Проект "Экспериментирование в детском саду с детьми раннего возраста"
проект (младшая группа)

Игнатьева Светлана Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_detskom_sadu_19-20.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 38 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«Экспериментирование в детском саду с детьми раннего возраста»

Составители:

Игнатьева С.Н., воспитатель

Санкт-Петербург

2019-2020г.

Паспорт проекта

Полное наименование проекта

Экспериментирование в детском саду с детьми раннего возраста

Тип  проекта

Исследовательско- творческий

Продолжительность

Долгосрочный (октябрь 2019 – май 2020г.г.)

Автор проекта

Игнатьева С.Н., воспитатель

Участники проекта 

По составу участников:

-  групповой (воспитатели, дети, родители);

По содержанию:

-интегративный (2 и более образовательных областей).

Актуальность (проблема)

Детям, безусловно, интересно знать, о том что происходит вокруг. Недаром дошколят называют почемучками, но рассказать и объяснить почему происходит так а не иначе, очень трудно. В этом нам на помощь приходит детское экспериментирование. Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование, так как именно эксперимент и составляет основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Экспериментирование в раннем возрасте является методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Поэтому необходимо создать такие условия, которые способствовали бы проявлению развития самостоятельной исследовательской активности малыша в течении всего года. Расширяя экспериментальное поле ребенка, мы обогащаем предметно – пространственную среду группы всем необходимым.

Цель проекта

Сформировать развитие познавательного интереса, способствовать развитию творческой инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования.

Задачи проекта

Обучающие:

Дать теоретические знания, формировать у воспитанников практические приёмы и навыки в работе с предметами неживой природы.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

Воспитывающие:

Содействовать воспитанию интереса к экспериментированию. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Формировать навыки сотрудничества.

Ожидаемые конечные результаты

(предполагаемые результаты)

- для детей:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, познавательные мотивации, формирование познавательных действий, и первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы. Предполагает формирование элементарных экологических представлений, развитие познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование).

- для педагогов:

Обмен информацией и картотекой материалов по неживой природе;

- для родителей:

предполагает развитие интересов и развитие познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование). Консультация «Игры с природными материалами неживой природы»

Продукт проектной деятельности

- фото-альбом наблюдений и экспериментирования с объектами неживой природы

Ресурсное обеспечение проекта

1.Комплексы игр для экспериментирования, картотеки, иллюстрации.

2. Методическая литература

* А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Ростов-на-Дону «Феникс» 2016г

* О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», Издательство «Мозаика – синтез» 2007г

* М.В. Коробова; Р.Ю. Белоусова «Малыш в мире природы», Москва «Просвещение» 2006г

* Т.Н. Зенина «Ознакомление детей раннего возраста с природой», Педагогическое общество России, Москва 2006г

Образовательные области

Познание, социализация, речевое развитие.

Этапы реализации проекта

  1. Организационный этап.

Проведение мониторинга.

Форма работы: индивидуальная.

Объем работы : 22 человека.

Методика мониторинга:

Выявление познавательного интереса в процессе наблюдений, манипулирование предметами, рассматривание объектов природы.

  1. Практический этап.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса (тематическое планирование образовательной деятельности по проекту; содержание образовательной деятельности).

  1. Заключительный этап.

Создание фотоальбома «Наблюдение и экспериментирование с объектами неживой природы». Изготовление картотеки опытов с объектами неживой природы.

Перспективное планирование по работе с детьми

Месяц/

неделя

Тема

Задачи,  реализуемые в образовательной области

Программное содержание

Формы, методы, способы

Виды деятельности детей

Характер взаимодействия участников общеобразовательных отношений

Материалы

и оборудование

Октябрь

«Золотой ковёр» (наблюдения за осенними листочками)

Развивать сенсорное восприятие, эмоциональный отклик, побуждать называть листочки разного цвета

Осенние листочки меняют цвет (становятся желтыми, красными)

Игра «Осень наступила», беседы, наблюдения

Наблюдения за листочками осенью, чтение стихов

Эмоциональное благополучие.

Развитие познавательной активности

Листья разного цвета, разного размера.

