Методическая разработка
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Евгеньевна Луканина

 ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ЖИЗНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ SOFT SKILLS У ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx514.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №10 «Родничок»

                Советская ул., 22 , г. Озерск, Челябинской области, 456780

Телефон/факс: (35130) 2-05-69, 2-08-60

 E-mail: mbdu10@yandex.ru 

Методическая разработка

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ЖИЗНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ SOFT SKILLS У ДОШКОЛЬНИКОВ

https://podarokmos.ru/wp-content/uploads/4/d/b/4db761ecb4e926c3a6dd678b911a4749.jpeg

Особенности и формы работы с родителями по применению алгоритмов для жизни для развития элементарных навыков soft skills у дошкольников

Методическое пособие «Особенности и формы работы с родителями по применению алгоритмов для жизни для развития элементарных навыков soft skills у дошкольников» представлены методические материалы для работы с родителями по данной теме. Материалы сборника будут представлять интерес для педагогов ДОУ, родителей и педагогов дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Материалы

стр

1

Введение

4

2

Навыки soft skills: цели формирования и развития в доу

5

3

Практики формирования soft skills воспитанников в доу

9

4

Особенности и формы работы с родителями по применению алгоритмов для жизни для развития элементарных навыков soft skills

у дошкольников

14

5

Родительское собрание

Круглый стол: «что мешает ребенку развиваться?»

18

6

Консультации.

  • «Бытовые алгоритмы, нужны ли они дома и как их составлять?»
  • «Как научить ребёнка использовать алгоритмы самостоятельно?»

23

7

Анкетирование

«Развитие навыков soft-skills у вашего ребенка посредством создания алгоритмов.»

31

8

Памятки

  • «Общие правила развития soft skills»
  • 10 причин, почему нужно приобретать и развивать навыки soft skills с детства.
  • Как развить волевые качества у ребенка.
  • Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка

32

9

Фрагмент занятия с подгруппой детей в доу для родителей: «Как

использовать карточки-алгоритмы?»

37

10

Заключение

45

11

Литература

46

12

Приложение

48

ВВЕДЕНИЕ

Навыки будущего, цифровизация, тренды, soft skills — эти понятия и смыслы все больше и глубже проявляются в жизни современных людей, независимо от того где они живут, чем занимаются, сколько им лет, знают они про эти понятия или нет. Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями. — Владимир

Путин.

И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие с инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом,

  • soft skills — пока еще знаком далеко не всем.

Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Это, куда в российском образовании сами педагоги еще мало смотрят, но в нормативных документах уже начинает фиксироваться.

“Мягкие навыки” — это собирательный термин, ссылающийся на множество вариантов поведения, которые помогают людям работать, а также успешно социализироваться. Социализация — это когда человек взаимодействует с другими людьми, даже если это взаимодействие происходит не лично лицом к лицу, а через интернет, телефон или даже через бумажные письма. То есть это хорошие манеры и черты личности, необходимые для взаимодействия с другими людьми и построения с этими людьми хороших отношений.

Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills у детей дошкольного возраста, важно понимать: а каким ждет этого ребенка (сегодняшнего дошколенка) современный мир относительно его перспективы растущего и ведущего себя в состояние взрослого? Еще один вопрос, на который стоит ответить: с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, и уже сейчас это очевидно, будет сильно отличаться от того к чему мы привыкли.

НАВЫКИ SOFT SKILLS: ЦЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ДОУ

Soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) — это социальные умения, которые являются универсальными и необходимы не только при обучении или в работе, но и в повседневной жизни. К ним относят умение работать в команде и планировать собственное время, обучаемость, активность, лидерство, общительность, стрессоустойчивость.

Президент РФ Владимир Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи, посвященной образу будущего отметил: «Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. … совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления, когда человек вырабатывает для себя целый маршрут по жизни приобретения новых и новых знаний»[1].

В отличие от профессиональных навыков «гибкие» навыки трудно поддаются количественному измерению и их невозможно сформировать лишь путем многократного повторения. Soft skills надо практиковать, развивать и совершенствовать постоянно. Условно можно выделить четыре категории «гибких» навыков, которые помогают приспосабливаться к социуму и облегчают взаимоотношения с людьми: навыки управления собой, навыки коммуникации, навыки мышления, управленческие навыки. Эти навыки обеспечиваются наличием определенных компетенций, таких как социальные (коммуникативность, эмоциональный интеллект, гибкость и принятие критики, ораторские способности), лидерские (умение принять решение, сформировать команду, разрешить конфликт, взять на себя ответственность), интеллектуальные (аналитический склад ума, умение видеть и решать проблему, обучаемость, креативность), волевые (ориентированность на результат, таймменеджмент, стрессоустойчивость, готовность к рутинной работе).

Развитие soft skills у учащихся приводит к формированию универсальных компетентностей, необходимость достижения которых обозначена Президентом России в Указе от 7 мая 2018 года как одна из основных целей в сфере образования [6]. Концептуальные основы идущей трансформации школьного образования

представлены в предварительных выводах международного проекта «Ключевые компетентности и новая грамотность» [7]. В них дан ответ на вопрос, какие универсальные компетентности и виды грамотности важны, как разобраться в их множестве и систематизировать их. Выделены три целостные универсальные компетентности, воспроизводящиеся в существующих классификациях и соответствующие авторитетным теориям деятельности и развития личности: компетентность мышления, компетентность взаимодействия с другими, компетентность взаимодействия с собой, которые реализуются с помощью soft skills («гибких» навыков).

На основе анализа передового педагогического опыта можно выделить следующую модель формирования и развития soft skills у учащихся дошкольных учреждений. Модель включает описание: целостных универсальных компетентностей; необходимых умений для их реализации; участников образовательного процесса, содействующих развитию soft skills; возможных путей развития компетентностей (таблица 1, см. приложения).

В соответствии с разработкой проекта универсальных компетентностей и новой грамотности (УКНГ) [7], в модели выделяются следующие универсальные компетентности, которые формируют основные soft skills:

- Компетентность мышления включает такие умения, как критическое мышление, умение решать проблемы, рассуждать, анализировать, интерпретировать, обобщать информацию, исследовательские навыки, креативность (артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение).

  • Компетентность взаимодействия с другими – это такие умения, как инициативность, проявляющаяся в настойчивости, умении самостоятельно работать и внимательно слушать других, планировать; способность к адаптации; коммуникационные навыки и умение сотрудничать, работать в команде и являться лидером.
  • Компетентность взаимодействия с собой – самоконтроль, саморегуляция самоорганизация, то есть умение учащегося самостоятельно и рационально организовывать и поэтапно выполнять свою учебную деятельность, корректировать свои действия, сознательно применять накопленные знания, компетенции и опыт.

