Консультация для родителей на тему: " Что такое речевая готовность ребенка к школе "
консультация (подготовительная группа)
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 168.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Что такое речевая готовность ребёнка к школе"
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения: сформированность звуковой стороны речи (ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп);
· полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;
· готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
· умение пользоваться разными способами словообразования;
· умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами;
· образовывать прилагательные от существительных;
· сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, не забывая об основных правилах и принципах успешных занятий:
· создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
· проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
· не ругать ребенка за неправильную речь;
· ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
· не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
· осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия.
Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…»
— «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…» Если к шести годам ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т.д.). Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек …» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента …» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Бывает, ребенок почти дословно запоминает текст любимой сказки, последовательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает: «… да баба»; взрослый: «И была у них …», ребенок: «… курочка Ряба» и т.д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т.д. Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л.Н. Толстого для детей. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки.
Шестилетнему ребенку можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Получаются описания игрушек — можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы.
Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик …). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Дети 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им творческие задания. «Вспомни случай». Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному. «Говорим по-разному». Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать! «Бюро путешествий». Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите … Путешествуя, делитесь впечатлениями. «Чем закончилось?». Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика! Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
1 задание: Игра «Что лишнее?» Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование понятия о многоугольнике. Совершенствование навыков порядкового счета.
-Которая по счету фигура лишняя в этом ряду, если считать слева направо? Почему? (вторая, это не четырехугольник)
-Подумайте, как может называться эта фигура? Почему? (шестиугольник)
-Все фигуры, у которых много углов, мы будем называть многоугольниками. Как вы думаете, можно ли назвать многоугольником четырехугольник? (можно, у него тоже много углов – четыре).
2 задание: Игра «Найди гриб»
-Определите, какой фигуры с изображением какого гриба не хватает в каждом ряду.
? | |||
? | |||
? |
ределите, какой фигуры с изображением какого гриба не хватает в каждом ряду.
? | |||
? | |||
? |
Конспект ООД по ФЭМП «Ягоды и грибы. Лес осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Оборудование. Магнитная доска, коврограф, пальчиковый бассейн с морской галькой, плоскостные изображения геометрических фигур, лист бумаги с логическим квадратом, плоскостные изображения для моделирования ситуации «В лесу», условная мерка для измерения длины дорожек, лукошко с клюквой, миска, чашка из бумаги красного цвета, ножницы по числу детей.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Игра «Что лишнее?» Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование понятия о многоугольнике. Совершенствование навыка порядкового счета. Развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, тактильного восприятия.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к пальчиковому бассейну, наполненному морской галькой, среди которой спрятаны геометрические фигуры примерно одного цвета и размера.)
Педагог. Опустите руки в бассейн и найдите по одной фигуре.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Расположите фигуры в ряд на магнитной доске.
(Дети выполняют задание (приложение 1).)
Педагог. Которая по счету фигура лишняя в этом ряду, если считать слева направо? Почему?
Дети. Лишняя вторая по счету фигура, потому что это не четырехугольник, а все остальные фигуры четырехугольники.
Педагог. Правильно. Подумайте, как может называться эта фигура? Почему?
Дети. Это шестиугольник, потому что у этой фигуры шесть углов.
Педагог. Верно.
(Педагог убирает все фигуры, кроме шестиугольника, и добавляет на доску еще несколько фигур (приложение 2).)
Педагог. Все фигуры, у которых много углов, мы будем называть многоугольниками. Как вы думаете, можно ли назвать многоугольником четырехугольником?
Дети. Можно, потому что у четырехугольника тоже много углов – четыре.
Педагог. Правильно.
(Педагог убирает фигуры с доски.)
2. Игра «Найди гриб».
Развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления.
(Педагог помещает на магнитную доску ряды карточек (приложение 3).)
Педагог. Определите, какой фигуры с изображением какого гриба не хватает в каждом ряду.
1- й ребенок. Во втором сверху ряду не хватает мухомора в восьмиугольнике.
2-й ребенок. В третьем сверху ряду не хватает мухомора в шестиугольнике.
3-й ребенок. В нижнем ряду не хватает белого гриба в пятиугольнике.
Педагог. Молодцы! Все правильно. И сегодня на занятии мы будем говорить о грибах и лесных ягодах.
3. Игра «Самая короткая дорожка»
. Упражнения в измерениях с помощью условной мерки сравнении предметов по длине.
(Педагог приглашает детей к коврографу, на котором смоделирована ситуация «В лесу». Дорожки от ежика до гриба проложены шнурками.)
Педагог. Ежик собирает последние грибы в осеннем лесу. Помогите ему выбрать самую короткую дорожку до гриба. Как мы можем найти самую короткую дорожку?
Дети. Нам нужно сравнить дорожки по длине.
Педагог. Снимите дорожки с коврографа и сравните их приложением.
(Дети выполняют задание и делают вывод.)
Дети. Желтая дорожка самая короткая. Коричневая дорожка длиннее желтой дорожки. А зеленая дорожка длиннее коричневой дорожки. Зеленая дорожка самая длинная.
Педагог. Как мы еще можем проверить это?
Дети. Мы можем измерить длину дорожек меркой.
(Педагог дает детям три одинаковые мерки. Дети выполняют измерения и делают вывод.)
Дети. Длина желтой дорожки – три мерки, коричневой _ пять мерок, а зеленой – семь мерок.
