Авторская разработка. «Сетевая школа для молодых педагогов «Растишка» как одна из форм развития системы наставничества».
методическая разработка
В муниципальных дошкольных образовательных организациях города Лабытнанги длительный период отсутствовали группы младенческого и раннего возраста, так как воспитатели стали работать исключительно с детьми не младше 3-х лет.
В настоящее время в детских садах города оборудованы группы для детей младенческого и раннего возраста, но воспитателей, умеющих работать с такими детьми, практически нет. Молодым педагогам, пришедшим после окончания учебного заведения, которые, в большинстве своем отучились заочно, сложно работать с детьми младенческого и раннего возраста. Так как они имеют теоретические знания, а практических навыков им не хватает.
В связи с чем, на муниципальном уровне, на базе детского сада «Едэйко» была организована сетевая школа для молодых педагогов «Растишка», основанная на системе наставничества, для преодоления дефицита практических навыков у молодых педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_ya_nastavnik.docx | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Едэйко»
Название работы: «Сетевая школа для молодых педагогов «Растишка» как одна из форм развития системы наставничества»
Номинация: Авторская разработка
Гудимчик Елена Владимировна
Педагог-организатор
Содержание
1.1. Введение. | 3 |
2.1. Основная часть. | 4 |
2.2. Мотивация. | 8 |
3.1. Заключение. | 9 |
Ищите себе такого наставника, который уже добился того, о чем мечтаете вы. Ищите наставника, который уже стал тем, кем бы вы желали видеть себя». Ренди Гейдж |
Введение
В муниципальных дошкольных образовательных организациях города Лабытнанги длительный период отсутствовали группы младенческого и раннего возраста, так как воспитатели стали работать исключительно с детьми не младше 3-х лет.
В настоящее время в детских садах города оборудованы группы для детей младенческого и раннего возраста, но воспитателей, умеющих работать с такими детьми, практически нет. Молодым педагогам, пришедшим после окончания учебного заведения, которые, в большинстве своем отучились заочно, сложно работать с детьми младенческого и раннего возраста. Так как они имеют теоретические знания, а практических навыков им не хватает.
В связи с чем, на муниципальном уровне, на базе детского сада «Едэйко» была организована сетевая школа для молодых педагогов «Растишка», основанная на системе наставничества, для преодоления дефицита практических навыков у молодых педагогов.
Основная часть
В 2020-2021 и в 2021-2022 учебных годах я была куратором сетевой школы для молодых педагогов «Растишка». На уровне заместителей заведующих МАДОО и методистов определяется круг молодых педагогов, которые нуждаются в практической помощи наставников.
Приказом Управления образования города Лабытнанги был определен список педагогов-обучающихся и педагогов-наставников.
Педагогами-наставниками были разработаны:
- примерная циклограмма работы педагогов-наставников;
- электронный мониторинг для педагога-наставника;
- памятка для молодого педагога.
Также педагоги-наставники разработали методический материалам к двум учебным Кейсам по темам: «Особенности организации образовательной деятельности в группе младенческого возраста» и «Особенности организации образовательной деятельности в группе раннего возраста».
Срок освоения каждого учебного кейса составляет один учебный год (с сентября по май).
Содержание кейсов разрабатывалось самими педагогами-наставниками под руководством куратора и координатора сетевой школы. Каждый кейс имеет в своем содержании 10 тем, распределенных в трех модулях:
Модуль 1 – Теория (комплект теоретического и дидактического материала);
Модуль 2 – Практика (серия практических мероприятий, организуемых педагогом-наставником для закрепленных за ним обучающихся педагогов). Мероприятия могут проводится индивидуально или с подгруппой молодых специалистов в режиме наставник + практикант. При этом педагог-наставник руководствуется в своей деятельности следующими принципами:
- «Я расскажу, а ты послушай»;
- «Я покажу, а ты посмотри»;
- «Сделаем вместе»;
- «Сделай сам, а я подскажу»;
- «Сделай сам и расскажи, что ты сделал».
Общение с молодым педагогом проходило очно, а в период пандемии в очно-заочном формате, с применением современных интернет-технологий (Skype/ Viber/ Вконтакте). Также была организована онлайн — поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, Youtube и т. д.).
Модуль 3 - Контроль знаний (On-Line тестирование. По окончании обучения по каждой теме педагог-обучающийся проходил тест на платформе Google Forms). Педагоги-обучающиеся по результатам прохождения обучения и успешно пройденных тестов получили сертификат об окончании обучения в сетевой школе для молодых педагогов «Растишка».
Включение молодого педагога в группы раннего возраста имеет свои особенности. Педагог посещает одну группу (в которой работает педагог-наставник) в целях повышения комфортности для него и для детей группы, чтобы впоследствии, они перестали обращать на него внимание и педагог «став своим» в группе может видеть процесс воспитания и образования, что называется «в штатном режиме».
Составляется примерный план-график совместно проводимых занятий (игр, режимных моментов, мастер-классов, тематических мероприятий и проч.), циклограмма совместной работы, где педагог-наставник исполняет роль «организатора», а молодой педагог его «ассистент».