Основными участниками процесса формирования и развития soft skills в дополнительном образовании детей являются сами учащиеся, их семьи, педагоги, коллектив, образовательная среда образовательного учреждения как фактор развития личности.

Личность учащегося выступает субъектом главной своей функции - организации собственной жизни. Большое значение имеет самостоятельная работа учащегося как вид его учебно-познавательной деятельности. Самостоятельная работа способствует выработке установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умения ориентироваться в потоке информации при решении учебных задач, повышению уровня мыслительной деятельности, т.е. формированию универсальных компетентностей.

Родители (семья) могут учить детей на собственном примере. Дети копируют манеру поведения своих родителей, поэтому, если у них развиты те или иные навыки, то ребенок с большой вероятностью также успешно ими овладеет. Например, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения: учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

Педагог играет большую роль в формировании компетенций учащегося через создание        соответствующих        педагогических        условий.        Качественная        работа        в развитии компетенций определяется профессиональным мастерством педагога, который формирует готовность учащегося к работе, осуществляет руководство его деятельностью, оказывает поддержку и повышает его самооценку в процессе обучения.                Например,                для                                того        чтобы                деятельность        учащегося        стала исследовательской,        педагог                        в                своей        образовательной        программе                выделяет следующие задачи: обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам научного знания и научного познания; создание условий для возможности самореализации через решение задач исследовательского характера по индивидуальной теме. Педагог исходит из постулата, что каждый ребенок по-своему одарен, и главное в его деятельности ̶нащупать талант и раскрыть его. Важно найти подход к детям, создав соответствующую образовательную среду. Коллектив                        (творческий,                общественного                        молодежного                движения, волонтерский                и        др.)        развивает                компетентность        взаимодействия        с                другими,

коммуникационные навыки и умение сотрудничать, работать в команде и являться лидером.

Неотъемлемой частью формирования компетенций учащихся является образовательная среда ЦВР, представляющая собой многомерное интегрированное пространство, которое адекватно соответствует современным тенденциям развития общества, потребностям детей и их родителей, и обеспечивает развитие личностного потенциала, интеллектуальных, творческих способностей ребенка.

ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ

Трансформация образовательной среды, нарастание социального напряжения, изменение активности людей принципиальным образом преобразовали представления о процессе развития технических новинок и новых образовательных методик для современного детского сада.

Меняющийся темп жизни и процессы модернизации образования на всех его ступенях требуют формирования новой образовательной среды детского образовательного учреждения. В ФГОС дошкольного образования четко прописаны его целевые ориентиры, в которых особое место отведено не только освоению знаний, умений и навыков, но и развитию личностных, коммуникативных компетенций и soft skills воспитанников.

Отметим, что soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») – это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Термин soft skills является одним из трендов динамично меняющегося образования. Зарубежные ученые и российские эксперты форсайт-сессий под soft skills понимают комплекс личных качеств, которые позволяют эффективно взаимодействовать и выстраивать коммуникацию с другими людьми, определяя эти навыки как жизненно важные (см., напр.: [16]).

Формирование soft skills является системным процессом на всех ступенях образования, требующего старта еще в дошкольном возрасте. Важно отметить, что необходимы изменение содержания образования и реализация ФГОС дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). С введением в сферу дошкольного образования профессионального стандарта «Педагог» возросли требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, возникла потребность в развитии у них необходимых компетенций и навыков еще на этапе обучения в университете. Динамичные изменения, происходящие во всех областях жизни человека, актуализируют задачу модернизации российского педагогического образования [8].

Приоритеты в программах ДОУ актуальны и в качестве ориентира выделяют формирование soft skills воспитанников. В соответствии с вызовами времени они выделяют следующие soft skills – личные качества, позволяющие им в будущем

эффективно и гармонично выстраивать взаимодействие и продуктивную коммуникацию, а также дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в традиционном образовательном процессе, такие как креативность, ответственность, толерантность, восприимчивость, ответственность и многие другие. Для повышения эффективности процесса формирования у воспитанников soft skills необходимо переосмыслить возможности предметно-развивающей среды ДОУ и провести ее реорганизацию для удобства формирования у воспитанников soft skills [9]. Под развивающей предметно-пространственной средой ДОУ для формирования у воспитанников soft skills следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Предметноразвивающая среда ДОУ, ориентированная на формирование у воспитанников soft skills, должна создавать внешнюю красоту и быть открытой, меняющейся, мобильной и динамичной. Предметноразвивающая среда ДОУ несет в себе огромные возможности воздействия на воспитанников, позволяет организовывать практико-ориентированные образовательные события для формирования у воспитанников soft skills.

Очевидно, что продуманная концепция предметно-развивающей среды ДОУ во многом определяется личностью педагога, уровнем его не только профессиональной готовности, но и способности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса: коллегами, воспитанниками, родителями. Педагог, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями, готовностью к реализации инноваций в сфере образования и знающий специфику организации практико- ориентированных технологий в ДОУ может развить soft skills у своих воспитанников [10]. В связи с этим важным является поиск решений, так как в настоящее время традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ не всегда эффективны. Поэтому необходимо внедрение в практику современных форм сотрудничества, одной из которых может стать флешмоб.

Флешмоб (от англ. flash – вспышка, мгновение, mob – толпа) – это заранее спроектированная массовая акция, в которой группа людей (мобберы) спонтанно возникает в общественном месте и в течение небольшого промежутка времени

совершает заранее подготовленные действия (по сценарию). Первоначально флешмобы возникли как социальные массовые акции, сегодня они успешно адаптированы и в образовательных учреждениях.

Образовательное событие в формате флешмоб имеет как воспитательный, так и развивающий потенциал. При использовании флешмоба в реализации образовательной программы ДОУ значительно возрастает интерес всех участников образовательного процесса. По мнению представителей ДОУ, использующих форму флешмоба, это происходит благодаря наличию воспитательной цели образовательного события, профессионально разработанному сценарию и компетентному педагогическому управлению. События в ДОУ в формате флешмоб позволяют формировать систему педагогического взаимодействия детского сада и семьи в интересах развития личности ребенка и формирования soft skills воспитанников, увеличивать охват заинтересованных родителей по взаимодействию с дошкольной образовательной организацией в разных направлениях. В современных условиях флешмоб стал одной из результативных в воспитательном аспекте технологий реализации процесса формирования soft skills у воспитанников ДОУ, привлекающих к добровольному участию большое число людей. Для современных родителей участие в флешмоб-акции выглядит более привлекательным по сравнению с вовлечением в традиционные формы воспитательной деятельности ДОУ, позволяет усилить процессы интеграции и социализации воспитанников. С одной стороны, достоинством флешмоб-акций является небольшое количество потраченных времени, средств и его сходство с игрой, с другой – данная форма позволяет объединить родителей всех возрастных групп одной, значимой для всех идеей [11].

