Блокнот для родителей по теме “Как развить специальную готовность ребенка к школе? Речевое развитие”
консультация (старшая, подготовительная группа)
Блокнот для родителей
по теме
“Как развить специальную готовность ребенка к школе? Речевое развитие”
Здравствуйте,
Уважаемые Родители!
Этот блокнот содержит различные практические задания для Вас, подсказки с играми, упражнениями для развития речи ваших детей, чек-листы и рекомендации.
Блокнот включает в себя шесть смысловых разделов. Содержание данного блокнота позволит вам познакомится с основными речевыми знаниями и умениями детей, необходимыми для поступления в школу. Помимо этого, мы расскажем вам, как вы можете положительно повлиять на развитие речи ребенка. Все игры, которые вы здесь увидите, вы можете использовать в деятельности с ребенком!
Мы понимаем, что обучение чтению и грамоте - это важный и один из сложных для восприятия первоклассников предметов в школе.
Чтобы ребенку легче было научиться читать и обучаться грамоте, необходимо еще в дошкольном возрасте не хвататься сразу за сложное, а пошагово отрабатывать действия по элементам. Для этого мы разработали чек-лист:
❏ Познакомить ребенка в игровой форме с алфавитом;
❏ Развивать у ребенка умение звукового анализа слова;
❏ Обогащать словарный запас ребенка;
❏ Развивать звукопроизношение;
❏ Тренироваться в пересказывании;
❏ Общаться с ребенком!
Понимаем главный Ваш вопрос после прочитанного - КАК? Как развить у ребенка самую важную часть для коммуникации в жизни - речь? Будьте спокойны. Все описано ниже!
Поиграем?
Развитие умения различать и называть буквы
Вспомните ваше детство. В каких играх были использованы отдельные буквы? Может, вы рисовали буквы на песке, а может представляли облака в форме какой-нибудь буквы?
Подумайте, в какие игры вы играете с ребенком сейчас, чтобы в непринужденной обстановке называть отдельные буквы? Запишите их:
_____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________
Какие варианты игр предлагаем мы:
➔ Можно рисовать буквы на столе в рассыпанной муке,
➔ Можно пальцем или карандашом вычерчивать буквы на спине у ребенка и наоборот.
➔ Сделать “Тактильные буквы”
Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги буквы. Ребенок должен будет с закрытыми глазами, на ощупь определить букву. Меняйтесь ролями.
Игра “Фантазеры, или на что похожа буква”
Придумайте, на что похожа буква и нарисуйте это
М
При игре с ребенком вы можете нарисовать сами его придуманный вариант или свой (примеры: В - очки, крендель, Н - носилки, кроватка, лесенка, Ш - ежик и другие) Фантазируйте!
Правильное звукопроизношение
Попробуйте произнести скороговорку всего из 3 слов: “Пакет под попкорн”
Не получилось с 1 раза? Пробуйте еще! Артикуляция - это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Взрослый человек тоже может путать произношение звуков и путаться при говорении. Особенно это заметно и забавно наблюдать, в простой скороговорке, содержащей всего 3 слова.
Почему правильное звукопроизношение Важно?
Если ребенок старшего дошкольного возраста неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи похожим звуком, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, играть и упражняться в этом.
Игра “Измени слово”
Измените первый звук в слове так, чтобы получилось новое слово:
лак - _______________
ложки - _______________
рама - _____________
Повторяйте вместе с ребенком четверостишья:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Собирайте детвору.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю
Тополя и я люблю.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля
Но от них в пуху земля.
Чтобы посчитать очередность в игре и развить при этом речь, есть считалка о рыбалке:
Повезло опять Егорке!
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите — у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
Игры и упражнения, которые помогут развить правильное звукопроизношение у ребенка: проговаривайте скороговорки, во время прогулок используйте звуковые игры (“Лес шумит”, “Гуси”, “Пчелы и медвежата”, “Мухи в паутине”, “Поезд”)
Умение установить количество звуков в слове, их последовательность
Игра-рассказ “Что собрали братья?” (дети воспринимают на слух)
«Шли по лесу два брата. В имени одного был звук В, а в имени другого — звук О. Как их звали? ___________ и __________ Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названиях которых слышался звук К ______________ и _________________, а Коля —грибы, тоже со звуком К _____________ и ____________. Братья проводили Машу домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила их фруктами, в их названиях были звуки М, Л, Г ____________, ___________ и ___________.