Ноябрь

«Походим по листочкам» (свойства листьев – сухие/мокрые)

Познакомить со свойствами листьев

Сухие листья под ногами шуршат, ломаются, мокрые прилипают к ногам.

Игра «Шур – шур – шур», беседы, наблюдения, показ приемов.

Экспериментирование с листочками.

Атмосфера гуманного и доброжелательного отношения

Площадка детского сада, листочки.

Декабрь

«Чудесный мешочек» (природный материал)

Познакомить с разным природным материалом (желуди, шишки и т.д.)

Обследование предметов природного происхождения (на ощупь). Шишки шершавые – желуди гладкие.

Игра «На что похоже?», беседы, наблюдения, показ приемов.

Обследование природных материалов

Вариативное использование природных материалов

«Чудесный мешочек» (природный материал)

Январь

Свойства магнита (притягивает металлические предметы)

Познакомить со свойствами магнита

Магнит притягивает металлические предметы

Игра «Ловись, рыбка, большая и маленькая» беседы, наблюдения

Экспериментирование  с магнитом.

Творческий характер, организация эксперимента.

Ёмкость с водой, металлические предметы, магнит.

Февраль

Свойства бумаги (толстая, тонкая)

Познакомить со свойством бумаги

Тонкая бумага мнется, можно скрутить ладошками, толстая трудно мнется.

Игра «Сделай самолётик», беседы, наблюдения, показ приемов.

Экспериментирование с бумагой.

Свободный от обязательств.

Бумага разного качества.

Март

Свойства глины и камня.

Познакомить со свойствами глины и камня.

Предложить слепить что-нибудь из мокрой глины, камень твердый, он не мнется, из него нельзя лепить.

Игра «Фантазия», беседы, наблюдения, показ приемов.

Экспериментирование с мокрой глиной и камнями.

Уважительное отношение ко всем участникам.

Глина, камешки.

Апрель

«Солнечные зайчики»

Развивать зрительное ощущение, формировать представление о свете и темноте, показать как с помощью зеркала отражать солнечный луч.

Поймать с помощью зеркала лучик и обратить внимание на то, как солнечный зайчик прыгает по стенке.

Игра «Где ночует солнышко?», беседы, наблюдения, показ приемов.

Экспериментирование с зеркалом в солнечную погоду.

Соблюдение правил безопасности.

Зеркальце.

Май

Просеиваем чисто – чисто (песок и камешки)

Показать как с помощью сита можно делить песок и камешки

Перемешать песок и камешки, отделяя песок и камешки с помощью сита

Игра «На поиски клада», беседы, наблюдения, показ приемов, труд.

Экспериментирование  с ситом (отделение камешков от песка)

Эмоциональное благополучие, развитие познавательной активности.

Сито, песок, камешки.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

Дата

Мероприятие

Форма работы

Октябрь

«Наблюдения за осенними листьями»

Советы родителям, анкета

Ноябрь

«Поделки из листьев»

Конкурс

Декабрь

 «Игры с предметами неживой природы»

Консультация

Январь

«Эксперименты с магнитом в домашних условиях»

Папка – передвижка

Февраль

Игры с бумагой разной консистенции (мероприятие с родителями)

Индивидуальная

Март

«Игры с глиной и камешками»

Оформление стенда

Апрель

Помочь приобрести зеркала для экспериментирования.

Индивидуальная

Май

«Какие эксперименты нравятся вашим детям?»

Анкета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Проект по адаптации детей к детскому саду в группе раннего возраста «Здравствуй детский сад.»

Тема проекта: Адаптация детей к условиям детского сада.Творческое название: «Здравствуй детский сад»Тип проекта: Практико-ориентировочно-творческий.Автор проекта: ...

Картотека игр с песком в детском саду с детьми раннего возраста.

Автором представлена картотека игр с песком на прогулке с детьми раннего возраста ...

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО тема: “Здоровый ребенок – успешный ребенок”

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптими...

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Методическая разработка : «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»тема: “Здоровый ребенок – ...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптими...

«Конструктивное взаимодействие в образовательной среде между воспитателем детского сада и детьми раннего возраста»

Важным фактором и условием эффективного и образовательного процесса выступает конструктивное взаимодействие его субъектов между собой.Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совм...