Реализация флешмоб-акций и участие в них побуждает субъектов образовательного процесса задуматься над смыслом происходящего, помогает преодолеть психологические барьеры и стереотипы поведения, активизирует их в части умения выстраивать эффективную коммуникацию, организовывать поиск, осуществлять выбор траектории реализации образовательной программы ДОУ и формирования soft skills воспитанников.

В качестве основных практических целей использования флешмоб-акций для формирования soft skills воспитанников можно выделить следующие:

  • объединение усилий педагогов и родителей для реализации образовательной программы ДОУ;
  • обеспечение поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья и формирования soft skills воспитанников;
  • создание атмосферы сотрудничества и продуктивного взаимодействия, основанной на принципах взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимопомощи участников образовательного процесса ДОУ;
  • формирование имиджа ДОУ через положительную оценку результатов образовательного события его участниками и деятельности образовательного учреждения на основе оценки качества реализации образовательной услуги родителями.

При организации флешмоб-акций, предполагающих совместную деятельность детей и родителей, руководство и педагогический состав ДОУ придерживаются определенной последовательности действий:

  1. определение тематического направления, идеи флешмоб-акции (совместно с родителями, воспитанниками);
  2. определение вида флешмоба (вокальный, танцевальный, спортивный, арт- моб и пр.);
  3. создание творческой группы, в которую включаются родители совместно с воспитанниками;
  4. разработка сценария и подготовка мобберов;
  5. определение даты и времени проведения флешмоб-акции;
  6. проведение флешмоба; организация фото- и видеосъемки, практики взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьями воспитанников;
  7. организация рефлексии и демонстрация наглядных итогов: фото- и видеоотчетов; презентация видеоролика, которая является важным заключительным этапом, так как интересный, красочный, веселый видеоотчет – дополнительное средство привлечения внимания родителей.

Следует отметить, что флешмобы дают возможность вовлекать семьи воспитанников в культурно-досуговую деятельность ДОУ. Это обеспечивает заинтересованное участие в образовательном процессе, позволяет привлечь внимание к определенной проблеме, достигнуть высокой активности родителей и

устанавливать ориентиры, в которых особое место отведено не только освоению знаний, умений и навыков, но и развитию личностных, коммуникативных компетенций и soft skills воспитанников [14]. При реализации образовательного события в формате флешмоба создается атмосфера общности интересов, эмоционального комфорта, сплоченности между всеми участниками образовательных отношений. Это организационно-педагогическое условие выступает ресурсом для реализации процесса формирования soft skills воспитанников, заявленных в качестве приоритетных в образовательной программе ДОУ.

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ЖИЗНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ SOFT SKILLS У ДОШКОЛЬНИКОВ

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

  • открытость        детского        сада        для        семьи        (каждому        родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка        открытости        во        взаимоотношениях        между        разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
  • открытость детского сада семье;
  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

  1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
  2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
  3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
  4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
  5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

  • коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци- онные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

  • внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
  • работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у   педагогов,   так   и   у   родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (таблица 2, см. приложения). Рассмотрим описанные в таблице формы взаимодействия педагогов и родителей подробнее.

Познавательные формы взаимодействия с родителями

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Круглый стол: «Что мешает ребенку развиваться?» Цели:

  • Познакомить с проблемами, которые мешают ребенку развиваться и приносят вред его здоровью
  • Расширять воспитательный кругозор родителей.
  • Расширить представления родителей о разнообразных играх, игровых упражнений в разных видах деятельности
  • Стимулировать исследовательское и творческое мышление родителей.
  • Формирование коммуникативных навыков при работе в микрогруппах
  • Развивать творческий подход во взаимоотношениях внутри микрогрупп

Форма:

Круглый стол

План работы:

X.        Информационное сообщение

Y. работа с карточками-заданиями

Z. Пауза

IY.Работа с рекомендациями для родителей

AA.        Игра «Чудесный ларец»

Известный педагог В.А. Сухомлинский, сказав: « Дети – это счастье, созданное нашим трудом». Занятия с детьми, встречи, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью, приятными ожиданиями в своей жизни. Пусть встречи детей нашей группы с вами обязательно состояться и будут яркими, полезными, увлекательными.

Сегодня, я вас пригласила на круглый стол, чтобы обсудить тему «Что мешает ребенку развиваться». Чтобы наше общение было более тесным, полезным, предлагаю сесть всем в круг, и представить, что все мы бусинки одного ожерелья, а если одна из бусинок оторвется, разлетится все ожерелье

Самые дорогие и любимые люди в жизни детей – это родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят

увлечения, минуют многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается до конца дней.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Быстро летит время. Приходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым, должна быть опорой родителям. Счастливые те дети и родители, кто прошли вместе этот путь.

ПРОБЛЕМА: В настоящее время родителей беспокоит больше всего, пожалуй, два основных вопроса: здоровье ребенка и его интеллектуальное развитие. Открываются различные группы развития для малышей, на прилавках полно развивающей литературы, беспокойные матери находятся в поисках все новых и более, как им кажется, эффективных программ развития. Дети, в свою очередь, становятся неким объектом выгодного вложения средств, либо "товаром" на рынке социального сравнения. Часто, когда ребенок просит поиграть, мы при нехватке времени или нежелания с ним заниматься, включаем мультфильм, не задумываясь, какой вред он нам несет

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ : Давайте разберем несколько вариантов помех на пути действительно благоприятного развития вашего ребенка. Я вам предлагаю поиграть в игру «Карусель», мы разделимся на две команды, и каждая команда попробует исследовать случай, который будет предложен на карточке, согласиться или опровергнуть, предложить свой вариант

  1. команда - Склонность родителей сравнивать своего ребенка с другими.

Немало родителей, которые могли бы себе признаться в том, что они сравнивают свое чадо с чужими детьми. Но порой, социальное сравнение доходит до абсурда. Самая распространенная картина - две матери наперебой рассказывают друг другу, на что же способен их ребенок. Или такая ситуация: одна мать рассказывает о достижениях своего ребенка, а другая вздыхает и тихо говорит: "А мы еще считать не умеем, и из алфавита только несколько букв знаем, и букву "р" не выговариваем:" Социальное сравнение полезно в определенных пределах, но оно ни в коем случае не может быть основным средством познания своего ребенка. Все дети развиваются по-разному, и у каждого ребенка должен быть свой рекорд! Вот,

вчера он знал только три цвета, а сегодня уже четыре! И не в коем случае не так: Маша знает только три цвета, а Аленка уже четыре.

  1. команда Миф о детской сообразительности ("сразу дает ответ, значит умный").

