Профилактика безопасности ребенка в условиях современного города
статья на тему

Епифанова Наталья Николаевна

Существует немало опасностей. Каждый по нелепой случайности может оказаться в ситуации, когда минуты решают: быть несчастному случаю или не быть. Вывод один - надо уметь предвидеть опасности, быть предельно внимательными и собранными, знать правила поведения в критической ситуации и способы выхода из неее

Скачать:


Предварительный просмотр:

С развитием автомобилизации в крупных городах количество дорожно-транспортных происшествий со случаями гибели и ранений людей значительно возрастает. Соответственно растет и детский травматизм.

 В Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии. Число пострадавших в ДТП детей в расчете на 100 тыс. жителей России в три раза выше, чем в Италии, и в два раза - чем во Франции и Германии.

В последнее время увеличилось количество ДТП с участием детей, которые произошли в присутствии родителей. Родители в качестве водителей транспортных средств не соблюдают условия обеспечения безопасности перевозки детей.

В соответствии с пунктом 22.9  Правил дорожной безопасности РФ «Перевозка детей  допускается при условии обеспечения их безопасности  с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.»

Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

Однако дети - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной им лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание.

 Чтобы адаптировать правила дорожного движения к детскому восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют их на уровень понимания учащихся. Большинство же педагогов, не обученных данной дисциплине, этого не делают. Не имея соответствующих методик по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах, они читают детям сказки, загадки, стихи, дают задания раскрасить картинки по правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания учащихся.

 Анализ проводимых занятий по дорожной тематике позволяет сделать вывод о том, что акцент делается не столько на опасное (безопасное) поведение  сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией, например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, изучения видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог, перечня дорожных знаков для водителей и т.д. Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание педагога заставить детей механически заучить и запомнить непонятную им информацию. Кроме того, используются учебные книжки, в которых дошкольников, не умеющих читать и писать, заставляют разбирать сложные схемы алгоритмов действий пешехода и отвечать на вопросы по организации дорожного движения. Особенности психических процессов ребенка (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции), как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и понимании дошкольниками  правил дорожного движения наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведением в дорожной среде.

 Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических методов и приемов. Недопустима и другая крайность, когда при обучении детей используются уменьшительно-ласкательные выражения типа: «светофорчики», «пешеходики», «автомобильчики», «зайки-зазнайки» и т.д., которые акцентируют внимание ребенка на этих образах, а не на безопасных действиях на дорогах, т.е. искажается реальная картина дорожного движения со всеми опасными ситуациями.

Образовательный процесс по правилам дорожного движения должен быть построен на основе педагогических принципов:

  1. принцип систематичности;
  2. принцип непрерывности;
  3. принцип доступности;
  4. принцип деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности  с целью стимулирования активной  жизненной позиции;
  5. принцип последовательности - любая новая ступень в обучении ребенка  опирается на уже освоенное в предыдущем;
  6. принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников   ( до 5 лет – наглядно - действенное, с 5 – наглядно – образное);
  7. принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе;
  8. принцип психологической комфортности - заключается в снятии по возможности стрессовых факторов;
  9. принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
  10. принцип возрастной  адресованности  - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;
  11. принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Основные понятия правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным детям языком, но не искажать их смысл. Часто неправильно трактуются понятия: «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Неверно объясняется значение дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход». Некоторые педагоги объясняют значение дорожного знака «Дети» как переход дороги детьми в месте его установки. Однако этот знак лишь информирует водителя о том, что он должен снизить скорость, потому что впереди пешеходный переход, а в месте установки знака «Дети» на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом находятся общеобразовательные учреждения или другие детские организации. Педагоги часто перегружают школьников информацией о дорожных знаках и заучиванием их названий. В играх по дорожной тематике акцент делается в основном на символах, изображенных на дорожных знаках, без моделирования конкретных дорожных ситуаций и «привязки» к ним дорожных знаков. Детям и подросткам в первую очередь следует знать значение дорожных знаков для пешеходов и лишь некоторые для водителей.

Достаточно часто  педагоги допускают  грубейшие ошибки при обучении правилам дорожного движения. Например, детей и подростков учат обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый - спереди. Практика показывает, что такое «обучение», как правило, приводит к ДТП.  Педагог  должен разъяснить  детям, что при выходе из маршрутного транспорта, если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство удалится на безопасное расстояние, и переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

 Нельзя категорично требовать от школьников при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до середины - направо. Детям следует внушить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть, постоянно контролируя ситуацию поворотами головы и, по возможности, не останавливаясь посередине.

Часто неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора как предупреждающего, хотя этот сигнал, как и красный, тоже является запрещающим, а зеленый - разрешающим. Однако в реальных дорожных условиях зеленый сигнал светофора также не гарантирует безопасности движения, если пешеход не соблюдает необходимые меры предосторожности. Пешеход должен убедиться в том, что все машины остановились, и тогда переходить проезжую часть дороги.