Игра в слова (по очереди называть слово, которое закончилось на последний звук предыдущего слова).
Представление о звуке, различение на слух гласных и согласных звуков, твердых и мягких; подбор слов с заданным звуком
Почему это Важно?
Развитый фонематический слух позволяет:
➢ правильно произносить звуки;
➢ четко произносить слова;
➢ владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
➢ овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
➢ успешно освоить письмо и чтение.
Игра “Путаница”
Развяжите путаницу:
Мишка съел сыр - ____________________________
Мы пришли кататься на большую корку - _________________
На болоте много скользких мочек - _______________________
Иван построил новый том - _____________________________
Поиграйте с ребенком дома:
“Звуковое лото” (произносите (пропевая) только первую букву изображения (например, з-з-з), нарисованного на карточке, а дети должны назвать изображение, которое у них начинается с этого звука, например: з-з-з-зебра);
Развитие словарного запаса и правильного употребления слов, а также умения объяснить их значение
Развивать словарный запас поможет игра “Находим детали”
«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, ______, _________, ________, ________ и т.д.»
«А что есть у цветка?» – «Стебель, ______, ______, ______, _______ и т.д.»
Проверьте себя, насколько ваш словарный запас активен? :)
Игра “Что бывает?”
Родитель называет слово-признак (прилагательное), а ребенок должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных).
«Что бывает большим?» – «Дом, _____, ______, _____, и т.д.»
«Что бывает твёрдым?» – «Камень, _______, ______, ______, ______, _______ и т.д»
«Что может быть голубым?» – «Небо, _______, _______, _______, _______ и т.д.»
Игра “Назови одним словом”
Назовите одним словом и запишите его:
майка, брюки, рубашка, шорты - ______________
мак, василек, ромашка - ________________
Назовите и запишите как можно больше слов, входящих в данное понятие:
посуда - __________________________________________________________________________________________________________
мебель
__________________________________________________________________________________________________________
Обогащение словарного запаса - сложный процесс. Раз это процесс, то он должен быть непрерывным. Мы занимаемся с детьми в детском саду, а вы можете продолжить дома развивать вашего ребенка:
Игра “Комплименты”
Необходимо взять любую игрушку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то взрослый, то ребенок.
Игра “Добавь слово”
В этой игре взрослый называет начало действия, а ребенок должен добавить слово, которое обозначает продолжение и окончание действия:
Пример:
Катя положила кашу в тарелку и... (стала есть);
Вова проснулся и... (умылся);
Маша замёрзла и... (пошла домой).
Развитие умения пересказа знакомой сказки
или небольшого рассказа
Чтение маленьких рассказов полезно для развития умения детей пересказывать текст. Важно беседовать о прочитанном с ребенок. Вам в этом могут помочь наши вопросы.
Н. Сладков “Как медведь сам себя напугал”
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.
Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.
Поразмышляйте с ребенком об ответах на вопросы:
● Куда вошел медведь?
● Что хрустнуло у него под лапой?
● Что сделала белка?
● На кого упала шишка?
● Что сделал заяц?
● Кого увидела сорока? Что она сделала?
● Что решили лоси? Что они сделала?
● Как повел себя медведь?
● Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?
● Чем заканчивается рассказ?
● Кто же напугал медведя?
Л.Н.Толстой “Пожарные собаки”
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Поразмышляйте с ребенком об ответах на вопросы:
● Что произошло один раз?
● Где это случилось, в каком городе?
● С кем приехали к дому пожарные?
● Что делают на пожаре собаки? Как они называются?
● Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
● Что делала женщина, о чём говорила?
● Как Боб нёс девочку?
● Что сделала мать девочки?
● Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
● Куда рвался Боб?
● Что подумали пожарные?
Будет полезно, если вы совместно с ребенком составите серию картинок по прочитанному рассказу, благодаря которому ребенок сможет с легкостью потренироваться в пересказе с соблюдением логики развития сюжета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Блокнот для родителей
по теме
“Как развить специальную готовность ребенка к школе? Речевое развитие”
Здравствуйте,
Уважаемые Родители!