Едет мама в автобусе со своим малышом, а рядом сидит пожилая дама, которая обращает внимание на ребенка: "Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А в садик ты ходишь?". Мама начинает нервно подсказывать, ребенку как его зовут, и отгибать пальцы на руках, чтобы он правильно показал "два годика". Интересно, почему мама решила, что ребенок непременно должен дать ответ? А может он не хочет общаться? Или, например, мама решила, во что бы то ни стало научить ребенка считать до десяти: "Раз, два, три: ну повторяй: раз, два, три, четыре.. давай скорее". Ребенок молчит, изучающее смотрит, а потом со смехом бросается к матери обниматься. Мама раздражена, отталкивает, пытается продолжить обучение счету, и даже не замечает, что ребенку сейчас хотелось бы другого.

А теперь пауза, давайте мы поиграем в игру « Волшебный стул». Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. (Игра продолжается 5-7 минут.)

Так, что же лучше смотреть телевизор, или поиграть с ребенком. Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру.Рекомендации для родителей «Играем, учимся»

  1. Мама и ребенок

Умение подбирать цвета, находить одинаковые и разные. Вырезаем из цветного картона разноцветные круги всех цветов, которые изучаем двух размеров: большой и маленький зелёный, большой и маленький синий. (Для прочности игры и её долговечности можно очень толстый картон - от коробки какой-нибудь обклеить с двух сторон цветным картоном (с обеих сторон одинаковым). Теперь скажите, что это мама - круги и дети-круги. Мама ТАКАЯ (потрогать круг ладошкой) - красная, и сынок тоже ТАКОЙ ЖЕ - красный, мама и сынок ОДИНАКОВЫЕ - они

КРАСНЫЕ. Так рассказываем про все пары кругов. Вот маленькие кружочки детки побежали играть (показать, как они играют на столе, прыгают) и перепутались. А ну-ка раздай их мамам. Малыш должен каждый маленький кружок положить на большой такого же цвета.

  1. Сапоги

Сопоставление цветов. Вырезаем по 2 сапога одного цвета, рассадите кукол, пусть малыш раздаст каждой по 2 одинаковых сапога.

  1. Паровозики

Сопоставление цветов. Приклейте локомотивы на листик разных цветов и на вырезайте много разноцветных квадратиков - вагонов. Пусть ребёнок составит паровозики - к каждому локомотиву доклеивает цепочку квадратиков одного с локомотивом цвета. Потом еще можно и колёса прорисовать. А где у нас зелёный паровоз?

  1. Чашки и тарелки

Вылепите из пластилина маленькие кружечки и тарелочки разных цветов. Теперь нужно собрать наборы, на каждую тарелочку прилепить чашечку своего цвета.

  1. Где, чьи игрушки?

Умение объединять оттенки одного цвета в одну группу. Возьмите две большие одноцветные игрушки, например, жёлтую утку и красного петушка. Теперь наберите побольше мелких одноцветных игрушек или других предметов жёлтого и красного цветов. Сложите их в кучу. Скажите ребёнку, что петушок и уточка перепутали свои вещи. Петух красный ВОТ ТАКОЙ и все его вещи тоже красные, а у утки жёлтые ДРУГИЕ, ВОТ ТАКИЕ. Пусть ребёнок всё разложит.

  1. Куда приложить кружок?

Давай прикладывать круги! Вот этот красный круг я приложу к красной шторе (прикладываем красный картонный круг к красной шторе), вот круг красный (проводим рукой по кругу) ВОТ ТАКОЙ, и штора ТАКАЯ ЖЕ - тоже красная. Они одинаковые. А ты, куда приложишь свой кружок. Нужно найти в квартире что-то того же цвета, как кружок и приложить его. Можно играть, кто быстрее приложит свой круг, можно находить как можно больше вещей, к которым мы приложим, например, зелёный круг.

  1. Какой круг пропал? Прятки (+развитие памяти)

Выкладываем в ряд 2-3 (потом больше) кругов разного цвета. Называем их чётко. Потом ребёнок закрывает глаза. Один кружок убираем. Глаза открываем. Какой кружок спрятался? Можно наоборот добавлять новый круг, какой добавился?

  1. Раздай шарики девочкам (+мелкая моторика)

Вырезать несколько треугольников разного цвета. Приклеить их на лист, это будут платья девочек, пририсовать схематично головы, руки, ноги. Теперь рисуем или приклеиваем шарики таких же цветов, как платья девочек. Задача ребёнка нарисовать верёвочки от каждой девочки к шарику такого же цвета.

Обеспечьте своему ребенку полноценное с вами общение, не отмахивайтесь от него, как от назойливой мухи, уважайте мнение вашего ребенка в любом возрасте. Помните, что ребенок сам настроен на развитие. Не надо стремиться развивать ребенка, необходимо создать оптимальные условия для его всестороннего и равномерного развития

Хочу вам, предложить еще памятки с заповедью и пословицы для родителей:

У меня есть «Чудесный ларец» напишите, чтобы вы хотели взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенном сегодня

Родительские заповеди

Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы всегда были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные хорошие отношения и любовь. Но ваши устремления достигнут цели если Вы:

  • знаете, что доверие – основное правило;
  • всегда своим детям говорите правду;
  • стараетесь быть примером для ребенка;
  • учитесь правильно оценивать свои поступки и поступки других детей;
  • не ставите своей целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность ребенку убедиться в том, что он прав или не прав;
  • постоянно читайте книги вслух своему ребенку;
  • знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом;
  • вечером, всей семьей, обсуждайте как прошел день.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Бытовые алгоритмы, нужны ли они дома и как их составлять?

ЧТО ТАКОЕ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ИМ ОБУЧАТЬ

Бытовые навыки — это уход за собой и окружающей средой (уборка помещения, уход за одеждой, приготовление пищи…), социально-бытовые навыки (этикет общения: здороваться, прощаться, просить разрешения и пр.).

Ребенок начинает учиться с самого раннего возраста через наблюдение за родителями.

Обучать ребенка бытовым навыкам можно с того момента, как он может сидеть, удерживать внимание (хотя бы 5−10 минут) и манипулировать предметом. Например, причесываться мягкой расческой или мыть пластиковую посуду.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ

Как бы это удивительно не звучало, первый шаг взрослого — это учиться формировать навыки у ребенка. Учить — это тоже навык, который формируется у родителей, у всей семьи. Относитесь к этому процессу двусторонне: заручитесь поддержкой — пусть все члены семьи знают не только о том, что ребенок учится заправлять кровать, но и том, что вы будете его этому учить. Этот процесс может быть непростым, поэтому для начала выберите то, что вы любите и чему ребенок научится быстро.

Поставьте для себя, как для родителя, ясную цель. Ответьте на вопрос: для чего я учу ребенка этому и какой результат хочу получить?

