«Старооскольская глиняная игрушка - Барашек»
методическая разработка (подготовительная группа)
Большие возможности для формирования у дошкольников чувства гордости, воспитания «патриотизма наследника» представляет Белгородский край, с его богатой историей боевого и трудового прошлого. История области полна переломными событиями, самобытной культурой, военными подвигами и трудовыми достижениями своих жителей. Богатый архитектурными памятниками, чудесными уголками природы, родной край славен и своими людьми. Белгородцы помнят о тех, кто жил здесь до них, освобождал землю в годы Великой отечественной войны, трудился так, чтобы регион становился с каждым годом все прекрасней. Именно в социокультурном пространстве Белгородской области заложен огромный воспитательный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vospitatelnoy_praktiki_barashek.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Скрыпченко Наталья Михайловна
Сценарий воспитательной практики, раскрывающий потенциал социокультурного пространства Белгородской области
для воспитания детей дошкольного возраста
Тема: «Старооскольская глиняная игрушка - Барашек»
Цель: знакомство со старооскольскими глиняными игрушками. Совершенствовать знание детей об истории родного края традициях и обычаях своего народа, народных умельцах.
Задачи.
Образовательные задачи: познакомить детей с народным творчеством, учить различать особенности формы, строения игрушки, учить сравнивать дымковскую и старооскольскую игрушку - Барашка.
Изобразительные и технические задачи: совершенствовать умение детей лепить старооскольскую глиняную игрушку (передавая их характерные особенности: удлинённое туловище, короткие ноги); закрепить последовательность лепки и приёмы: раскатывание между ладонями, вытягивание, выравнивание, примазывание. Умение пользоваться стекой при разрезании ног.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народному искусству, бережное отношение к изделиям народных промыслов; чувство любви и гордости за родной край.
Оборудование и материалы:
Раздаточный: глина на каждого ребёнка, доска для моделирования, влажные салфетки, стеки, пиалы для воды.
Демонстрационный: изделия народных промыслов для ярмарки: борисовская керамика, хохломская посуда, дымковские игрушки, старооскольские игрушки.
Проектор, музыкальный центр, фонограмма русской народной музыки.
Предварительная работа: лепка дымковских игрушек; рассматривание иллюстраций по народным промыслам; работа с раскрасками «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома». Заучивание пословиц и поговорок о труде и мастерстве. Рассказ о народных промыслах Белгородского края; использование различных дидактических игр
Предполагаемый результат: ребенок научится работать с глиной, лепить глиняную игрушку - Барашка.
Ценность-доминанта: Родина, красота, культура.
Педагогическая целесообразность: Актуализация ценностей: культура – знакомство с культурой и народным творчеством Белгородской области.
Ход воспитательной практики:
1. Мотивационно-побудительный этап
Звучит русская народная музыка
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям улыбнитесь, поклонитесь, да скорее ко мне обернитесь.
На экране появляется слайд с изображением старого города (см. картинки)
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что здесь изображено? Можно ли догадаться, какие люди живут в этих домах? (необычные люди, веселые и т. д.)
Воспитатель. А почему вы так думаете? (Дома яркие, красивые, необычные)
Воспитатель. И действительно, ребята, в этих красивых домах живут замечательные люди, талантливые мастера. А вы хотели бы попасть в этот город? Но тогда разрешите зачитать приглашение.
Педагог зачитывает текст приглашения.
«Внимание! Внимание! Город Мастеров приглашает гостей! Но ворота в город Мастеров откроются только тогда, когда каждый из вас вспомнит и назовёт пословицу или поговорку о труде и мастерстве. Тот, кто назовёт правильно - пройдёт в ворота города!»
- Ну что, друзья мои, справимся с заданием? Ну, тогда в путь? А идти всегда веселее с песней, правда, ведь? (идут «змейкой» под веселую песню).
2. Организационно-поисковый этап
Воспитатель. Вот мы и в городе. Но вы же помните, что мы должны сделать дальше? И поэтому, я предлагаю поиграть в игру «Ворота города»
Каждый из детей называет пословицу или поговорку о труде, тем самым образуя пары. Становится первая пара, сделав ворота из рук, следующая пара проходит через них.
Варианты пословиц и поговорок:
• Каков мастер, такова и работа.
• От добрых рук ничего не уходит.
• Мастера по работе видно.
• Всякая работа мастера хвалит.
• Землю красит солнце, а человека труд.
• Труд кормит, а лень портит.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Воспитатель. А вот и город Мастеров, какой красивый домик. Давайте сделаем так, я пойду, посмотрю, кто там живет, а вы меня подождите (воспитатель заходит в домик, накидывает на себя платок, и исполняет далее роль Хозяйки).
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в город Мастеров. А хозяйка здесь я:
Солнце разгорается, наша ярмарка открывается!
Приглашаю всех на ярмарку, на весёлую, удалую!
Ах, ярмарка хороша!
Ах, ярмарка весела!
Игрушки я слепила, да вас сюда я пригласила.
А игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски -
Простой казался бы узор, но отвести не в силах взор!
Хозяйка. О каких игрушках идет речь?
Дети. Дымковских.
Хозяйка приглашает детей в «дымковскую деревню».
Хозяйка. Как дымком повеяло! Вы чувствуете запах дыма?
Дыхательная гимнастика
(дети глубоко вдыхают носом и делают выдох через нос)
- Почему игрушки, которые вы видите, называются дымковские?
- Из какого материала они сделаны?
