Блокнот для родителей по теме “Как развить специальную готовность ребенка к школе? Речевое развитие”
консультация (старшая, подготовительная группа)

Першуткина Татьяна Игоревна

Блокнот для родителей

по теме

“Как развить специальную готовность ребенка к школе? Речевое развитие”

Здравствуйте,

Уважаемые Родители!

Этот блокнот содержит различные практические задания для Вас, подсказки с играми, упражнениями для развития речи ваших детей, чек-листы и рекомендации.

Блокнот включает в себя шесть смысловых разделов. Содержание данного блокнота позволит вам познакомится с основными речевыми знаниями и умениями детей, необходимыми для поступления в школу. Помимо этого, мы расскажем вам, как вы можете положительно повлиять на развитие речи ребенка. Все игры, которые вы здесь увидите, вы можете использовать в деятельности с ребенком!

Мы понимаем, что обучение чтению и грамоте - это важный и один из сложных для восприятия первоклассников предметов в школе.

Чтобы ребенку легче было научиться читать и обучаться грамоте, необходимо еще в дошкольном возрасте не хвататься сразу за сложное, а пошагово отрабатывать действия по элементам. Для этого мы разработали чек-лист:

 

❏   Познакомить ребенка в игровой форме с алфавитом;

❏   Развивать у ребенка умение звукового анализа слова;

❏   Обогащать словарный запас ребенка;

❏   Развивать звукопроизношение;

❏   Тренироваться в пересказывании;

❏   Общаться с ребенком!

        

Понимаем главный Ваш вопрос после прочитанного - КАК? Как развить у ребенка самую важную часть для коммуникации в жизни - речь? Будьте спокойны. Все описано ниже!

 

 

 

Поиграем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения различать и называть буквы

Вспомните ваше детство. В каких играх были использованы отдельные буквы? Может, вы рисовали буквы на песке, а может представляли облака в форме какой-нибудь буквы?

Подумайте, в какие игры вы играете с ребенком сейчас, чтобы в непринужденной обстановке называть отдельные буквы? Запишите их:

_____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________

 

Какие варианты игр предлагаем мы:

➔  Можно рисовать буквы на столе в рассыпанной муке,

➔  Можно пальцем или карандашом вычерчивать буквы на спине у ребенка и наоборот. 

➔  Сделать “Тактильные буквы”

Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги буквы. Ребенок должен будет с закрытыми глазами, на ощупь определить букву. Меняйтесь ролями.

Игра “Фантазеры, или на что похожа буква”

         Придумайте, на что похожа буква и нарисуйте это

 

  М

При игре с ребенком вы можете нарисовать сами его придуманный вариант или свой (примеры: В - очки, крендель, Н - носилки, кроватка, лесенка, Ш - ежик и другие) Фантазируйте!

Правильное звукопроизношение

Попробуйте произнести скороговорку всего из 3 слов: “Пакет под попкорн”

Не получилось с 1 раза? Пробуйте еще! Артикуляция - это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Взрослый человек тоже может путать произношение звуков и путаться при говорении. Особенно это заметно и забавно наблюдать, в простой скороговорке, содержащей всего 3 слова.

Почему правильное звукопроизношение Важно?

Если ребенок старшего дошкольного возраста неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи похожим звуком, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, играть и упражняться в этом.

 

 

Игра “Измени слово”

Измените первый звук в слове так, чтобы получилось новое слово:

лак - _______________

ложки - _______________

рама - _____________

         Повторяйте вместе с ребенком четверостишья:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Собирайте детвору.

 

Лю-лю-лю, лю-лю-лю

Тополя и я люблю.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля

Но от них в пуху земля.

Чтобы посчитать очередность в игре и развить при этом речь, есть считалка о рыбалке:

Повезло опять Егорке!

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите — у ведерка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

Игры и упражнения, которые помогут развить правильное звукопроизношение у ребенка: проговаривайте скороговорки, во время прогулок используйте звуковые игры (“Лес шумит”, “Гуси”, “Пчелы и медвежата”, “Мухи в паутине”, “Поезд”)

Умение установить количество звуков в слове, их последовательность

Игра-рассказ “Что собрали братья?” (дети воспринимают на слух)

«Шли по лесу два брата. В имени одного был звук В, а в имени другого — звук О. Как их звали? ___________ и __________ Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названиях которых слышался звук К ______________ и _________________, а Коля —грибы, тоже со звуком К _____________ и ____________. Братья проводили Машу домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила их фруктами, в их названиях были звуки М, Л, Г ____________, ___________ и ___________.