Этот блокнот содержит различные практические задания для Вас, подсказки с играми, упражнениями для развития речи ваших детей, чек-листы и рекомендации.
Блокнот включает в себя шесть смысловых разделов. Содержание данного блокнота позволит вам познакомится с основными речевыми знаниями и умениями детей, необходимыми для поступления в школу. Помимо этого, мы расскажем вам, как вы можете положительно повлиять на развитие речи ребенка. Все игры, которые вы здесь увидите, вы можете использовать в деятельности с ребенком!
Мы понимаем, что обучение чтению и грамоте - это важный и один из сложных для восприятия первоклассников предметов в школе.
Чтобы ребенку легче было научиться читать и обучаться грамоте, необходимо еще в дошкольном возрасте не хвататься сразу за сложное, а пошагово отрабатывать действия по элементам. Для этого мы разработали чек-лист:
- Познакомить ребенка в игровой форме с алфавитом;
- Развивать у ребенка умение звукового анализа слова;
- Обогащать словарный запас ребенка;
- Развивать звукопроизношение;
- Тренироваться в пересказывании;
- Общаться с ребенком!
Понимаем главный Ваш вопрос после прочитанного - КАК? Как развить у ребенка самую важную часть для коммуникации в жизни - речь? Будьте спокойны. Все описано ниже!
Поиграем?
Развитие умения различать и называть буквы
Вспомните ваше детство. В каких играх были использованы отдельные буквы? Может, вы рисовали буквы на песке, а может представляли облака в форме какой-нибудь буквы?
Подумайте, в какие игры вы играете с ребенком сейчас, чтобы в непринужденной обстановке называть отдельные буквы? Запишите их:
_____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________
Какие варианты игр предлагаем мы:
- Можно рисовать буквы на столе в рассыпанной муке,
- Можно пальцем или карандашом вычерчивать буквы на спине у ребенка и наоборот.
- Сделать “Тактильные буквы”
Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги буквы. Ребенок должен будет с закрытыми глазами, на ощупь определить букву. Меняйтесь ролями.
Игра “Фантазеры, или на что похожа буква”
Придумайте, на что похожа буква и нарисуйте это
М
При игре с ребенком вы можете нарисовать сами его придуманный вариант или свой (примеры: В - очки, крендель, Н - носилки, кроватка, лесенка, Ш - ежик и другие) Фантазируйте!
Правильное звукопроизношение
Попробуйте произнести скороговорку всего из 3 слов: “Пакет под попкорн”
Не получилось с 1 раза? Пробуйте еще! Артикуляция - это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Взрослый человек тоже может путать произношение звуков и путаться при говорении. Особенно это заметно и забавно наблюдать, в простой скороговорке, содержащей всего 3 слова.
Почему правильное звукопроизношение Важно?
Если ребенок старшего дошкольного возраста неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи похожим звуком, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, играть и упражняться в этом.
Игра “Измени слово”
Измените первый звук в слове так, чтобы получилось новое слово:
лак - _______________
ложки - _______________
рама - _____________
Повторяйте вместе с ребенком четверостишья:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Собирайте детвору.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю
Тополя и я люблю.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля
Но от них в пуху земля.
Чтобы посчитать очередность в игре и развить при этом речь, есть считалка о рыбалке:
Повезло опять Егорке!
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите — у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
Игры и упражнения, которые помогут развить правильное звукопроизношение у ребенка: проговаривайте скороговорки, во время прогулок используйте звуковые игры (“Лес шумит”, “Гуси”, “Пчелы и медвежата”, “Мухи в паутине”, “Поезд”)
Умение установить количество звуков в слове, их последовательность
Игра-рассказ “Что собрали братья?” (дети воспринимают на слух)
«Шли по лесу два брата. В имени одного был звук В, а в имени другого — звук О. Как их звали? ___________ и __________ Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названиях которых слышался звук К ______________ и _________________, а Коля —грибы, тоже со звуком К _____________ и ____________. Братья проводили Машу домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила их фруктами, в их названиях были звуки М, Л, Г ____________, ___________ и ___________.
Игра в слова (по очереди называть слово, которое закончилось на последний звук предыдущего слова).
Представление о звуке, различение на слух гласных и согласных звуков, твердых и мягких; подбор слов с заданным звуком
Почему это Важно?
