Консультация для педагогов: "Звукоподражания как начальный этап развития речевой функции у ребёнка".
консультация
Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_vospitateley.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей логопедической группы
Младший дошкольный возраст
Звукоподражания как начальный этап развития речевой функции у ребёнка.
Звукоподражание или речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю».
Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:
-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Этапы развития речевого подражания:
Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл. Это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.; подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.; подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д., и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.
Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.
Приложение.
«Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: "Ква-ква"».
«Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: "Ку-ка-ре-ку"».
«Колокольчик мой целый день звенит "динь-динь"».
«Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: "Хрум-хрум"»
«Дождик говорит: "Кап-кап". Нужно зонтик с собой брать».
«Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука "цок-цок-цок"».
«Свинка говорит: "Хрю-хрю, я вам конфетку подарю"».
«Часы о времени дают нам знак и звучат они "тик-так"».
«Паровоз ездит по свету и твердит: "Ту-ту, я еду"».
«Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: "Ау-ау"».
Звукоподражание это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в становлении и развитии речевой функции у детей
Роль семьи в становлении и развитии речевой функции неоспорима.Задача родителей - наполнить жизнь малыша событиями, создающими потребность в говорении.В статье содержится практический маиериал, ...
Информация для родителей. Критические периоды в развитии речевой функции у детей.
Речь развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи). Наиболее час...
Содержание и методы обучения единого непрерывного процесса образования на дошкольных и начальных этапах развития ребенка.
Приемственность дошкольного и начального школьного образования...
Дошкольный возраст как начальный этап развития социального интеллекта у детей.
В статье расскрыты особенности развития социального интелекта в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками....
Этапы развития планирующей функции речи у заикающихся дошкольников.
В памятке дано кратное описание 5 этапов развития планирующей функции речи у заикающихся дошкольников....
Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша
Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша...
Этапы формирования речевой функции в течение первого года жизни у ребенка
Содержание1. Стадии речевого развития до 1 года.2. Возрастные нормы по месяцам.3. Кака способствовать речевому развитию ребенка.4. Отклонения от нормы.5. Патологии речевого развития по месяцам....