Консультация «Камешки марблс- разноцветное счастье для детей»
консультация (старшая группа)
Вся жизнь ребенка- игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику- необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация «Камешки марблс- разноцветное счастье для детей» | 21.49 КБ |
Консультация «Камешки марблс- разноцветное счастье для детей» | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Камешки марблс- разноцветное счастье для детей»
Вся жизнь ребенка- игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику- необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой- приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.
Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Задачи, которые реализуются при игре в Марблс:
- формирование ориентировки на листе бумаги;
- обогащение словарного запаса;
- знакомство с различными видами сенсорных эталонов;
- формирование умения детей сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер);
- развитие сложных координированных движений рук и моторики пальцев;
- развитие памяти, внимания и логического мышления детей;
- развитие фантазии и творческого воображения.
Все эти задачи можно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
Дидактические игры с шариками Марблс и камешками формируют точное и полное восприятие свойств предметов. Словесные обозначения свойств и качеств данного материала обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмыслению воспринимаемого. Различные виды игр и игровых упражнений предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса.
Перечень игр с Марблс и их описание:
«Тучка и капельки»
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.
Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.
«Пройди по дорожкам»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки.
Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.
«Выложи по контуру»
Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Задание:
1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.
2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
«Змейка»
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.
«Гирлянда»
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
Игра «Абракадабра».
Родители предлагают выбрать камешек марблс, придумать и изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми отрицательными качествами и чертами характера. По окончании дети рассказывают о своем герое.
«Волшебный мешочек».
1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Развитие пространственных представлений
1. Помоги бабочке долететь до цветка.
2. Помоги двум друзьям встретиться.
3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом . Например: мячик, столик, фантик и т. д.
Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Задание: Родители дают устные задания: Положите красный камушек в центр листа. Синий- в левый верхний угол, зеленый- в правый верхний угол, синий- в правый нижний; зеленый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль родителем. Родители предлагают эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
«Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.
Развитие тактильных ощущений.
Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: предлагается найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
«Знакомство с буквами»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы.
Развитие счета.
«Весёлый счёт»
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
Математические игры с камешками.
Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:
- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот.
Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
- Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и динозавров.
- Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.
Игра «Сортируем камешки».
По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки;
По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера - для маленьких, средних, больших камней;
По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра - для овальных камней, круглых;
По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах».
По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.
Положительный эмоциональный настрой.
Самостоятельные игры. Дети придумывают сюжет сами.
Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:
Гигиена рук.
Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.
Предварительный просмотр:
«Камешки марблс- разноцветное счастье для детей»
Вся жизнь ребенка- игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику- необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой- приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.
Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Задачи, которые реализуются при игре в Марблс:
- формирование ориентировки на листе бумаги;
- обогащение словарного запаса;
- знакомство с различными видами сенсорных эталонов;
- формирование умения детей сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер);
- развитие сложных координированных движений рук и моторики пальцев;
- развитие памяти, внимания и логического мышления детей;
- развитие фантазии и творческого воображения.
Все эти задачи можно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
Дидактические игры с шариками Марблс и камешками формируют точное и полное восприятие свойств предметов. Словесные обозначения свойств и качеств данного материала обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмыслению воспринимаемого. Различные виды игр и игровых упражнений предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса.
Перечень игр с Марблс и их описание:
«Тучка и капельки»
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.
Задание: Выложить камешками Марблс синего цвета капельки Тучке. Камешки могут быть разного размера.
«Пройди по дорожкам»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват шарика кистью руки.
Задание: взять камешки Марблс и выложить цветные дорожки, разного цвета.
«Выложи по контуру»
Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Задание:
1) предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.
2) Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.
«Змейка»
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.
«Гирлянда»
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
Игра «Абракадабра».
Родители предлагают выбрать камешек марблс, придумать и изобразить с помощью камня вымышленное существо, обладающее любыми отрицательными качествами и чертами характера. По окончании дети рассказывают о своем герое.
«Волшебный мешочек».
1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Развитие пространственных представлений
1. Помоги бабочке долететь до цветка.
2. Помоги двум друзьям встретиться.
3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом . Например: мячик, столик, фантик и т. д.
Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Задание: Родители дают устные задания: Положите красный камушек в центр листа. Синий- в левый верхний угол, зеленый- в правый верхний угол, синий- в правый нижний; зеленый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль родителем. Родители предлагают эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
«Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.
Развитие тактильных ощущений.
Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: предлагается найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
«Знакомство с буквами»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы.
Развитие счета.
«Весёлый счёт»
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
Математические игры с камешками.
Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:
- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
- Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот.
Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
- Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и динозавров.
- Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.
Игра «Сортируем камешки».
По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки;
По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера - для маленьких, средних, больших камней;
По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра - для овальных камней, круглых;
По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах».
По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.
Положительный эмоциональный настрой.
Самостоятельные игры. Дети придумывают сюжет сами.
Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:
Гигиена рук.
Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей»
Рассмотрение современной методики применения нетрадиционной технологии в образовательной деятельности с детьми...
Мастер – класс для родителей «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей»
- познакомить родителей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей; - мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях; - использовать нетра...
«Камешки Марблс –разноцветное счастье для детей»
Использование игр и упражнений в старшем дошкольном возрасте. Камешки Марблс - это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка....
«Камешки Марблс –разноцветное счастье для детей»
Использование игр и упражнений в дошкольном возрасте...
Буклет "Камешки марблс. Разноцветное счастье для детей"
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждаю...
Мастер – класс для молодых педагогов детского сада «Камешки – марблс - разноцветное счастье для детей»
Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков «Марблс» в обучении детей....
«Камешки марблс- разноцветное счастье для детей»
Вся жизнь ребенка- игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стим...