Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
«Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
- Задачи мастер-класса: передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
- формирование у участников мастер – класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности
Материал и оборудование для опытов:
На каждого педагога:
стаканчики, шаблоны цветов, карандаши, емкость с водой для выполнения опыта, газированная вода, виноград, апельсины, одноразовые тарелки, спички, вода, ½ листа с нарисованными свечкой зонтик, гуашь или акварельные краски, кисти, непроливайки, медальки.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
Тема мастер-класса “ Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников”.
Как сказал Н. Н. Поддьяков
«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
- Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
- Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
- Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
- Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Метод экспериментов способствует формированию таких качеств личности.
II Практическая часть.
А сейчас я приглашаю вас в сказку. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес»
Слайд 1
Экспериментирование через сказку «Путешествие Алисы в мир чудес»
Слайд 2
Жила была девочка Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды она услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг ее дома, ведь она была еще маленькая и никогда нигде не бывала и ничего не видела. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Слайд 3
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Слайд 4
Опыт №1 Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Слайд 5
Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова пропадают. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Слайд 6
Опыт № 2 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку ( пластилин). Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка (пластилин) вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Слайд 7
Опыт № 3Взять емкость с водой и положил в него апельсин. Он остался плавать на поверхности. Потом почистить апельсин и снова положить его в емкость с водой. Апельсин утонул! Почему так произошло?
Вывод: В кожуре апельсина содержаться пузырьки воздуха, поэтому апельсины в кожуре не тонут. Этот же принцип действует и в подводной лодке
Слайд 8
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Слайд 9
Опыт № 4 Возьмите 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Вывод: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Слайд 10
Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она обратила внимание на то, что она осталась сухой после дождя. Как же это произошло?
Слайд 11
Опыт № 5.Нарисуйте белой парафиновой свечой на бумаге контур рисунка (зонтик) и раскрасьте акварельными красками.
Вывод: из-за того, что воск отталкивает воду – места с восковым контуром останутся белыми, в то время как лист будет полностью закрашен краской.
Слайд 12
Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, но у нее осталось много вопросов:
Почему же распускаются цветы?
Почему плавают рыбки?
Почему не тонет апельсин?
Почему ветки распрямляются?
Почему можно выйти сухим из воды?
- Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» сказал Климент Аркадьевич Тимирязев.
Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование - одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»
Презентация «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»...
"Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Выступление на районном семинаре...
Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления...
"Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Выступление на районном семинареЭкспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковСлайд №1 Мне в...
Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
laquo;Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развит...