Опыт работы "Создание условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру

Воробьева Татьяна Симоновна

"Воспитание должно развить в че­ловеке привычку и любовь к труду; 

оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни".

                                                                                            К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Т.С. Воробьева, воспитатель,

МБДОУ № 10, г. Канск

Создание условий для ранней профориентации детей

дошкольного возраста

"Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду;

   оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни".

                                                                                            К. Д. Ушинский

   

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной и любимой? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен?

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (раздел 4, п. 4.6.) [4] обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, что актуализирует проблему ранней профориентации на уровне дошкольного образования.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретает ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте.            

Организуя деятельность по ранней профориентации, понимали, что знакомство детей дошкольного возраста  с трудом взрослых -  это не только средство формирования знаний о профессиях, но и возможность социализации,  приобщения к миру взрослых, возможность приобретения  детьми опыта общения.

Для детей дошкольного возраста социальная адаптация является особенно актуальной и востребованной.  Среди воспитанников нашей группы высок процент тех, у кого нарушена познавательная деятельность, недостаточный  словарный запас, вследствие чего ограничено общение, сужена социальная активность.  А также ряд других проблем. 

При выявлении представлений детей о труде взрослых и профессиях мы столкнулись с тем, что дети не могут назвать, где и кем работают их родители, потому что многие родители не рассказывают детям о своей работе. Как правило, родители отдают приоритеты специальной подготовке (научить считать, писать, читать), не учитывая другие сферы развития личности ребенка. Представление о труде взрослых у детей размыто. Вот наиболее распространенные ответы детей: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», многие утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денежки».

Исходя из выявленных проблем, была поставлена цель: создание условий для расширения общей осведомленности детей о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности посредством использования культурных практик, информационно-коммуникационных, игровых технологий, приема  «погружение в профессию».

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

1. Расширять представления о труде людей разных профессий, результатах их труда.

2. Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.

3. Расширять словарный запас детей посредством ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей разных профессий,   трудовыми действиями.

4. Формировать у детей желание научиться выполнять доступные их возрасту трудовые  действия  представителей разных профессий.

5. Совершенствовать коммуникативные способности.

Для систематизации работы по данному направлению рабочей группой,  в состав которой мы входили, было решено включить образовательный материал о профессиях в календарно-тематическое  планирование.

Деятельность по организации работы по ранней профориентации мы начали с        изучения нормативно-правовых документов, литературы: «Культурные практики» Крылова Н.Б., «Инициатива в ДОУ»  Н.Е. Веракса,  с поиска различных вариантов современных практик, технологий,  изучения передового опыта коллег.

Для наиболее качественной работы в этом направлении выбрали современные образовательные технологии: технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности (наблюдение, моделирование, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые действия, поручения, коллекционирование); ИКТ -  технологии (мультимедийные презентации, интерактивные комплексы развивающих и обучающих игр), личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества: реализует равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»)

В контексте профориентированного содержания разнообразили развивающую предметно-пространственную среду.  Начали с создания визиток        профессий, алгоритма ознакомления с профессией.

В игровую среду были внесены маркеры игрового пространства, что позволило детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.  Материалы и оборудование для сюжетно-ролевых игр стали размещать в пластиковые контейнеры, папки.

Была создана карта с обозначениями организаций нашего микрорайона.  Путешествуя по    карте,  дети знакомились с «профессиями ближайшего окружения».

Самое главное правило для педагога: ребёнку недостаточно знать о профессии, в неё нужно поиграть! В старшем дошкольном возрасте игра выступает как профориентационная  практика. В группе создана игровая среда, которая включает в себя игровой материал, который стимулирует и поддерживает игру детей в профессии: «Медицинский центр», «Поликлиника», «Транспортное отделение», «Супермаркет», «Кафетерий», «Служба спасения», «МЧС», «Дорожно-патрульная  служба», «Телестудия».  Чем больше профессий осваивает ребёнок в игровой деятельности, тем шире его выбор.

В ходе решения задач по ранней профориентации дошкольников используем прием «Погружение» в реальные практические ситуации,  посещение рабочих мест. Опыт работы показывает, что одна экскурсия может заменить серию занятий, так как в ходе экскурсии дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии. Обязательно обращаем внимание детей на самого работающего человека, на процесс труда, на то, какими  предметами труда  он пользуется, на спецодежду, которая нужна для работы.  

Со своими воспитанниками мы посетили центральную детскую библиотеку. Здесь дети познакомились с профессией библиотекаря, назначением залов. Узнали, как называется место выдачи книг. Словарный запас детей пополнился новыми словами: кафедра, формуляр, читальный зал.

Посетив краеведческий музей, познакомились с экспонатами музея и профессией экскурсовода.  Узнали, что для этой профессии нужно много знать, наблюдать, уметь красиво, правильно говорить.  В ходе  обмена впечатлениями старшие дети   проявили инициативу,  выступив в роли экскурсоводов. Они рассказали о том, что им понравилось больше всего в музее  -   «Экспозиция «Русская изба».    

Проведение  обзорных экскурсий в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню и другие помещения детского сада помогли  нашим детям  познакомиться с профессиями людей, работающих в детском саду.

Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.  Самое яркое событие для детей -  приход в гости родителей. Поэтому  в своей практике активно используем форму работы «Гость   группы».  Знакомя детей с профессиями близких людей, подчеркиваем значимость их труда, расширяем  представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

В рамках «Гость группы», папа - доктор «Скорой помощи» показал  детям медицинские инструменты, послушал сердечко, измерил  пульсоксиметром кислород, предложил понюхать салфетку с нашатырным спиртом. Дети с огромным интересом слушали настоящего доктора. Дальнейшие вопросы были закономерными: «Почему болеют люди? Как начинается болезнь?» Мы предложили узнать об этом самостоятельно. Так возникла идея проекта «Вирусы-вредилусы».

