонематическим анализом.
Я на том берегу,
Я на этом берегу.
Через речку перебраться
Я тебе помогу. (Мост.)
-Правильно, нам поможет мост. Из чего же нам построить мост? Да вот же есть дощечки с картинками.
-Вы помните какой звук помогает нам в пути? Найдите, пожалуйста, те дощечки, где звук "Л" стоит в середине слова. Какой крепкий мост у нас получился.
10. Задание для развития внимания.
-Но внезапно появился туман и закрыл все картинки. Это, наверное, злой волшебник нам мешает. Не хочет, чтобы мы спасли царевну Ладу.
-Что же делать? Надо срочно вспомнить из каких же картинок мы построили мостик?
-Молодцы! Не удалось злому волшебнику нам помешать. Ну, что же отправляемся дальше.
11. Соотнесение звука с буквой.
(Взять подзорную трубу.)
-Ребята! Впереди вижу волшебное царство, вижу ворота, на воротах замок. Идемте быстрее.
-Как же нам его открыть? Как попасть в волшебное царство?
-Посмотрите царевна Лада прислала нам весточку:
" Дорогие друзья!
Чтобы открыть этот замок,
нужно найти ключ, на котором
изображена буква, обозначающая
звук "Л". Будьте внимательны!
Царевна Лада. "
-Ошибиться нельзя! Поэтому вначале потренируемся. Каждый из нас слепит эту букву из пластилина. Но как же она называется? Правильно "ЭЛь".
-А теперь я вам раздам ключи, которые были в конверте. Подберите, пожалуйста, ключ.
12. Чтение слов по карточкам.
-Вот ворота раскрылись. Но кто это перед нами? Змей Горыныч! Он злой, потому что голодный и может нас съесть. Ой, да у него есть продукты! Но названия этих продуктов непонятны. Из их названия убежала буква "ЭЛь". Давайте вернем ее на место и прочитаем названия. Тогда мы уже сможем накормить Змея Горыныча.
(Раздаются карточки с пропущенной буквой "ЭЛь" - .апша, мо. око, бу. ка, ха. ва, мас. о, ко. баса.)
13. Упражнение для релаксации.
-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Устал Даниил и лег отдохнуть.
(Звучит расслабляющая музыка.)
14. Составление предложений.
-Ну что, в дорогу? Вот перед нами замок волшебника. Но стоит он на скале. Надо построить башню из кубиков. Но поставить кубик вы сможете лишь тогда, когда составите предложение со словом изображенном на картинке.
-Вот и двери отворились.А перед нами царевна Лада:
Правда молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
-Вот так и спас богатырь Даниил прекрасную царевну Ладу с нашей помощью. И стали они жить поживать и добра поживать.
15. Итог занятия.
-Ребята, а какой звук помогал нам спасать царевну Ладу? Какой это звук?
-Вы знаете, Лада приготовила в благодарность вам подарок. Но вы должны выполнить еще одно задание.
-Посмотрите, пожалуйста, на панно и откройте те фигуры, у которых углов больше чем три. О! Какие-то буквы открылись. Может быть вы сможете прочитать полученное слово?
-"Молодцы!" А за то, что вы на самом деле молодцы, царевна Лада и богатырь Даниил угощают вас сладостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....