"Звук Л, буква Л"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Щеглова Оксана Владимировна

конспкт логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

цели:

-автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком;

-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

-развитие дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_1.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ

логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л»

Составила:

Учитель-логопед

Щеглова О.В.

2022г.

Тема: Звук "Л" и буква "Л".

Цели:

-автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком;

-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

-развитие дыхания.

Приемы и методы:

-использование художественного слова (загадки, стихотворение);

-сюрпризный момент;

-музыкальное сопровождение (использование аудиокассет);

-наглядность;

-рассказ логопеда.

Оборудование: кукла-царевна, кукла-богатырь, кукла Змей Горыныч, рисунок-речка с берегами, предметные картинки со звуком "Л", ворота из картона, замок, стаканчики, строительный материал, массажный мяч, зеркала, муха, панно с цифрами, панно с геометрическими фигурами, пластилин.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!Мне сегодня очень повезло: я буду проводить у вас занятие. Давайте поздороваемся с нашими гостями и передадим друг другу хорошее весеннее настроение.

2. Введение в тему.

-Хотите ли вы послушать сказку? Тогда устраивайтесь поудобнее. Сказка начинается.

-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Царь этот был очень ленивый и много своего времени посвящал счету мух.

3. Упражнение для развития пространственной ориентировки.

-Давайте царю поможем побыстрее пересчитать мух, а то сказка так и не начнется. (Выставляется панно с цифрами.)

-Эта муха летает по цифрам вверх, вниз, налево, направо, но перемещаться может только по одной клеточке.

- Я буду говорить куда полетит муха, а вы догадайтесь на какую цифру она приземлиться. (Показ.)

-Какие вы молодцы, быстро сосчитали всех мух.

4. Самомассаж лица.

-У нашего царя была дочь, царевна Лада, прекраснее которой не было на всем белом свете.

- А знаете почему она была самой красивой? Потому, что каждое утро царевна делала массаж своего лица. Хотите я вас научу? И вы будете румяными, красивыми, жизнерадостными.

-Сначала погладим себя медленно по голове и похвалим: "Я хорошая, умная, красивая!"

-Нарисуем румяные яблочки. (Выполняются круговые движения пальцами от середины лба к вискам).

- Рисуем брови соболиные. (Проводим по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.)

-Закроем глазки, чтобы они у нас отдохнули. (Легко прикрыть веки пальцами.)

-Нарисуем улыбку. (Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.)

- Сделаем щечки румяными. (Надуть щечки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.)

-Ну, а теперь улыбнитесь. Какими вы все стали красивыми как дочь царя. (Использование зеркал.)

5. Объявление темы.

- Но прослышал однажды о такой красавице злой волшебник, прилетел и унес в свой замок прекрасную Ладу.

-Опечалился царь, искал помощи по всему белому свету. Никто не мог ему помочь. Но вот однажды пришел к царю богатырь. И имя у него было красивое и необычное-Даниил. Давайте вместе повторим -Да-ни-ил.

-Как вы думаете, какой последний звук в имени богатыря? А в имени царевны?

6. Акустико-артикуляционный образ звука.

-А какой же это звук? Согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

-Расскажите, а как же образуется звук "Л"? (Губы улыбаются, зубы разомкнуты, а кончик языка прижимается к верхним зубам.)

-Этот звук будет нам помогать нам в поисках царевны. Готовы ли вы помочь Даниилу в нелегкой его работе?

7. Воспроизведение слоговых рядов.

- А вы знаете ребята, что у богатыря Даниила есть волшебная богатырская песенка, которую он всегда поет перед дальней дорогой. Эта песня поднимает богатырский дух.

- Хотите я научу вас этой песенке? Я буду катать вам волшебный мячик с этой песенкой,а вы повторяйте ее за мной:

ла-ло-лу-лы ал-ол-ул-ыл

лы-ла-ло-лу ыл-ол-ал-ул

лу-ло-лы-ла ул-ыл-ал-ол

8. Выделение звука "Л" на слух и в произношении.

а) -Посмотрите,ребята, какое болото у нас на пути. Чтобы его преодолеть, нужно прыгнуть с кочки на кочку. Но прыгнуть вы сможете только тогда, когда услышите звук "Л". Смотрите, не ошибитесь, а то утоните в болоте. И так,приготовились: п-с-л-н-л-р-й-л.