Результатом такой совместной работы является опыт практического общения молодого педагога со всеми участниками образовательного процесса во взаимодействии. Молодой педагог может понять на практике, как применяется та или иная форма работы с детьми раннего возраста, либо технология, как проходит процесс выбора педагогических методик, как общаться с родителями.
На протяжении всего периода обучения, посредством электронной почты, педагоги-наставники делились своими методическими наработками, видеофрагментами занятий, режимных моментов со всеми участниками сетевой школы.
В рамках плана работы осенней межмуниципальной педагогической сессии для педагогических работников дошкольного образования – 2021 в онлайн формате посредством платформы для проведения видеоконференций BigBlueButton со своим опытом по теме: «Эффективные методы и приемы работы с детьми раннего возраста. Делимся опытом» успешно выступили педагоги-наставники.
В рамках плана работы весенней педагогической сессии муниципальной системы образования педагогов дошкольного образования – 2022 в онлайн-формате с использованием облачной платформы BigBlueButton своим опытом по теме: «Современные подходы и технологии для формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста» поделились как педагоги-наставники, так и обучающиеся сетевой школы.
Для сотрудников ДОУ на Яндекс Диске создана папка «Методический интенсив», в которой хранятся видеоматериалы на разные темы: режимные моменты, сенсорное развитие, дорожки здоровья, дидактические материалы, бизиборды, предметы-заместители в игре, сюжетные игры для активизации речи, сказка, как средство развития речи и др. Это очень удобно тем, что посмотреть обучающий материал можно в любое время и нет большого скопления людей в группе (как правило малыши при других людях ведут себя иначе).
Ссылка на видео материалы ДОУ методический интенсив https://disk.yandex.ru/d/uYCHuVvsscHyMw
Кроме освоения тем кейсов, планом-графиком сетевой школы предусматриваются ежемесячные общие встречи-практикумы для педагогов-наставников, обучающихся педагогов, координатора и куратора сетевой школы, на которых предполагается обсуждение проблем и затруднений, знакомство с нормативными документами дошкольного образования и методиками раннего развития детей, а также выступления молодых педагогов перед знакомой аудиторией о своих педагогических находках, своем опыте, с целью их обучения деловому общению, навыкам публичного выступления.
Мотивация
Как научить чему-либо взрослого человека, как передать ему знания? Люди учатся на своем опыте и собственных переживаниях, что напрямую связано с мотивацией.
Проблема многих новых сотрудников заключается в том, что они хотят работать, но не обладают достаточными умениями. Цель наставничества - помочь молодому специалисту, позволить ему кроме желания приобрести и возможности для продуктивной деятельности.
В моей наставнической деятельности молодые специалисты находились в ситуации готовности «Не могу - хочу». Педагоги были открыты к диалогу, получению новых знаний, соответственно с ними было легко взаимодействовать, делиться опытом.
Обучение молодого специалиста может происходить спонтанно (если он, например, наблюдает за работой своего коллеги) или намеренно (если он записывается на курсы и получает новые знания). Приобретая опыт, педагог сознательно или бессознательно рефлексирует, делает выводы, а при выполнении нового задания планирует и выполняет уже другие действия.
Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.
На мой взгляд наставник — это человек с большим жизненным и профессиональным опытом, который знает и подскажет, как решать те или иные задачи и готов не просто учить, а направлять молодого коллегу и совместно с ним преодолевать все трудности становления в профессии. Его обучаемый должен постоянно находиться в ситуации успеха и всегда получать помощь и поддержку.
Заключение
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Это достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
В результате этой совместной работы у молодого педагога формируются следующие умения: ориентироваться в разнообразных методиках раннего развития детей с целью грамотного применения той или иной методики (или их совокупности) для полноценного развития ребенка; грамотно создавать условия для гармоничного и всестороннего развития ребенка раннего возраста в своей группе; консультировать родителей по вопросам возрастных особенностей детей раннего возраста; проводить самоанализ своей деятельности, видеть затруднения, работать с педагогической литературой, анализировать педагогический опыт; приобретать навыки делового общения в педагогическом коллективе, публичного выступления; умение применять коммуникативные способности для решения профессиональных задач, желание участвовать в инновационной деятельности.
В результате моей наставнической деятельности молодой специалист нашего сада Кожевникова Ксения Петровна стала лауреатом муниципального «Конкурса профессионального мастерства – 2023» в номинации «Педагогический дебют».
Нормативно-правовая база наставнической деятельности.
Правовой основой работы Сетевой школы и сетевого наставничества являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.15, ст.16);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;
- приказы Управления образования города Лабытнанги «Об утверждении модели муниципальной методической системы по формированию среды личностного и профессионального развития педагогов, основанной на принципах сетевого взаимодействия», «Об организации работы сетевой школы молодых воспитателей «Растишка»;
- Положение о сетевой школе молодых воспитателей «Растишка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Беседа - как одна из форм развития речи детей"
Консультация для воспитателей детского сада....
Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Мастер класс для педагогов...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника»
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его худ...
Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"
Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными методиками обучения пе...
Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления...
Мастер-класс для родителей и педагогов «Использование виртуальной экскурсии, как одно из форм развития познавательно-речевого развития»
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в создании и использовании виртуальной экскурсии, как одной из эффективных форм познавательно - речевого развития у дошкольников.Задачи:-п...