 Во многом ошибки в учебно-методических и наглядных пособиях, используемых на занятиях, обусловлены еще и неграмотным изображением художниками дорожной среды.  Иллюстрации выполняются некачественно, в неправильных пропорциях и масштабах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов. Часто педагоги используют устаревшую учебно-методическую литературу, не соответствующую  действующим правилам дорожного движения. Нецелесообразно использовать и некоторые переводы по правилам дорожного движения из иностранной литературы (Германия, Франция и др.), где детям многое разрешается делать из того, что категорически запрещается российским школьникам.

Педагогам при подготовке к занятиям необходимо использовать официальные издания Правил дорожного движения Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, вносимых постановлениями Правительства Российской Федерации, и учебно-методическую литературу, имеющую гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Министерством образования и науки Российской Федерации и рекомендованной Госавтоинспекцией.

Направления работы по обучению детей ПДД

Непосредственно образовательная деятельность:

объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, просмотр специальных фильмов и мультфильмов, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, использование современных образовательных технологий (просмотры познавательных фильмов «Смешарики», «Уроки тетушки Совы», мультимедийных презентаций).

Совместная деятельность педагога и детей:

наблюдения на прогулке, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирование, игры на автоплощадке, тематические досуги, развлечения

Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:

дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетные игры, игры в групповых тематических центрах «Дорожная азбука».

проведение ежедневных «Минуток».

Важнейшим условием эффективности организации системной профилактики безопасности ребенка в условиях современного города  является организация предметно-развивающей среды ДОУ.

В моей группе в работе с детьми по обучению основам безопасного поведения используется тематический центр «Дорожная азбука»: макеты, пособия, картинки, настольно-печатные игры «Час пик», «Азбука пешехода», «Как избежать неприятностей?», игровые модули «Парковка», «Автостоянка», «Автозаправка», «Гараж» и т.д.

Настольный макет  «Город дорожного движения», располагается на доступной для детей высоте,  предназначен для моделирования  дорожных ситуаций  с пешеходами, велосипедистами, машинами,  при этом используются тематические элементы в виде дорожных знаков, автомобилей и пешеходов, привлекая детей в мир увлекательных познаний дорожной науки.

Благодаря ярко-красочному оформлению, дети с интересом, в игровой форме  обсуждают правила поведения на дорогах, развивая образное мышление.

         В группе имеется набор транспортных средств, с помощью которых дети перевоплощаются из пешеходов в водителей, а из водителей - в пешеходов. Это самое любимое занятие наших детей, ведь жизнь детей – это движение, а если оно организовано с детства грамотно, то есть надежда на то, что из наших детей вырастут вежливые пешеходы и воспитанные водители.

Практические навыки дети отрабатывают на  «Автоплощадке»  с дорожной разметкой, площадью .

С помощью  базового комплекта оборудования "Дорожные знаки" юные пешеходы знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах и в пределах жилой зоны, изучают и закрепляют знания о дорожных знаках, которые не только информируют, но и предписывают пешеходу конкретное поведение на том или ином участке дороги, развивают навыки, необходимые ребенку при движении в пределах дороги и рядом,  с проезжей частью.

Это уникальное  решение  позволяет проводить занятия и тематические прогулки на свежем воздухе круглый год. Для занятий во дворике выносятся велосипеды, автомобили, самокаты,  набор дорожных знаков, макет светофора, который совмещает в себе светофор для водителей и светофор для пешеходов, что позволяет моделировать реальную ситуацию движения на дороге.

Работа  по профилактике безопасности ребенка в условиях современного города выстраивается на принципах активного вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс, что способствует обеспечению безопасности всех участников образовательного процесса.

Формы работы с родителями:

  1. индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
  2. просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
  3. изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
  4. участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;
  5. общие и групповые собрания;
  6. анкетирование, диспуты;
  7. тематические выставки;
  8. оформление стендов в родительском уголке;
  9. разработка совместных с детьми проектов;
  10. оформление фотостендов, папок-передвижек,
  11. проведение  дней  открытых дверей.

Я уверена, что только в тесном содружестве ДОУ, семьи и социума у детей можно выработать навыки  культурного поведения на дорогах и улицах  и ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.  Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ на тему: Формирование ключевых компетентностей ребенка в условиях современного ДОУ

РЕФЕРАТна тему:Формирование ключевых компетентностей ребенка в условиях современного ДОУ...

"Как вести себя взрослым с детьми в условиях современного города"

Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эти дейс...

ИДЕИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

Современное образование рассматривается, как явление культуры, как процесс становления и развития человеческой субъектности, самостоятельности, духовного образа «Я» ребенка, где в первую о...

Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016

Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие  общения и в...

"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".

quot;Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды"....


 

Комментарии

Епифанова Наталья Николаевна

Основные понятия правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным языком