-Все выбрались из болота? Отправляемся в дорогу дальше.

б)На доске прикреплены картинки.

- Дошли мы до леса дремучего, непроходимого. Как же нам из него выбраться? Давайте найдем тропинку. А помогут нам в этом картинки в названии которых есть звук "Л".

-Назовите все картинки. А теперь только те в названии которых есть звук "Л". Соедините их мелом. Вот тропинка и готова.

-Еще с одним заданием справились. Можно идти дальше.

9. Работа над развитием дыхания.

-Ух, ты какая река перед нами! Да не простая-кипит, бурлит, берега заливает. Возьмите по стаканчику и давайте попробуем изобразить бурлящую реку.

-О, какая бурлящая река, точно все берега зальет. Ох и тяжело будет через реку перебраться.

-Но вдруг река успокоилась, давайте все поставим все стаканчики на место. И послушаем загадку. Может быть она поможет нам переправиться через реку.

10. Работа над фонематическим анализом.

Я на том берегу,

Я на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост.)

-Правильно, нам поможет мост. Из чего же нам построить мост? Да вот же есть дощечки с картинками.

-Вы помните какой звук помогает нам в пути? Найдите, пожалуйста, те дощечки, где звук "Л" стоит в середине слова. Какой крепкий мост у нас получился.

10. Задание для развития внимания.

-Но внезапно появился туман и закрыл все картинки. Это, наверное, злой волшебник нам мешает. Не хочет, чтобы мы спасли царевну Ладу.

-Что же делать? Надо срочно вспомнить из каких же картинок мы построили мостик?

-Молодцы! Не удалось злому волшебнику нам помешать. Ну, что же отправляемся дальше.

11. Соотнесение звука с буквой.

(Взять подзорную трубу.)

-Ребята! Впереди вижу волшебное царство, вижу ворота, на воротах замок. Идемте быстрее.

-Как же нам его открыть? Как попасть в волшебное царство?

-Посмотрите царевна Лада прислала нам весточку:

" Дорогие друзья!

Чтобы открыть этот замок,

нужно найти ключ, на котором

изображена буква, обозначающая

звук "Л". Будьте внимательны!

Царевна Лада. "

-Ошибиться нельзя! Поэтому вначале потренируемся. Каждый из нас слепит эту букву из пластилина. Но как же она называется? Правильно "ЭЛь".

-А теперь я вам раздам ключи, которые были в конверте. Подберите, пожалуйста, ключ.

12. Чтение слов по карточкам.

-Вот ворота раскрылись. Но кто это перед нами? Змей Горыныч! Он злой, потому что голодный и может нас съесть. Ой, да у него есть продукты! Но названия этих продуктов непонятны. Из их названия убежала буква "ЭЛь". Давайте вернем ее на место и прочитаем названия. Тогда мы уже сможем накормить Змея Горыныча.

(Раздаются карточки с пропущенной буквой "ЭЛь" - .апша, мо. око, бу. ка, ха. ва, мас. о, ко. баса.)

13. Упражнение для релаксации.

-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Устал Даниил и лег отдохнуть.

(Звучит расслабляющая музыка.)

14. Составление предложений.

-Ну что, в дорогу? Вот перед нами замок волшебника. Но стоит он на скале. Надо построить башню из кубиков. Но поставить кубик вы сможете лишь тогда, когда составите предложение со словом изображенном на картинке.

-Вот и двери отворились.А перед нами царевна Лада:

Правда молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

-Вот так и спас богатырь Даниил прекрасную царевну Ладу с нашей помощью. И стали они жить поживать и добра поживать.

15. Итог занятия.

-Ребята, а какой звук помогал нам спасать царевну Ладу? Какой это звук?

-Вы знаете, Лада приготовила в благодарность вам подарок. Но вы должны выполнить еще одно задание.

-Посмотрите, пожалуйста, на панно и откройте те фигуры, у которых углов больше чем три. О! Какие-то буквы открылись. Может быть вы сможете прочитать полученное слово?

-"Молодцы!" А за то, что вы на самом деле молодцы, царевна Лада и богатырь Даниил угощают вас сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....