Развитый фонематический слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- четко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
- успешно освоить письмо и чтение.
Игра “Путаница”
Развяжите путаницу:
Мишка съел сыр - ____________________________
Мы пришли кататься на большую корку - _________________
На болоте много скользких мочек - _______________________
Иван построил новый том - _____________________________
Поиграйте с ребенком дома:
“Звуковое лото” (произносите (пропевая) только первую букву изображения (например, з-з-з), нарисованного на карточке, а дети должны назвать изображение, которое у них начинается с этого звука, например: з-з-з-зебра);
Развитие словарного запаса и правильного употребления слов, а также умения объяснить их значение
Развивать словарный запас поможет игра “Находим детали”
«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, ______, _________, ________, ________ и т.д.»
«А что есть у цветка?» – «Стебель, ______, ______, ______, _______ и т.д.»
Проверьте себя, насколько ваш словарный запас активен? :)
Игра “Что бывает?”
Родитель называет слово-признак (прилагательное), а ребенок должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных).
«Что бывает большим?» – «Дом, _____, ______, _____, и т.д.»
«Что бывает твёрдым?» – «Камень, _______, ______, ______, ______, _______ и т.д»
«Что может быть голубым?» – «Небо, _______, _______, _______, _______ и т.д.»
Игра “Назови одним словом”
Назовите одним словом и запишите его:
майка, брюки, рубашка, шорты - ______________
мак, василек, ромашка - ________________
Назовите и запишите как можно больше слов, входящих в данное понятие:
посуда - __________________________________________________________________________________________________________
мебель
__________________________________________________________________________________________________________
Обогащение словарного запаса - сложный процесс. Раз это процесс, то он должен быть непрерывным. Мы занимаемся с детьми в детском саду, а вы можете продолжить дома развивать вашего ребенка:
Игра “Комплименты”
Необходимо взять любую игрушку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то взрослый, то ребенок.
Игра “Добавь слово”
В этой игре взрослый называет начало действия, а ребенок должен добавить слово, которое обозначает продолжение и окончание действия:
Пример:
Катя положила кашу в тарелку и... (стала есть);
Вова проснулся и... (умылся);
Маша замёрзла и... (пошла домой).
Развитие умения пересказа знакомой сказки
или небольшого рассказа
Чтение маленьких рассказов полезно для развития умения детей пересказывать текст. Важно беседовать о прочитанном с ребенок. Вам в этом могут помочь наши вопросы.
Н. Сладков “Как медведь сам себя напугал”
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.
Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.
Поразмышляйте с ребенком об ответах на вопросы:
- Куда вошел медведь?
- Что хрустнуло у него под лапой?
- Что сделала белка?
- На кого упала шишка?
- Что сделал заяц?
- Кого увидела сорока? Что она сделала?
- Что решили лоси? Что они сделала?
- Как повел себя медведь?
- Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?
- Чем заканчивается рассказ?
- Кто же напугал медведя?
Л.Н.Толстой “Пожарные собаки”
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Поразмышляйте с ребенком об ответах на вопросы:
- Что произошло один раз?
- Где это случилось, в каком городе?
- С кем приехали к дому пожарные?
- Что делают на пожаре собаки? Как они называются?
- Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
- Что делала женщина, о чём говорила?
- Как Боб нёс девочку?
- Что сделала мать девочки?
- Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
- Куда рвался Боб?
- Что подумали пожарные?
Будет полезно, если вы совместно с ребенком составите серию картинок по прочитанному рассказу, благодаря которому ребенок сможет с легкостью потренироваться в пересказе с соблюдением логики развития сюжета.
Любите своих детей
и говорите
с ними чаще!
Першуткина Татьяна,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
Статья на тему: "Как развить мелкую моторику ребенка в домашних условиях"
Сейчас на полках магазинов можно найти всевозможные игры, игрушки и центры для развития мелкой моторики для разного возраста. Но не всем семьям они доступны и не всем детям интересны. Очень часто, осв...
Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1
Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....
Конспект специальной организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровой деятельности в старшей группе «Умники и умницы»
Цель: формирование умения обобщать, классифицировать, понимать смысл предложения и исправлять ошибки в нем.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеФормировать положительную установку детей на участ...
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...
технологическая карта специально организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту по специально организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада с задачами по пяти образовательным областя...