Игра в слова (по очереди называть слово, которое закончилось на последний звук предыдущего слова).

Представление о звуке, различение на слух гласных и согласных звуков, твердых и мягких; подбор слов с заданным звуком

Почему это Важно?

         Развитый фонематический слух позволяет:

➢   правильно произносить звуки;

➢   четко произносить слова;

➢   владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

➢   овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

➢   успешно освоить письмо и чтение.

Игра “Путаница”

Развяжите путаницу:

Мишка съел сыр - ____________________________

Мы пришли кататься на большую корку - _________________

На болоте много скользких мочек - _______________________

Иван построил новый том - _____________________________

Поиграйте с ребенком дома:

“Звуковое лото” (произносите (пропевая) только первую букву изображения (например, з-з-з), нарисованного на карточке, а дети должны назвать изображение, которое у них начинается с этого звука, например: з-з-з-зебра);

 

Развитие словарного запаса и правильного употребления слов, а также умения объяснить их значение

Развивать словарный запас поможет игра “Находим детали”

«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, ______, _________, ________, ________ и т.д.»

«А что есть у цветка?» – «Стебель, ______, ______, ______, _______ и т.д.»

Проверьте себя, насколько ваш словарный запас активен? :)

 

Игра “Что бывает?”

Родитель называет слово-признак (прилагательное), а ребенок должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных).

«Что бывает большим?» – «Дом, _____, ______, _____, и т.д.»

«Что бывает твёрдым?» – «Камень, _______, ______, ______, ______, _______ и т.д»

«Что может быть голубым?» – «Небо, _______, _______, _______, _______ и т.д.»

Игра “Назови одним словом”

Назовите одним словом и запишите его:

майка, брюки, рубашка, шорты - ______________

мак, василек, ромашка - ________________

Назовите и запишите как можно больше слов, входящих в данное понятие:

посуда - __________________________________________________________________________________________________________

мебель

__________________________________________________________________________________________________________

Обогащение словарного запаса - сложный процесс. Раз это процесс, то он должен быть непрерывным. Мы занимаемся с детьми в детском саду, а вы можете продолжить дома развивать вашего ребенка:

Игра “Комплименты”

Необходимо взять любую игрушку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то взрослый, то ребенок.

Игра “Добавь слово”

В этой игре взрослый называет начало действия, а ребенок должен добавить слово, которое обозначает продолжение и окончание действия:

Пример:

Катя положила кашу в тарелку и... (стала есть);

Вова проснулся и... (умылся);

Маша замёрзла и... (пошла домой).

 

Развитие умения пересказа знакомой сказки

или небольшого рассказа

Чтение маленьких рассказов полезно для развития умения детей пересказывать текст.  Важно беседовать о прочитанном с ребенок. Вам в этом могут помочь наши вопросы.

Н. Сладков “Как медведь сам себя напугал”

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.

Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.

Так медведь сам себя напугал.

Поразмышляйте с ребенком об ответах на вопросы:

●     Куда вошел медведь?

●     Что хрустнуло у него под лапой?

●     Что сделала белка?

●     На кого упала шишка?

●     Что сделал заяц?

●     Кого увидела сорока? Что она сделала?

●     Что решили лоси? Что они сделала?

●     Как повел себя медведь?

●     Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?

●     Чем заканчивается рассказ?

●     Кто же напугал медведя?

 

Л.Н.Толстой “Пожарные собаки”

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Поразмышляйте с ребенком об ответах на вопросы:

●     Что произошло один раз?

●     Где это случилось, в каком городе?

●     С кем приехали к дому пожарные?

●     Что делают на пожаре собаки? Как они называются?

●     Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?

●     Что делала женщина, о чём говорила?

●     Как Боб нёс девочку?

●     Что сделала мать девочки?

●     Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?

●     Куда рвался Боб?

●     Что подумали пожарные?

Будет полезно, если вы совместно с ребенком составите серию картинок по прочитанному рассказу, благодаря которому ребенок сможет с легкостью потренироваться в пересказе с соблюдением логики развития сюжета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блокнот для родителей

по теме

“Как развить специальную готовность ребенка к школе? Речевое развитие”

Здравствуйте,

Уважаемые Родители!