Если вы хотите просто занять ребенка и цель развлекательная: поиграть в повара, то наслаждайтесь процессом и не ориентируйтесь на конкретный результат. Чтобы привить  ребенку навык (воспитательная, учебная цель), например,

лепка пельменей или мытье посуды, то, начиная опять же с игры, можно транслировать опыт в реальную жизнь.

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

  1. Выберите 2−3 навыка

Определите для себя, чему бы вы хотели научить ребенка в первую очередь? Пусть это будут навыки, выполняя которые ребенок сделает вашу жизнь, как родителей, легче, а процесс обучения будет приятен вам.

Навык должен быть адекватен уровню двигательного развития ребенка (может ли он удержать швабру или хрупкую тарелку?).

Запишите и закрепите на видном месте для себя и других членов семьи с чем вы сейчас работаете.

  1. Сами регулярно выполняйте то, чему вы учите ребенка

Ребенок не научится заправлять постель, если родительская кровать остается неубранной. Лучше всего обучать ребенка тому, что он не раз видел в вашем исполнении, такая «насмотренность» поможет сформировать навык быстрее.

  1. Играйте

Проиграйте с ребенком навык. Это может быть игра о том, как, например, куклы заправляют постель, готовят, убирают — делают все то, чему мы хотим научить ребенка. Продолжительность может быть небольшая, минут 10−15: вместе со сбором материала и уборкой после игры весь процесс займет минут 20−30, что для дошкольника более чем достаточно.

Не пропускайте этот пункт, если вы обучаете ребенка новому навыку, особенно если он никогда сам его не выполнял. Для взрослого игра — это просто развлечение, а для ребенка — это моделирование ситуации (аналогия лекционного обучения).

  1. Покажите

Посадите ребенка и покажите, как вы делаете то, чему вы хотите научить его. Например, застелите постель. Во время показа вы можете озвучивать последовательностей действий и демонстрировать позитивный эмоциональный отклик. Вы должны быть естественны (не переигрывайте, люди, особенно в детском возрасте, чувствуют ложь), но очень важно, чтобы вам искренне нравилось то, что вы делаете.

  1. Выполните вместе

Предложите ребенку выполнить действие самому (на том уровне, на который он способен в данный момент). Заправьте свою кровать с утра, зайдите в комнату к

ребенку и предложите ему сделать тоже самое. Будьте рядом, при необходимости помогите:

дистанционно (словами: рекомендациями или подбадриваниями); физически (отдельными действиями или вместе с ребенком «рука в руке»).

Следите за признаками усталости: вздохи, поза, интонации, слова. Задача родителя — помочь ребенку доделать до конца, не прибегая к насилию! При жестком отказе — прекратите и попробуйте еще раз через время.

  1. Регулярно повторяйте

Продолжайте напоминать и, при необходимости, помогать ребенку заправлять постель, уменьшая количество помощи. Навык можно считать автоматизированным, привитым, если ребенок без вашей подсказки выполняет действие до конца.

ЧТО ВАЖНО УЧЕСТЬ

Доступность среды: условия должны позволять ребенку самому легко справиться с задачей. Например, покрывало должно лежать так, чтобы его легко можно было достать, а кровать была для ребенка по росту.

Регулярное выполнение действия: если мы пропускаем, то ребенок учится пропускать.

Позитивное подкрепление: похвала должна быть адекватна и заслужена. Ругать или заставлять ребенка не стоит — это формирует негативную ассоциацию с действием, которая помешает формированию навыка. Поэтому, мы создаем условия, в которых ребенок может быть успешен в обучении новому.

Если происходит откат в формировании навыка, установите причину: ребенку сложно физически выполнять действие или ему нужно ваше внимание? Научите ребенка более легкому способу выполнения или дайте ему свое внимание в другой области (ласка, чтение, совместные игры, разговоры и пр.).

При жестком отказе ребенка стоит подумать насколько важно формирование навыка. Если действие относится к разряду просьб — вам придется смириться с отказом, если вы выдвигаете требование — стоит искать причину отказа, возможно, стоит обратиться за советом к психологу.

Когда ребенок усвоил один из выбранных вами навыков (выполняет без напоминания и помощи) можно начинать обучать его чему-то еще.

КАК ВВЕСТИ СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА

Так же как и с освоением навыков, перед тем, как вводить правила, стоить определить для чего они и какого результата вы хотите достичь. Например, правило совместного приема пищи своей целью имеет организацию режима дня, здорового рациона и облегчение процесса приготовления блюд.

На семейном совете составьте таблицу, в которой будет само правило, на кого оно распространяется, кто отвечает за его выполнение и для чего оно нужно.

Например:

Правило

Совместный прием пищи 3 раза в день: завтрак в 9:00, обед в 14:00, ужин в

18:00.


Для кого действует правило

Для всех членов семьи.

Кто отвечает за выполнение правила

В понедельник, среду и пятницу — мама, во вторник и четверг — папа, в

выходные — бабушка и ребенок.

Для чего вводится правило

  • Обеспечить всю семью здоровым питанием.
  • Распределить нагрузку, связанную с приготовлением пищи.
  • Организовать время для общения всей семьей.

Рисовать красками можно только в личном альбоме для рисования или на чистой бумаге.      Для ребенка.        Папа. — Научить ребенка использовать краски по назначению.

  • Развивать у ребенка творческие способности и мелкую моторику.
  • Обеспечить большую чистоту в доме.

Так же как и в случае с навыками, вводите не более 2−3 правил за раз, начиная с самых простых.

Когда правило утверждено на семейном совете, оно вступает в силу. Как поддерживать его выполнение? Одобрением, лучше всего словесным, а не материальным: похвалить, отметить регулярность выполнения, поставить в пример. Если это важно для какого-то члена семьи, то, конечно, можно дать и телесный контакт: обнять-поцеловать.

ЧТО ДАЕТ ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРАВИЛ РЕБЕНКУ

Взрослый обучает ребенка не только для того, чтобы меньше делать самому (хотя, это конечно так), но и для того, чтобы он вырос во взрослого самостоятельного человека.

В процессе освоения навыков у ребенка:

развивается эмоциональная сфера (уделить внимание близким через действие) и интеллект (осваиваются последовательности действий и их структура);

формируется волевая функция (уметь ждать и довести начатое до конца); развивается моторика и речь (общение со взрослым в процессе обучения); расширяется кругозор (ребенок узнает новое о мире: назначении, свойстве

предметов быта и их истории).

Важно, чтобы в самом начале процесса обучения ребенок почувствовал пользу — эмоциональный и контакт с родителем в процессе совместной деятельности: печь пироги, мыть пол, чистить зубы… Кроме того, для ребенка это первый деловой контакт, в котором он может почувствовать себя успешным, услышанным, равным партнером.

Ребенок учится формировать свою жизнь и уделять внимание другому. Теперь он может не только обнять маму, выражая свои чувства, но помочь ей убрать со стола. Ребенок поймет: чтобы порадовать бабушку можно лечь спать без уговоров.

