"Ребенок с ЗПР в условиях современного ДОУ"
статья (младшая группа)

Тараканова Ирина Демьяновна

Одной из частых проблем, с которой сталкиваются педагоги, я вляется обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_s_zpr_v_usloviyah_sovremennogo_dou.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с ЗПР в условиях современного ДОУ

Вне всякого сомнения, каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Однако существуют дети, которые нуждаются в специальном внимании и поддержке из-за своих особых потребностей. Количество дошкольников с отклонениями в развитии растет с каждым годом, что может привести к проблемам в школе и социальной адаптации.

Одной из частых проблем, с которой сталкиваются педагоги в дошкольных учреждениях, является обучение и воспитание детей с ОВЗ. В связи с этим, педагоги должны учитывать особенности таких детей и использовать специальные методы и формы работы, которые помогут им развиваться и учиться.

В современных массовых детских садах все чаще встречаются дети с задержкой психического развития, что является серьезной проблемой для педагогов.

Дело в том, что такие дети часто имеют проблемы с вниманием, мышлением, памятью, речью и восприятием. Им также может быть трудно с самообслуживанием, ориентировочно-исследовательской деятельностью и физическим развитием.

Как организовать эффективную работу с такими детьми? И что следует учесть, выстраивая коррекционно – образовательный процесс? Рассмотрим основные характеристики дошкольников с ЗПР. Итак, чем они отличаются:

• рассеянностью и повышенной отвлекаемостью;

• трудностью в переключении между разными видами деятельности;

• низкой концентрацией внимания;

• ослабленным восприятием вербальной информации;

• инертностью внимания, его узким объемом.

Педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития, важно в первую очередь установить с ними доверительные отношения. Так, будучи воспитателями в коррекционной группе, мы стараемся общаться с каждым ребенком индивидуально, называть его по имени и поддерживаем контакт глазами. Мы также помогаем детям адекватно оценивать свое поведение и поступки, избегая сравнения с другими детьми, чтобы не вызывать у них чувства неуверенности и ненужности. Вместо этого мы сравниваем сегодняшнее поведение с поведением ребенка в прошлом, отмечаем его достижения и поощряем новые успехи.

Учитывая, что дети с ЗПР могут проявлять пассивность на занятиях, наша первостепенная задача - найти методы и средства обучения, которые активизируют их познавательную активность и поспособствуют развитию внимания. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности, поэтому мы ищем индивидуальный подход к каждому ребенку и основываемся на том, что коррекционные меры должны быть разработаны с учетом основных направлений развития ребенка в данном возрасте и основываться на типичных особенностях и достижениях этого возраста.

Работая с детьми с ЗПР, мы пользуемся следующими методами и приемами, помогающими нам скорректировать некоторые их поведенческие проявления и психические особенности:

• Сказкотерапия — это эффективный метод работы с детьми, который помогает расширить их кругозор, активизировать речевые функции, обогатить словарь и развить представления об окружающем мире. Изображение части сюжета произведения или главного персонажа в рисунке стимулирует творческие способности детей и помогает развивать их воображение.

• Песочная терапия — это метод, который помогает детям развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию движений и снимать напряжение. Работа с песком способствует активному развитию полушарий головного мозга и укрепляет нервную систему.

• Дидактические игры и упражнения — это важный метод работы с детьми с ЗПР. Через игру можно стимулировать умственную деятельность и облегчить осуществление поставленной задачи. Игры должны сочетать в себе дидактический принцип с элементами забавы и юмора, чтобы вызывать у детей интерес к новым знаниям и желание заниматься умственным трудом. Важно, чтобы игры были структурированными, с понятными правилами и последовательностью действий, чтобы ребенок мог чувствовать свою активную роль в игре и улучшить свою способность концентрироваться на задачах.

• На занятиях по лепке, аппликации и рисованию мы развиваем мелкую моторику рук, воспитываем аккуратность, усидчивость и самостоятельность. Обучение детей труду также имеет большое значение. Дети с ЗПР могут участвовать в изготовлении различных поделок, помогать выращивать растения для группы и площадки на улице. Это помогает детям почувствовать себя нужными и полезными, а также развивает их социальные навыки.

Для более успешной и результативной воспитательно-образовательной деятельности с детьми с ЗПР рекомендуем следовать нескольким правилам:

• необходимо создание положительного эмоционального фона на занятиях;

• старайтесь не допускать моментов, вызывающих повышение тревожности у детей, а также не допускайте иронию или выговоры;

• моделируйте ситуации успеха с целью повышения самооценки детей и помощи в сформировании чувства уверенности в себе и своих способностях.

Подводя итоги, хочется отметить, что при организации коррекционной работы с детьми с ЗПР крайне важно учитывать основные характеристики их развития, присущие им индивидуальные особенности.

Кроме того, в группе необходимо создавать атмосферу доверия, уважения и поддержки, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его достижения и усилия важны и ценны, даже если они отличаются от достижений других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика безопасности ребенка в условиях современного города

Существует немало опасностей. Каждый по нелепой случайности может оказаться в ситуации, когда минуты решают: быть несчастному случаю или не быть. Вывод один - надо уметь предвидеть опасности, быть пре...

РЕФЕРАТ на тему: Формирование ключевых компетентностей ребенка в условиях современного ДОУ

РЕФЕРАТна тему:Формирование ключевых компетентностей ребенка в условиях современного ДОУ...

«Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ в условиях современного ДОУ»

       На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание   уделяется детям с ограниченными возможностями...

РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жи...

Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста в условиях современной семьи.

Сама жизнь заставляет серьезно изменить отношения к проблемам взаимоотношений отцов и детей. Одной из самых основных и трудных проблем является повышение роли отца в формировании личности ребенка....

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста в условиях современной семьи»

Отцы воспитывают в детях дисциплину, ответственность, выносливость. Матери — нежность, мягкость, чувствительность, интуитивность. Хороший отец всегда поддержит мать в воспитании ребенка. Бы...