Этот блокнот содержит различные практические задания для Вас, подсказки с играми, упражнениями для развития речи ваших детей, чек-листы и рекомендации.

Блокнот включает в себя шесть смысловых разделов. Содержание данного блокнота позволит вам познакомится с основными речевыми знаниями и умениями детей, необходимыми для поступления в школу. Помимо этого, мы расскажем вам, как вы можете положительно повлиять на развитие речи ребенка. Все игры, которые вы здесь увидите, вы можете использовать в деятельности с ребенком!

Мы понимаем, что обучение чтению и грамоте - это важный и один из сложных для восприятия первоклассников предметов в школе.

Чтобы ребенку легче было научиться читать и обучаться грамоте, необходимо еще в дошкольном возрасте не хвататься сразу за сложное, а пошагово отрабатывать действия по элементам. Для этого мы разработали чек-лист:

  • Познакомить ребенка в игровой форме с алфавитом;
  • Развивать у ребенка умение звукового анализа слова;
  • Обогащать словарный запас ребенка;
  • Развивать звукопроизношение;
  • Тренироваться в пересказывании;
  • Общаться с ребенком!

        

Понимаем главный Ваш вопрос после прочитанного - КАК? Как развить у ребенка самую важную часть для коммуникации в жизни - речь? Будьте спокойны. Все описано ниже!

Поиграем?

Развитие умения различать и называть буквы

Вспомните ваше детство. В каких играх были использованы отдельные буквы? Может, вы рисовали буквы на песке, а может представляли облака в форме какой-нибудь буквы?

Подумайте, в какие игры вы играете с ребенком сейчас, чтобы в непринужденной обстановке называть отдельные буквы? Запишите их:

_____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________

Какие варианты игр предлагаем мы:

  • Можно рисовать буквы на столе в рассыпанной муке,
  • Можно пальцем или карандашом вычерчивать буквы на спине у ребенка и наоборот.  
  • Сделать “Тактильные буквы” 

Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги буквы. Ребенок должен будет с закрытыми глазами, на ощупь определить букву. Меняйтесь ролями.

Игра “Фантазеры, или на что похожа буква”

        Придумайте, на что похожа буква и нарисуйте это

  М

При игре с ребенком вы можете нарисовать сами его придуманный вариант или свой (примеры: В - очки, крендель, Н - носилки, кроватка, лесенка, Ш - ежик и другие) Фантазируйте!

Правильное звукопроизношение

Попробуйте произнести скороговорку всего из 3 слов: “Пакет под попкорн”

Не получилось с 1 раза? Пробуйте еще! Артикуляция - это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Взрослый человек тоже может путать произношение звуков и путаться при говорении. Особенно это заметно и забавно наблюдать, в простой скороговорке, содержащей всего 3 слова.

Почему правильное звукопроизношение Важно?

Если ребенок старшего дошкольного возраста неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи похожим звуком, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, играть и упражняться в этом.

Игра “Измени слово”

Измените первый звук в слове так, чтобы получилось новое слово:

лак - _______________

ложки - _______________

рама - _____________

        Повторяйте вместе с ребенком четверостишья:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Собирайте детвору.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю

Тополя и я люблю.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля

Но от них в пуху земля.

Чтобы посчитать очередность в игре и развить при этом речь, есть считалка о рыбалке:

Повезло опять Егорке!

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите — у ведерка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

Игры и упражнения, которые помогут развить правильное звукопроизношение у ребенка: проговаривайте скороговорки, во время прогулок используйте звуковые игры (“Лес шумит”, “Гуси”, “Пчелы и медвежата”, “Мухи в паутине”, “Поезд”)

Умение установить количество звуков в слове, их последовательность

Игра-рассказ “Что собрали братья?” (дети воспринимают на слух)

«Шли по лесу два брата. В имени одного был звук В, а в имени другого — звук О. Как их звали? ___________ и __________ Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названиях которых слышался звук К ______________ и _________________, а Коля —грибы, тоже со звуком К _____________ и ____________. Братья проводили Машу домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила их фруктами, в их названиях были звуки М, Л, Г ____________, ___________ и ___________.

Игра в слова (по очереди называть слово, которое закончилось на последний звук предыдущего слова).

Представление о звуке, различение на слух гласных и согласных звуков, твердых и мягких; подбор слов с заданным звуком

Почему это Важно?