В «копилку» развития личности, формирования позитивной самооценки, ребенок сможет положить такие знания о себе как: я могу, я могу сам, я достоин, я компетентен, я вырасту в успешного взрослого.

ЧЕМ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА НАВЫКАМ И ПРАВИЛАМ

Одним из самых приятных бонусов обучения ребенка является эмоциональный контакт и живое совместное время. Обучать ребенка стоит тому, что вы любите сами, таким образом, этот процесс будет наполнен приятными моментами.

После того, как ребенок освоит определенный навык (заправлять постель), появится больше свободного времени, которое вы сможете посвятить себе или времени с семьей.

Процесс обучения подарит вам с ребенком множество совместных воспоминаний, будет что вспомнить в будущем. Многие из нас с теплом вспоминают лепку пельменей с бабушкой или рыбалку с отцом, не так ли?

Вы лучше узнаете своего ребенка: если ему всего 2−3 года — в процессе проявятся его склонности, если ребенку больше 6-ти лет, то вы можете открыть новые совместные интересы и укрепить контакт. Повлиять на формирование вкусов ребенка можно только из точки доверительного контакта, в которую вы сможете попасть через совместную деятельность.

Взрослый, обучая ребенка, не только в последствии делает свою жизнь легче, но и сам учится учить. Кроме того, этот навык — обучать другого получаете не только вы, но и ребенок, и вся семья в целом. Каждый член вашей семейной системы приобретает новый skill — быть менеджером! Вы учитесь совместно ставить цели и реализовывать их. Это навык можно прекрасно переноситься в рабочую сферу, ведь менеджерские и тьюторские способности принесут вам только пользу!

О ЧЕМ СТОИТ ПОМНИТЬ

Увлекаясь идеей трансформации своей семьи через обучение детей новым навыкам и введение правил, не забывайте получать удовольствие!

Семья — это место, где должно быть приятно и безопасно находиться, в погоне за новым не забывайте о теплоте и безусловном принятии.

Ставьте ясные и адекватные цели, действуйте сообща и тогда вы достигните желаемых результатов!

Как научить ребёнка использовать алгоритмы самостоятельно?

Эффективным средством развития самостоятельности в процессе обучения являются алгоритмы. Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.

С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами, знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур: умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание.

В доме можно создать образы центров детской деятельности: центр природы, центр экспериментирования, центр познавательного развития, центр музыкального развития и т. д.

Во все центры можно поместить свои алгоритмы действий. Тем самым сделать среду разнообразной и интересной с алгоритмами, схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался самостоятельно в любой вид деятельности. В начале, воспитателю необходимо познакомить детей с алгоритмом, проговорить, объяснить, научить детей «читать алгоритмы». Затем можно проиграть ход выполнения индивидуально или в группе с 2-3 детьми. В дальнейшем ребенок самостоятельно выбирает определённую карточку и действует согласно ей. В двигательном центре можно поместить алгоритм отбивания мяча. В игровой зоне установить схему как сервировать стол, заплести косу кукле, подобрать бант по цвету      и       размеру.       В       центр       экспериментирования       тоже подбираем алгоритм.Например: свойства магнита. В музыкальном уголке у нас представлен алгоритм игры на ложках.

Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности.

Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников, а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности. Алгоритм подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкета

Развитие навыков soft-skills у вашего ребенка посредством создания

алгоритмов.

  1. Считаете ли вы развитие навыков soft-skills важной необходимостью или скоротечной тенденцией?
  2. Какие навыки кажутся вам действительно ценными в развитии вашего ребенка?
  3. Знаете ли вы пути формирования подобных навыков?
  4. Хотелось бы вам получить больше информации о развитии навыков soft

skills?

  1. В какой форме(формах) вы хотели бы узнать о навыках soft skills и их

формировании? (Методическое пособие, родительское собрания, круглые столы, открытые занятия, консультации и т.д.)

  1. Есть ли у вас дома специальные карточки-алгоритмы?
  2. Считаете ли вы важным их использование? Почему?
  3. Какие алгоритмы, на ваш взгляд, являются наиболее ценными?
  4. Хотелось        бы        вам        узнать        больше        о        пользе        и        преимуществах использования алгоритмов?

ПАМЯТКИ

Общие правила развития soft skills

  1. Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.
  2. Будьте примером для детей сами, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения — учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
  3. Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.
  4. Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.
  5. Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.
  6. Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.
  7. Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие рол. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).
  8. Тренинги развития — наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.

10 причин, почему нужно приобретать и развивать навыки soft skills с

детства

  1. На смену конвейеру и потоку в экономике пришли проекты. Для успешной их реализации необходимо взаимодействовать, обсуждать, слушать и слышать, договариваться.
  2. Быстрая обучаемость новому — один из самых востребованных навыков современности. Когнитивная гибкость – залог успеха и профессионального роста и на наемной работе, и в собственном деле.
  3. Креативность очень востребована, причем, во всех сферах, от ландшафтного дизайна до госслужбы. Это не шутка, а объективная реальность. И тот, кто обладает этим навыком, активно его использует и развивает, будет востребован всегда.
  4. Линейное решение проблем и даже системное – уже не в тренде, сегодня подавай комплексное многоуровневое. Этому вполне можно научиться, если регулярно тренироваться. Этому учат, например, в проекте «Лидерландия».
  5. В сфере управления лидерство тоже понимается иначе. Хороший руководитель теперь не выдает волшебные пендели, а вдохновляет, и сотрудники идут на работу как на праздник.
  6. Критическое мышление помогает принимать верные решения в огромном информационном потоке. В жизни, на работе, в бизнесе. Отфильтровать, проанализировать, посмотреть под иным углом, подвергнуть сомнению, вытащить самую суть – вот навыки, которые ценятся.
  7. Эмоциональный интеллект. Только ленивый сегодня об этом не говорит, однако он не перестает быть важным. Экономика, с одной стороны, диктует автоматизацию и цифровизацию, а с другой — формируется на основах эмоционального интеллекта. Он лежит в основе продаж, маркетинга, нетворкинга.
  8. Умение сформировать собственное видение, причем, на перспективу, помогает развивать бизнес. Получается такая трехуровневая пирамида: уловить суть происходящего, сформулировать свое мнение и решительно его реализовать. Профит!
  9. Построение моделей и их масштабирование. Популярные франшизы тому пример. Умение снять успешную модель из одной сферы и применить ее к другой, получив положительный результат, иллюстрируется массовым переходом из профессии в профессию.
  10. Принятие меняющегося мира и высокая адаптивность к переменам. И здесь можно не комментировать. Просто начать это в себе развивать.