Гость группы - мама - профессиональный повар-кондитер, рассказала о том, что в детском саду дети лепят из пластилина, а кондитер из теста.  Анастасия Дмитриевна рассказала,   чем занимается кондитер, где он может работать.

Эмоционально ярким событием для детей стал приход в группу папы - старшего  оперативного дежурного пожарной службы.  Максим Геннадьевич принес свою спецодежду, в доступной форме рассказал детям о назначении каждого предмета. В ходе встречи дети проявили огромный познавательный интерес и речевую активность, задали  и получили ответы на интересующие их вопросы. Кульминацией встречи стало высказывание Лизы: «Это был лучший день в моей жизни!»

Углубленно ознакомиться с разными профессиями помогают фотовыставки «Мамы всякие нужны, мамы разные важны», «Самый лучший папа мой», конкурсы рисунков «Профессии моей семьи», фотоальбом «Все работы хороши».  

Значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения детьми дошкольного возраста, что представляет определенные проблемы в организации ранней профориентации в ДОУ. Использование цифровых образовательных технологий позволяет существенно повысить вариативность и наглядность образовательного процесса и обеспечить оперативность обратной связи.

В результате взаимодействия с родителями создана видеотека, где находятся видеоролики, которые были сняты родителями наших детей. Видеоролики небольшие по времени,  позволяют ребенку узнать о том, где и кем работают их родители.

Сегодня, когда в системе дошкольного образования активно инициируются идеи социального партнерства, опыт показывает, что практика взаимодействия ДОО с социальными партнерами - это живая совместная деятельность, которая гарантирует развитие ребенка. Поэтому используем такую форму работы «Учимся у профессионалов».

Занятие-практикум «Дорожная азбука» с инспектором ГИБДД помогло детям лучше запомнить правила безопасного поведения на улице. Детям было интересно, познавательно и самое главное - они поняли значимость этой профессии для людей.

Участие в акции «Добрая дорога детства» позволило детям по-настоящему почувствовать себя юными помощниками инспектора. Дети раздавали буклеты о правилах дорожного движения, напоминали пешеходам, как правильно переходить дорогу.

Сотрудники техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства организовали  мастер-класс по изготовлению хлебобулочных изделий. Мастер производственного  обучения   и студент техникума Андрей принесли и показали детям разные предметы, которые нужны пекарю для работы. Андрей раскрыл  детям «секрет» - муку нужно просеять, чтобы она была пушистой. Мастер Лидия Андреевна подсказала еще один «секрет» - тесто нужно поставить в теплое место. Когда всем детям раздали по кусочку  готового теста, многие опасались взять его в руки. Оно было живым, послушным, хорошо раскатывалось, его можно было разрезать на части и сформовать булочки.

При участии мамы нашей воспитанницы Даши был организован мастер-класс «Изготовление пирожных»        . Дети под руководством профессионального повара-кондитера сами готовили крем, намазывали его на шоколадное печенье, украшали по своему вкусу мармеладом, орешками, шоколадной крошкой. Кульминация события произошла вечером: дети угощали своих любимых мам сделанными пирожными.

Профессия кондитера раскрывалась перед детьми не только через игровую среду и мастер-классы, но и через  решение настоящих профессиональных задач.  

В ходе Акции «Делай добро» решили навестить долго болеющего друга. На детском совете решили сами приготовить угощение. Практическая часть профессиональных проб включала -  подготовку теста,  изготовление из теста печенья. Печенье получилось на славу.  

Кульминацией организованной деятельности стало успешное участие наших воспитанников в 1 городском чемпионате «KidSkills». Каждый ребенок, прошедший практические  «пробы» по освоению компетенции  «Кондитерское дело», смог получить свой первый профессиональный опыт и, конечно же, массу положительных эмоций.

Созданные условия позволили качественно изменить уровень представлений детей о профессиональной деятельности взрослых. Для обследования использовали опросник Л. В. Куцаковой  «Ознакомление с трудом взрослых», профориетационный опросник  Е. И. Климова,  педагогическую диагностику В.П. Кондрашова

По итогам организованной деятельности и созданных условий были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:

1. Сформированы представления о труде людей разных профессий, результатах их труда.

2. Сформированы представления о необходимости трудовой деятельности.

3. Приобретен опыт выполнения доступных возрасту трудовых  действий.

4. Обогатился  словарный запас детей посредством ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей разных профессий,   трудовыми действиями

5. Получен опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми - представителями разных профессий; могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.  

Результатом деятельности считаем успешное участие наших воспитанников в конкурсах (1 место.  Муниципальный конкурс на лучшую разработку виртуальной экскурсии «О городе своем я расскажу»), фестивалях (2 место. Городской  фестиваль-конкурс детских проектов дошкольников. Проект «Вирусы - вредилусы»), 1 городской детский чемпионат «KidSkills».

Литература

1.         Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы / Н.В. Алешина. - М: Элизе Трэйдинг. ЦГЛ.

2.         Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О.В. Дыбина. М.: Мозайка - Синтез. 2005.

3.         Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во «Николаев». 2004.

4.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва: Творческий центр Сфера, 2015.

5.        Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина //Издательство ГНОМ и Д. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Инновационный опыт по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Педагогический проект  "Все профессии нужны, все профессии важны"  предназначена для педагогов  по ранней профориентации   детей дошкольного возраста...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда....

«Создание максимально благоприятных условий по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации с ФГОС ДО»

Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредствам реализации ФГОС ДО теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Статья "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...