        Развитый фонематический слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение.

Игра “Путаница”

Развяжите путаницу:

Мишка съел сыр - ____________________________

Мы пришли кататься на большую корку - _________________

На болоте много скользких мочек - _______________________

Иван построил новый том - _____________________________

Поиграйте с ребенком дома:

“Звуковое лото” (произносите (пропевая) только первую букву изображения (например, з-з-з), нарисованного на карточке, а дети должны назвать изображение, которое у них начинается с этого звука, например: з-з-з-зебра);

Развитие словарного запаса и правильного употребления слов, а также умения объяснить их значение

Развивать словарный запас поможет игра “Находим детали”

«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, ______, _________, ________, ________ и т.д.»

«А что есть у цветка?» – «Стебель, ______, ______, ______, _______ и т.д.»

Проверьте себя, насколько ваш словарный запас активен? :)

Игра “Что бывает?”

Родитель называет слово-признак (прилагательное), а ребенок должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных).

«Что бывает большим?» – «Дом, _____, ______, _____, и т.д.»

«Что бывает твёрдым?» – «Камень, _______, ______, ______, ______, _______ и т.д»

«Что может быть голубым?» – «Небо, _______, _______, _______, _______ и т.д.»

Игра “Назови одним словом”

Назовите одним словом и запишите его:

майка, брюки, рубашка, шорты - ______________

мак, василек, ромашка - ________________

Назовите и запишите как можно больше слов, входящих в данное понятие:

посуда - __________________________________________________________________________________________________________

мебель

__________________________________________________________________________________________________________

Обогащение словарного запаса - сложный процесс. Раз это процесс, то он должен быть непрерывным. Мы занимаемся с детьми в детском саду, а вы можете продолжить дома развивать вашего ребенка:

Игра “Комплименты”

Необходимо взять любую игрушку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то взрослый, то ребенок.

Игра “Добавь слово”

В этой игре взрослый называет начало действия, а ребенок должен добавить слово, которое обозначает продолжение и окончание действия:

Пример:

Катя положила кашу в тарелку и... (стала есть);

Вова проснулся и... (умылся);

Маша замёрзла и... (пошла домой).

Развитие умения пересказа знакомой сказки

или небольшого рассказа

Чтение маленьких рассказов полезно для развития умения детей пересказывать текст.  Важно беседовать о прочитанном с ребенок. Вам в этом могут помочь наши вопросы.

Н. Сладков “Как медведь сам себя напугал”

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.

Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.

Так медведь сам себя напугал.

Поразмышляйте с ребенком об ответах на вопросы:

  • Куда вошел медведь?
  • Что хрустнуло у него под лапой?
  • Что сделала белка?
  • На кого упала шишка?
  • Что сделал заяц?
  • Кого увидела сорока? Что она сделала?
  • Что решили лоси? Что они сделала?
  • Как повел себя медведь?
  • Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?
  • Чем заканчивается рассказ?
  • Кто же напугал медведя?

Л.Н.Толстой “Пожарные собаки”

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Поразмышляйте с ребенком об ответах на вопросы:

  • Что произошло один раз?
  • Где это случилось, в каком городе?
  • С кем приехали к дому пожарные?
  • Что делают на пожаре собаки? Как они называются?
  • Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
  • Что делала женщина, о чём говорила?
  • Как Боб нёс девочку?
  • Что сделала мать девочки?
  • Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
  • Куда рвался Боб?
  • Что подумали пожарные?

Будет полезно, если вы совместно с ребенком составите серию картинок по прочитанному рассказу, благодаря которому ребенок сможет с легкостью потренироваться в пересказе с соблюдением логики развития сюжета.

Любите своих детей

и говорите

с ними чаще!

Першуткина Татьяна,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Как развить мелкую моторику ребенка в домашних условиях"

Сейчас на полках магазинов можно найти всевозможные игры, игрушки и центры для развития мелкой моторики для разного возраста. Но не всем семьям они доступны и не всем детям интересны. Очень часто, осв...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровой деятельности в старшей группе «Умники и умницы»

Цель: формирование умения обобщать, классифицировать, понимать смысл предложения и исправлять ошибки в нем.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеФормировать положительную установку детей на участ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...

технологическая карта специально организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту по специально организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада с задачами по пяти образовательным областя...