Как развить волевые качества у ребенка

Сила воли — важный компонент успеха в учебе и карьере. До вступления во взрослую жизнь ребенок должен научиться планировать время и рассчитывать свои силы, противостоять трудностям и стойко принимать поражения, уметь выполнять скучную и рутинную работу, противостоять стрессам.

Чтобы прокачать эти навыки, родители могут активно вовлекать ребенка в общие семейные дела и давать ему больше автономии. Например, возложить на ребенка ответственность за утренний подъем и собственный тайм-менеджмент, поручить ему часть домашних дел.

Научите ребенка планировать траты: карманные деньги можно складывать в копилку или переводить на детскую банковскую карту. Вместе рассчитайте, сколько времени ему нужно копить, чтобы сделать крупную покупку. Если ребенок достаточно взрослый, помогите ему устроиться на первую работу: она, скорее всего, будет не очень интересной, но зато сделает его более самостоятельным и независимым.

Награждайте ребенка за проявления силы воли. Можно вести календари целей, в которых школьник будет отмечать свой прогресс в каком-то деле: например, четыре недели подряд он пылесосил без напоминаний, или он целый месяц без перерывов делал зарядку, или он исправил плохую оценку.

Топ-5 важнейших Soft Skills для каждого ребенка

  1. Навыки коммуникаций.

Коммуникация – важный элемент социализации. Точнее, без навыка коммуникации ребенок просто не сможет адаптироваться в социуме. Ему следует научиться общаться не только с родителями и бабушкой, но и с другими взрослыми людьми: учителем, тренером, родителями друзей, продавцом в магазине, а также своими ровесниками, детьми постарше и помладше.

  1. Эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать чувства других людей и контролировать свои собственные эмоции. Если с умением воспринимать эмоции других людей дети разбираются достаточно быстро – маленькие манипуляторы моментально чувствуют чужую слабость, то вот взять под контроль свои эмоции детям сложно. Развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку не только взаимодействовать с окружающим миром, но и сохранить его психику, защитить его от насмешек, буллинга, неудач в общении.

  1. Правильная речь.

Правильная речь – это залог того, что ребенок в будущем сможет правильно доносить свои мысли до окружающих, будет услышан и верно понят. Правильная речь включает в себя несколько компонентов:

  1. Умение логично и последовательно формулировать свои мысли.
  2. Отсутствие дефектов дикции.
  3. Правильное звукоизвлечение.
  4. Диафрагмальное дыхание.
  5. Умение контролировать громкость и темп речи.
  6. Координация слуха и голоса.

  1. Тайм-менеджмент.

Да, детям тоже нужно учиться управлять временем. Во-первых, это поможет им везде успевать: делать уроки, заниматься спортом, общаться с друзьями, читать книги. Во-вторых, родители будут избавлены от нытья в духе «мне скучно», потому что ребенку всегда будет, чем заняться. Но для этого навыки управления временем нужно прививать с самого раннего возраста.

  1. Креатив и творческое мышление.

Захочет ли ребенок в будущем стать веб-дизайнером или пожелает быть мастером по ремонту бытовой техники, будет ли он адвокатом или автомехаником – креатив и творческий подход ему всегда пригодятся.

Да, креатив нужен не только при верстке сайтов и приложений, но и при поиске взаимозаменяемых деталей к технике в отсутствие нужных запчастей на складе. К слову, к стиральным машинам и водонагревателям вполне подходят некоторые детали от автомобилей. Но, чтобы начать искать детали к «стиралке» на автобазаре, нужно быть свободным от ограничивающего мышления и шаблонных моделей поведения.

Тут рецепты известны: творческие студии, театральные кружки, музыкальные школы – естественно, с учетом пожеланий и способностей ребенка. И, конечно же, наглядная демонстрация творческого подхода и вариативности решения разных задач в повседневной жизни.

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ С ПОДГРУППОЙ ДЕТЕЙ В ДОУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАРТОЧКИ-АЛГОРИТМЫ?

Целевая аудитория: воспитатели, специалисты, работающие с детьми 5-7 лет ДОУ, родители воспитанников

Цель:        повышение        родительской        компетенции        в        вопросах        применения алгоритмики в образовательном процессе.

Задачи:

  • научить родителей способам составления алгоритма.
  • передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
  • формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование алгоритмов в образовательной деятельности.

Оборудование: несколько видов алгоритмов для рассматривания и обсуждения, инструкции для графического диктанта, бумага в клетку, карандаши, фломастеры, составленные примеры алгоритмов из лего-конструктора на две подгруппы для практической деятельности.

Ход мероприятия:

  1. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители, найдите себе место поудобнее, присаживайтесь. Сегодня мы с вами постараемся разобраться в основах алгоритмики. Как вы думаете, что такое алгоритмика?

АЛГОРИТМИКА – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Давайте попробуем ответить, что такое алгоритм?

  1. Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к исходному результату.
  2. Алгоритм - точное предписание о том, какие действия и в какойпоследовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида.
  3. Алгоритм - последовательность команд для решения поставленной задачи.
  4. Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи.

Итак, алгоритм - система правил, сформулированных на языке понятном исполнителю и определяющих цепочку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий - алгоритмический процесс, а каждое действие - шаг. Процесс разработки алгоритма

- алгоритмизация.

Виды алгоритмов:

  1. Линейные (из простых команд).
  2. Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа). 3.Циклические (если действия повторяются).

Формы алгоритмов:

  1. Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: указания, инструкция.
  2. Наглядные: схемы, формулы.

Организационная часть

Вашему вниманию представлены некоторые виды алгоритмов. Давайте вместе порассуждаем, в каких образовательных областях мы можем их применить (идёт обсуждение)

Для чего в образовательном процессе педагог применяет алгоритмы?

  • развивают логику и мышление, учат легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи;
  • придают развивающий характер обучения;
  • формируют умение планировать свою деятельность и прогнозировать результат;
  • способствуют развитию речи (точность, краткость, доступность).
  • хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие решения, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации.

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы поэтапно (не перескакивать на последующий этап без предварительного).

Младший возраст. Основная задача - подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия). Задается алгоритм с помощью условного знака - стрелки. Состоит алгоритм не более чем из трех действий (шагов).

Средний возраст. Количество действий (шагов) увеличивается до пяти.

Используются специальные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст. Упражнения на освоение алгоритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом. Используются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале. В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

  1. Практическая часть

Сейчас, в современном мире предлагается множество компьютерных программ, устройств, наборов для изучения алгоритмики и программирования. В прошлом году, мы познакомили вас с набором для программирования «Робо-мышь», сегодня мы предлагаем вам другие способы для составления и решения алгоритмов.

(родителям предлагается объединиться в две подгруппы)

1 подгруппа: родителям предлагается выполнить несколько заданий- алгоритмов.

1. Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме, используя цифры.

Задание        на        построение        алгоритма        по        созданию        аппликации,        укажите стрелками.

Самостоятельно с помощью знаков и схем составить алгоритм:

Графический диктант, следуя инструкции, вы получите результат.

2 подгруппа: Закономерность – это повторяемость, последовательность, порядок в явлениях и процессах.

Родителям предлагается найти закономерность: «Закончи ряд», «Продолжи ряд»,

«Дополни ряд». Выполнить задание необходимо в парах.

Рефлексия: Вижу возможность использования алгоритмики в работе с ребенком

  1. Заключительная часть

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам.

Всем спасибо за работу!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития гибких навыков у учащихся требует дальнейшего изучения, однако, появившийся опыт позволяет сделать выводы о возможности ее решения и о значимости продолжения такой работы. В рамках данного методического пособия были рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность формирования soft skills воспитанников ДОУ как комплекса личных качеств, которые позволяют эффективно взаимодействовать и выстраивать коммуникацию с другими людьми. Показаны различные варианты совместной деятельности участников образовательного процесса по выявлению и формированию soft skills у воспитанников ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выступление Президента РФ Владимира Путина на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/wfys2017/articles/4666556
  2. Информационная система сопровождения федеральных инновационных площадок. Инновационный образовательный проект «Комплекс программ дополнительного образования «Успех каждого - наш общий успех» - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fip.kpmo.ru/project/1882/show
  3. Логинова Н.Н., Масленкова И.В. Проект как метод совместной созидательной деятельности педагога и учащихся. // Сб. IV Международной научно- практической конференции «Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации», Издательство: МЦНС «Наука и просвещение» 2018 С. 44-48 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibraru.ru/item.asp?id=36612851
  4. Логинова Н.Н., Михеев В.Р. Диагностика уровня социальной воспитанности учащихся в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Сказка дерева» - Электронный сборник ГЦРДО «Современные подходы к оценке достижений обучающихся», ГЦРДО ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2015
  5. Логинова Н.Н., Михеев В.Р. Использование проектной деятельности как метода обучения на занятиях по художественной обработке древесины в дополнительном образовании детей. // Внешкольник. - № 4 (178) - М., 2017. - С. 23- 28
  6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - [Электронный        ресурс]        Режим        доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
  7. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/75388

  1. Алтыникова Н. В., Барматина И. В. Модель подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата в контексте модернизации педагогического образования // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 3 (39). – С. 12–28.
  2. Богданова Е. В. Конструирование программ внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]: электронное учебно- методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – URL: https://lib.nspu.ru/views/library/63758/ web.php (доступ по паролю).
  3. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-10 // Вестник образования. – 2014. – № 7. – С. 35–51.
  4. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Сфера, 2013. – 95 с.
  5. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал Концепт.

– 2017. – № 10. – С. 28–39.

  1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – СПб: Детство-пресс, 2008. – 176 с.
  2. Korshunova V. V. Practice-Oriented Approach to Training Tutors at the Siberian Federal University // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2019. – Vol. 12 (2). – P. 167–174.
  3. Дикер В. Ю. Способы использования и подбора дидактических материалов у учителей инклюзивных классов // Procedia Social and Behavioral Sciences. – 2009. – Vol. 1. – P. 2758–2762.
  4. Massey O. T. A proposed model for the analysis and interpretation of focus groups in evaluation research // Evaluation and Program Planning. – 2011. – No. 34 (1). – P. 21–28. doi: 10.1016/j.evalprogplan.2010.06.003

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. Модель формирования и развития soft skills

Целостные универсальные компетентности

Компетентностное

Компетентность

Компетентность

мышление

взаимодействия с

взаимодействия с собой

другими (глобальная

(базовая универсальная

компетентность)

грамотность)

“Узкие” умения, применяемые при реализации (Soft skills)

  • Критическое мышление
  • Кооперативность
  • Самоконтроль
  • Исследовательские навыки
  • Системность мышления
  • Способность к сотрудничеству в т. ч. в роли лидера или

участника команды

  • Саморегуляция

  • Самоорганизация
  • Умение решать комплексные задачи
  • Организационные навыки

  • Креативность и др

  • Инициативность и др.

Участники процесса формирования и развития soft skills

  • Учащийся

  • Педагог

  • Родители

  • Образовательная среда
  • Учащийся

  • Коллектив

  • Педагог

  • Родители

  • Образовательная среда
  • Учащийся

  • Педагог

  • Родители

  • Образовательная среда

Пути формирования и развития soft skills

  • Выполнение заданий различной сложности, требующих самостоятельного решения;
  • Обучение в различных творческих коллективах (расширение кругозора);
  • Отстаивание своей точки зрения через участие в дискуссиях семинарах и т. д.;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в организации мероприятий (спортивных, творческих и др.);
  • Творческая деятельность и др
  • Участие в командных мероприятиях, вырабатывающих социальную активность;
  • Работа над командными проектами;
  • Участие в командных мероприятиях (соревнованиях, досуговых мероприятиях и т. д.)
  • Курирование новичков, учащихся младших групп;
  • Наставничество;

  • Участие в общественном молодежном (детском) движении;
  • Волонтерство (добровольчество) и др.
  • Работа над индивидуальными и командными проектами;
  • Участие в мероприятиях соревновательного характера (конкурсы, олимпиады, выставки и т. д.);
  • Межличностное и межвозрастное взаимодействие в образовательном процессе;
  • Ситуация конкуренции;

  • Различного рода выступления и презентации;
  • Система дедлайнов и др.

Таблица 2.        Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информацион но- аналитиче ские

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их

педагогической грамотности

  • Проведение        социологических        срезов, опросов
  • «Почтовый ящик»
  • Индивидуальные блокноты

Познавательные

Ознакомление родителей        с

возрастными и психоло гическими особенностями                детей дошкольного возра ста. Формирование        у                роди телей        практических навыков                воспитания детей

  • Семинары-практикумы
  • Тренинги
  • Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
  • Мини-собрания
  • Педагогический брифинг
  • Педагогическая гостиная
  • Устные педагогические журналы
  • Игры с педагогическим содержа нием
  • Педагогическая        библиотека        для родителей
  • Исследовательско-проектные,        ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление эмоцио нального                контакта между        педагогами, родителями, детьми

  • Совместные досуги, праздники
  • Выставки работ родителей и детей
  • Кружки и секции
  • Клубы        отцов,        бабушек,        дедушек, семинары, практикумы

Наглядно-ин формационные: информационно- ознакоми тельные;        ин формационно- просветительские

Ознакомление родителей        с        работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания                                детей. Формирование                        у родителей                знаний        о

воспитании и развитии детей

  • Информационные        проспекты        для родителей
  • Альманахи
  • Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
  • Дни (недели) открытых дверей
  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
  • Выпуск стенгазет
  • Организация мини-библиотек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...