Формы работы с родителям по ранней профориентации детей дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)
Выступление на педагогическом семинаре, для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formy_raboty_s_roditelyami_po_raneey_proforientatsi.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Чумаченко Любовь Геннадьевна
Формы работы с родителям
по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Ребенок, познавая и исследуя мир, делает массу открытий. Он открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и различные функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дошкольник стремится к самостоятельности и старается поступать как взрослый, подражая ему во всем.
При построении работы по ознакомлению детей с трудом взрослых надо опираться на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей детей, направлять детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширять и углублять их, стараясь придавать им устойчивость и нравственную направленность. Для этого надо
- внимательно выслушивать и отвечать на детские вопросы;
- формировать интерес к профессиям взрослых;
- развивать интерес к окружающей действительности;
- осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам для формирования интереса к труду взрослых.
В статье 18 «Закона об образовании» говориться, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей.
Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Вместе с родителями можно совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на свою работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Хорошо, если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Задача педагогов, родителей – поставить перед детьми вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать возможность фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь» или «Если ты станешь врачом, как будешь лечить людей» и т.д.
Чем больше ребенок впитает информации, чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в знакомстве ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого взрослого, есть свое представление о работе, которое мы передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей проявляется в просвещении ребенка о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Рекомендуется использовать разнообразные современные формы работы с родителями.
- Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по ранней профессиональной ориентации дошкольников в виде папок – передвижек, буклетов по ознакомлению детей с профессиями.
- Проведение родительских собраний.
Например: на тему "Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?».
- Семинар – практикум «Как знакомить детей с миром профессий».
- Проведение тематических досугов.
- Проведение дня или недели родительских профессий, когда приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.
- Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.
- Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить группе.
- Составление презентаций по ранней профориентации для детей старшей возраста, например, «Я работаю…» Дети продолжают знакомиться с миром профессий в нетрадиционной форме. Данная презентация расширяет представления воспитанников о мире профессий, развивает творческое мышление, внимание, ориентировку в пространстве.
- Совместная работа педагогов с родителями детей по изготовлению атрибутов для музыкального досуга «Город мастеров», и сюжетно - ролевых игр.
- Привлечение родителей к участию в оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Все профессии важны».
- Выставка фотографий о профессиях родителей группы.
- Выпуск семейных газет «Наш папа – шахтер», «Моя мама – повар» и т.д.
- Оформление альбомов «Семейные династии».
- Проектная деятельность.
- Изготовление лэпбуков.
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация совместных чтении художественной литературы о профессиях.
Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
Поэтому, работу по воспитанию ранней профориентации у дошкольников не нужно откладывать на более старший школьный возраст, на будущее. Чем раньше человек начинает узнавать профессии и действовать, тем выше в последствии его цена и конкурентоспособность на рынке труда.
Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Для этого педагогический коллектив любой дошкольной образовательной организации должен стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разн...
Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»...
Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»
В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....
Роль родителей в ранней профориентации детей дошкольного возраста
Роль родителей в ранней профориентации детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей интерес к различным профессиям....
Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение ...