Проект "Экспериментирование в детском саду с детьми раннего возраста"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 38 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
«Экспериментирование в детском саду с детьми раннего возраста»
Составители:
Игнатьева С.Н., воспитатель
Санкт-Петербург
2019-2020г.
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | Экспериментирование в детском саду с детьми раннего возраста |
Тип проекта | Исследовательско- творческий |
Продолжительность | Долгосрочный (октябрь 2019 – май 2020г.г.) |
Автор проекта | Игнатьева С.Н., воспитатель |
Участники проекта | По составу участников: - групповой (воспитатели, дети, родители); По содержанию: -интегративный (2 и более образовательных областей). |
Актуальность (проблема) | Детям, безусловно, интересно знать, о том что происходит вокруг. Недаром дошколят называют почемучками, но рассказать и объяснить почему происходит так а не иначе, очень трудно. В этом нам на помощь приходит детское экспериментирование. Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование, так как именно эксперимент и составляет основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Экспериментирование в раннем возрасте является методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Поэтому необходимо создать такие условия, которые способствовали бы проявлению развития самостоятельной исследовательской активности малыша в течении всего года. Расширяя экспериментальное поле ребенка, мы обогащаем предметно – пространственную среду группы всем необходимым. |
Цель проекта | Сформировать развитие познавательного интереса, способствовать развитию творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования. |
Задачи проекта | Обучающие: Дать теоретические знания, формировать у воспитанников практические приёмы и навыки в работе с предметами неживой природы. Развивающие: Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии. Воспитывающие: Содействовать воспитанию интереса к экспериментированию. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Формировать навыки сотрудничества. |
Ожидаемые конечные результаты (предполагаемые результаты) | - для детей: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, познавательные мотивации, формирование познавательных действий, и первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы. Предполагает формирование элементарных экологических представлений, развитие познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование). - для педагогов: Обмен информацией и картотекой материалов по неживой природе; - для родителей: предполагает развитие интересов и развитие познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование). Консультация «Игры с природными материалами неживой природы» |
Продукт проектной деятельности | - фото-альбом наблюдений и экспериментирования с объектами неживой природы |
Ресурсное обеспечение проекта | 1.Комплексы игр для экспериментирования, картотеки, иллюстрации. 2. Методическая литература * А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Ростов-на-Дону «Феникс» 2016г * О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», Издательство «Мозаика – синтез» 2007г * М.В. Коробова; Р.Ю. Белоусова «Малыш в мире природы», Москва «Просвещение» 2006г * Т.Н. Зенина «Ознакомление детей раннего возраста с природой», Педагогическое общество России, Москва 2006г |
Образовательные области | Познание, социализация, речевое развитие. |
Этапы реализации проекта |
Проведение мониторинга. Форма работы: индивидуальная. Объем работы : 22 человека. Методика мониторинга: Выявление познавательного интереса в процессе наблюдений, манипулирование предметами, рассматривание объектов природы.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса (тематическое планирование образовательной деятельности по проекту; содержание образовательной деятельности).