Педагог. По какой дорожке нужно идти ежику?
Дети. Ежику нужно идти по желтой дорожке.
Педагог. Верно. Ежик благодарит вас за помощь.
(Дежурные по просьбе педагога убирают пособия.)
4. Подвижное упражнение «Слушая внимательно».
Совершенствование навыков счета в пределах десяти. Развитие речевого слуха.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им встать лицом к нему в шеренгу.)
Педагог. Чтобы выбраться из дремучего леса, вы должны точно выполнить мои инструкции, Сделайте пять шагов вперед.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Теперь повернитесь налево и сделайте два шага вперед.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Сделайте семь прыжков на обеих ногах на месте.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Повернитесь ко мне спиной, теперь направо и сделайте шесть шагов вперед.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Сделайте пять прыжков на правой ноге и три прыжка на левой.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Вот вы и выбрались на опушку леса.
5. Игра «Лукошко».
Формирование умение использовать условную мерку для измерения массы сыпучих тел.
(Педагог приглашает детей к большому столу и ставит на него лукошко, покрытое салфеткой.)
Педагог. В выходные я тоже была в лесу и набрала лесных ягод.
Послушайте загадку и отгадайте, каких ягод я набрала.
На болоте вдоль дорожки
Ягод красные дорожки.
Кто рассыпал столько бус –
Красный цвет и кислый вкус?
Дети. Это клюква.
Педагог. Как вы догадались?
Дети. Клюква растет на болоте. Она красная и кислая.
Педагог. Правильно.
(Педагог снимает салфетку с лукошка.)
Педагог. Я хочу попросить нашего повар, чтобы он сварил нам кисель из клюквы. Для киселя нам нужно взять столько чашек ягод, сколько детей у нас в группе.
(Педагог ставит на стол чашку – условную мерку.)
педагог. Сколько чашек клюквы вы должны отмерить?
Дети. Мы должны отмерить десять чашек ягод.
(Педагог ставит на стол миску.)
Педагог. Отмерьте в миску десять чашек клюквы.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Теперь Наталия Борисовна сварит вам кисель. Вы справились с ее заданием и отмерили нужное количество ягод.
(Педагог накрывает ягоды салфеткой.)
6. Игра «Волшебный листочек».
Совершенствование навыка деления целого на две части, восемь равных частей; умения правильно называть части целого, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
(Педагог приглашает детей за столы, где уже приготовлены ножницы и круги из бумаги красного цвета.)
Педагог. К каждому из вас прилетел красный осиновый листок. Сложите его пополам и разрежьте по линии сгиба.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. На сколько равных частей вы разделили листок?
Дети. Мы разделили листок на две равные части.
Педагог. Как называется каждая из этих частей?
Дети. Одна вторая часть.
Педагог. Что больше- целый листок или одна вторая его часть?
Дети. Целый листок больше, чем одна вторая его часть.
Педагог. теперь сложите каждую часть пополам еще раз и разрежьте их по линии сгиба.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. На сколько равных частей вы разделили листок?
Дети. Мы разделили листок на четыре равные части.
Педагог. как называется каждая из этих частей?
Дети. Одна четвертая часть.
Педагог. Что больше – целый листок или одна четвертая его часть?
Дети. Целый листок больше, чем одна четвертая его часть.
Педагог. Теперь сложите каждую часть пополам еще раз и разрежьте их по линии сгиба.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Сложите листок на получившихся частей.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. На сколько равных частей вы разделили листок?
Дети. Мы разделили листок на восемь равных частей.
Педагог. Как называется каждая из этих частей?
Дети. Одна восьмая часть.
Педагог. Что больше- целый листок или одна восьмая его часть?
Дети. Целый листок больше, чем одна восьмая его часть.
Педагог. Замечательно. Вы справились с очень трудным заданием.
(Дети по предложению педагога убирают пособия.)
7. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(Педагог организует беседу с детьми.)
Педагог. Чему вы научились на сегодняшнем занятии? Что вам было интересно делать?
Дети. Мы узнали, какие фигуры называют многоугольниками, научились делить круг на две, четыре восемь частей и узнали, что часть меньше целого. Мы отмеряли десять чашек клюквы на кисель. Нам интересно было решать, каких фигур не хватает в пустых клетках квадрата. Нам понравилось помогать ежику искать самую короткую дорожку.
Педагог. Очень хорошо. вы удивили меня тем, что с легкостью выполнили трудные задания. Я вами горжусь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».
Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...
Консультация на родительском собрании в подготовительной группе "Речевая готовность ребенка к школе".
Цель:1. Ознакомить родителей с критериями развития речи детей семи лет.2. Рекомендовать игры на развитие фонематического слуха, которые можн...
Консультирование "Что такое речевая готовность ребенка к школе?"
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамма...
Консультация для родителей по теме «Речевая готовность ребенка к школе»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Блокнот для родителей по теме “Как развить специальную готовность ребенка к школе? Речевое развитие”
Блокнот для родителейпо теме“Как развить специальную готовность ребенка к школе? Речевое развитие”Здравствуйте,Уважаемые Родители!Этот блокнот содержит различные практические задания для В...
Консультация для родителей на тему: "Основные показатели речевой готовности ребёнка к школе"
В данной консультации даны основные показатели речевой готовности ребёнка к школьному обучению....
Консультация учителя-логопеда для родителей детей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе»
Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ...