«Конструктивное взаимодействие в образовательной среде между воспитателем детского сада и детьми раннего возраста»
статья
Важным фактором и условием эффективного и образовательного процесса выступает конструктивное взаимодействие его субъектов между собой.
Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей - предметно-практических и психологических действий.
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации обучающегося. Его дополнительный эффект - межличностное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке воспитателя и детей раннего возраста.
Конструктивное взаимодействие воспитателя и детей раннего возраста следует рассматривать как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслами деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Саенко Н.А.
«Конструктивное взаимодействие в образовательной среде между воспитателем детского сада и детьми раннего возраста».
Важным фактором и условием эффективного и образовательного процесса выступает конструктивное взаимодействие его субъектов между собой.
Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей - предметно-практических и психологических действий.
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации обучающегося. Его дополнительный эффект - межличностное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке воспитателя и детей раннего возраста.
Конструктивное взаимодействие воспитателя и детей раннего возраста следует рассматривать как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслами деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями. Как это реализовать?
Прежде всего, ребенок должен почувствовать себя принятым педагогом. Для этого, по возможности, воспитатель акцентирует внимание ребенка на его позитивных качествах. Очень полезно применять воодушевляющие высказывания. Например, «Я заметила, что тебе нравится рассматривать эту книжку», «Я вижу, как ты усердно трудишься», «Ты нашел способ сделать, так, чтобы у тебя получалось сделать что то»…и т.п.
Очень важно подчеркивать ценность собственного мнения детей, их права на свою точку зрения, отличную от окружающих. Воспитателю необходимо уметь проявлять внимание и уважение к рассуждениям воспитанников, касающимся его интересов. Например: «Хорошо, что ты уже научился понимать и у тебя появилось своё мнение по поводу этой ситуации». При этом надо поддерживать и побуждать высказываться тех детей, которые держат свое мнение при себе. Например: «Нам с детками в нашей группе очень хочется узнать и твое мнение, скажи, что ты думаешь по этому вопросу». Ребенок, к которому обращаются подобным образом, убеждается, что его точка зрения важна для воспитателя.
Необходимо сказать и об оценивании успехов детей. Они с особой остротой воспринимают низкую оценку их деятельности. Следует учитывать, что малыш воспринимает оценку воспитателя как оценку собственной личности.
Необходимо помнить, что особое чувство обиды и унижения вызывает у ребенка сопоставительное оценивание. Когда его неудачи сравнивают с успехами его товарищей, он думает: «Значит, все хорошие, только я один плохой». Поэтому воспитателю необходимо помнить о том, что сравнивать ребенка можно только с ним самим и желательно без свидетелей. Тогда это будет способствовать повышению его самооценки и самоценности в образовательном процессе.
При работе с детьми раннего возраста, воспитатель содействует развитию его личностной рефлексии.
Важно отметить, что вероятны 2 противоположных результата:
- Пессимистический, что провоцирует пассивность, бездействие, отказ от мечты, неверие в успех;
- Оптимистический, побуждающий к активному действию, преодолению себя и обстоятельств, поиску и реализации способов самоутверждения.
Здесь важно не прекратить сомнения и внутренний самоанализ в целом, но направить их на работу с собой. И тогда мы будем иметь дело с «рефлексивной самокритикой творческой личности», а не с «пониженным самоуважением невротика». Итак, для развития оптимистической рефлексии у детей со стороны воспитателя необходимо:
- Побуждение их к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий: «как я делал в начале года» и «как я научился делать к концу года», каких результатов добился, какие трудности преодолел, идя к цели.
- Научить ребенка определять границу своего незнания и делать целенаправленный запрос к различным источникам (взрослые, книги, сверстники) для его ликвидации.
- Вербализировать (выразить словами) чувства ребенка в той или иной ситуации. Например, «Я понимаю, что ты расстроился, когда у тебя не получилось выполнить задание…». Через отражение эмоций воспитатель, с одной стороны, помогает самому ребенку лучше понять себя, а с другой стороны – показывает, что понимает его состояние.
- Дети, глядя на нас, учатся адекватно реагировать в проблемных ситуациях. Поэтому важно, чтобы педагог сам хорошо разбирался в своих чувствах, понимал их, тем самым предоставляя ребенку образец рефлексирующего взрослого. В этом случае воспитателю полезно употреблять в своих обращениях к воспитанникам Я – сообщение. Например: «Я огорчена, что ты играл во время занятия. Я переживаю, что ты не узнал новую тему».
Перечисленный комплекс социально-педагогических условий обеспечивает эффективность взаимодействия между воспитателем и детьми раннего возраста.
Показателями успешности конструктивного педагогического взаимодействия педагога и воспитанника следует считать проявление в детях таких личностных характеристик, как:
- Позитивная мотивация к познанию, учебной и общественно значимой деятельности;
- Осознанная активность в учебной деятельности;
- Социальная активность, способность к сотрудничеству;
- Самостоятельность и инициативность;
- Сформированность гуманистических ценностей;
- Удовлетворённость учебным взаимодействием.
Способность организовать конструктивное взаимодействие - один из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: учебно-методическое пособие / под ред. М.И. Лукьяновой. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2006. - 176 с. 2. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога / В.Н. Максимова. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 99 с. 3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. / А.В.Хуторской. - М.: Владос, 2005. - 383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с песком в детском саду с детьми раннего возраста.
Автором представлена картотека игр с песком на прогулке с детьми раннего возраста ...
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО тема: “Здоровый ребенок – успешный ребенок”
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптими...
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Методическая разработка : «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»тема: “Здоровый ребенок – ...
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптими...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ» (Ранний возраст)
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка....
Консультация для воспитателей детского сада Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Консультация для воспитателей детского сада "Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению"...