Создание фотоальбома «Наблюдение и экспериментирование с объектами неживой природы». Изготовление картотеки опытов с объектами неживой природы. |
Перспективное планирование по работе с детьми
Месяц/ неделя | Тема | Задачи, реализуемые в образовательной области | Программное содержание | Формы, методы, способы | Виды деятельности детей | Характер взаимодействия участников общеобразовательных отношений | Материалы и оборудование |
Октябрь | «Золотой ковёр» (наблюдения за осенними листочками) | Развивать сенсорное восприятие, эмоциональный отклик, побуждать называть листочки разного цвета | Осенние листочки меняют цвет (становятся желтыми, красными) | Игра «Осень наступила», беседы, наблюдения | Наблюдения за листочками осенью, чтение стихов | Эмоциональное благополучие. Развитие познавательной активности | Листья разного цвета, разного размера. |
Ноябрь | «Походим по листочкам» (свойства листьев – сухие/мокрые) | Познакомить со свойствами листьев | Сухие листья под ногами шуршат, ломаются, мокрые прилипают к ногам. | Игра «Шур – шур – шур», беседы, наблюдения, показ приемов. | Экспериментирование с листочками. | Атмосфера гуманного и доброжелательного отношения | Площадка детского сада, листочки. |
Декабрь | «Чудесный мешочек» (природный материал) | Познакомить с разным природным материалом (желуди, шишки и т.д.) | Обследование предметов природного происхождения (на ощупь). Шишки шершавые – желуди гладкие. | Игра «На что похоже?», беседы, наблюдения, показ приемов. | Обследование природных материалов | Вариативное использование природных материалов | «Чудесный мешочек» (природный материал) |
Январь | Свойства магнита (притягивает металлические предметы) | Познакомить со свойствами магнита | Магнит притягивает металлические предметы | Игра «Ловись, рыбка, большая и маленькая» беседы, наблюдения | Экспериментирование с магнитом. | Творческий характер, организация эксперимента. | Ёмкость с водой, металлические предметы, магнит. |
Февраль | Свойства бумаги (толстая, тонкая) | Познакомить со свойством бумаги | Тонкая бумага мнется, можно скрутить ладошками, толстая трудно мнется. | Игра «Сделай самолётик», беседы, наблюдения, показ приемов. | Экспериментирование с бумагой. | Свободный от обязательств. | Бумага разного качества. |
Март | Свойства глины и камня. | Познакомить со свойствами глины и камня. | Предложить слепить что-нибудь из мокрой глины, камень твердый, он не мнется, из него нельзя лепить. | Игра «Фантазия», беседы, наблюдения, показ приемов. | Экспериментирование с мокрой глиной и камнями. | Уважительное отношение ко всем участникам. | Глина, камешки. |
Апрель | «Солнечные зайчики» | Развивать зрительное ощущение, формировать представление о свете и темноте, показать как с помощью зеркала отражать солнечный луч. | Поймать с помощью зеркала лучик и обратить внимание на то, как солнечный зайчик прыгает по стенке. | Игра «Где ночует солнышко?», беседы, наблюдения, показ приемов. | Экспериментирование с зеркалом в солнечную погоду. | Соблюдение правил безопасности. | Зеркальце. |
Май | Просеиваем чисто – чисто (песок и камешки) | Показать как с помощью сита можно делить песок и камешки | Перемешать песок и камешки, отделяя песок и камешки с помощью сита | Игра «На поиски клада», беседы, наблюдения, показ приемов, труд. | Экспериментирование с ситом (отделение камешков от песка) | Эмоциональное благополучие, развитие познавательной активности. | Сито, песок, камешки. |
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
Дата | Мероприятие | Форма работы |
Октябрь | «Наблюдения за осенними листьями» | Советы родителям, анкета |
Ноябрь | «Поделки из листьев» | Конкурс |
Декабрь | «Игры с предметами неживой природы» | Консультация |
Январь | «Эксперименты с магнитом в домашних условиях» | Папка – передвижка |
Февраль | Игры с бумагой разной консистенции (мероприятие с родителями) | Индивидуальная |
Март | «Игры с глиной и камешками» | Оформление стенда |
Апрель | Помочь приобрести зеркала для экспериментирования. | Индивидуальная |
Май | «Какие эксперименты нравятся вашим детям?» | Анкета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Проект по адаптации детей к детскому саду в группе раннего возраста «Здравствуй детский сад.»
Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.Творческое название: «Здравствуй детский сад»Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.Автор проекта: ...
Картотека игр с песком в детском саду с детьми раннего возраста.
Автором представлена картотека игр с песком на прогулке с детьми раннего возраста ...
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО тема: “Здоровый ребенок – успешный ребенок”
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптими...
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Методическая разработка : «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»тема: “Здоровый ребенок – ...
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптими...
«Конструктивное взаимодействие в образовательной среде между воспитателем детского сада и детьми раннего возраста»
Важным фактором и условием эффективного и образовательного процесса выступает конструктивное взаимодействие его субъектов между собой.Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совм...