- Что любили лепить дымковские мастера? (барышней, уточек, лошадок)
- Какие краски используют дымковские мастера?
- Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
- Какое настроение создают такие игрушки?
- А вы знаете ребятки, что дымковские мастера, после работы, любили играть в весёлые игры. В одну из них мы сейчас и поиграем.
Русская народная подвижная игра «Заря - заряница»
Цель: воспитание патриотических чувств у детей посредством русской народной игры.
Оборудование: лента, музыкальное сопровождение.
Ход игры. Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «Заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:
«Заря - заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые, за водой пошла!»
При произнесении последних слов, водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берет её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй».
Правила: нельзя пересекать круг, играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.
После игры путешествие по ярмарке продолжается
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда,
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары.
Хозяйка. А ещё на нашей ярмарке среди этих игрушек есть светло-коричневые игрушки (СЛАЙД). Их изготавливают в городе Старый Оскол Белгородской области.
Родился город на Осколе
Давно в седую старину.
Став крепостью по царской воле,
Он грудью защищал страну….
- Поэтому их называют старооскольскими игрушками. Издавна славилась Старооскольская земля гончарами.
- Кто из вас знает, кто такой гончар? Что изготавливает мастер-гончар?
Дети. Мастер-гончар изготавливает разнообразную посуду: кувшины, горшки, кружки, миски, кринки.
Хозяйка. Из чего он мастерит свои изделия?
Дети. Гончар мастерит свои изделия из глины.
Хозяйка. Ребята, гончарный промысел был одним из древнейших. Вокруг города располагались многочисленные залежи глины. Целые семьи занимались гончарным делом. И почти всюду лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки: коников, баранов, медведей, всадников, барынь. Занимались этим женщины и дети, лепили и расписывали после обжига в печах (горнах – показ на слайде). Старооскольскую игрушку легко отличить от других – она не чем не красится, не глазуруется. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера.
- Посмотрите, какие весёлые, забавные игрушки сделали добрые руки мастера. Хозяйка предлагает детям рассмотреть старооскольские глиняные игрушки.
3. Практический этап
Хозяйка. Все, кто попадает в нашу страну, становятся чудо-мастерами. Предлагаю вам сегодня ненадолго стать старооскольскими мастерами. У меня есть волшебная глина, из которой я научу вас лепить глиняную игрушку - барашка. Ну что готовы, стать мастерами, аль нет? А давайте пока поиграем с пальчиками, главными нашими помощниками, и приступим к работе!
Пальчиковая гимнастика «Гончары»
Вот что только захотим, мы из глины смастерим. (Растирают руки)
Кусочек глины разомнем, лепить игрушку мы начнем.
(Сжимают, разжимают ладошки)
Слепим, пригладим, на полочку посадим, (гладят поочередно руки)
Чтоб игрушка подсыхала, чтоб игрушка оживала. (Машут ладонями)
А чтоб игрушка была рада,
Нам её украсить надо! (Хлопают в ладоши)
- Проходите в мастерскую, присаживайтесь (дети рассаживаются за столами).
- Прежде чем начать лепить Барашка, рассмотрим, из каких он частей состоит.
Дети. Туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, рожки.
- Какой формы туловище у Барашка? Каким способом будем его лепить?
Дети. Туловище у Барашка продолговатое, мы будем лепить его приемом вытягивания и выравнивания.
Хозяйка. Я буду лепить вместе с вами. Разделите глину на два комочка -большой и маленький. Из большого куска раскатываем туловище. С одной стороны, делаем надрез стекой и формируем ножки. Надрез делать ровно, чтобы обе ножки были одинаковые. С другой стороны, формируем головку - вытягиваем мордочку, уши, рога - можно сделать из отдельного комочка глины.
- Вот уже готово туловище, ноги передние и голова. Осталось сделать задние ножки. Какой приём будем использовать, прикрепляя задние ноги?
Дети. Мы будем использовать прием примазывания.
- Правильно. Только не забудьте сгладить все углы при формировании ног. Ножки должны быть ровные, гладкие. При сглаживании используйте воду.
Хозяйка напоминает детям правила работы с глиной:
- Если сохнут руки? (намочить водой).
- Если глина трескается? (затереть водой, стекой, мокрой тряпочкой).
- Если руки грязные? (вытираем тряпочкой).
Хозяйка. Скажите, друзья мои, а какие у Барашка рога? Верно, рога загнутые.
- А как мы будем лепить кудряшки для Барашка?
Дети. Мы будем лепить тонкие «веревочки» и скручивать их в «улиточку».
- Да, ребята, этот способ лепки нам знаком, и «кудряшки» будем выкладывать по форме туловища.
Дети лепят и дополняют свои работы деталями: ушки, глаза, голова. По необходимости Хозяйка оказывает помощь тем детям, кто испытывает затруднения.
3. Рефлексивно-корригирующий этап
Хозяйка. Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Недаром на Руси говорили: «Каков мастер, такова и работа»
- Все ли игрушки ладные?
- С каким новым промыслом вы познакомились?
- Чем же староскольский Барашек отличается от дымковского?
- Каким способом лепили Барашка?
- Важно ли то, что вы сегодня вылепили? Для чего это может пригодиться в дальнейшем?
Хозяйка. Ребята, конечно же, ваши глиняные Барашки по-своему хороши, получились аккуратные и не похожие друг на друга. Спасибо, вам за работу. Я думаю, что город Мастеров очень рад, что у него появились такие друзья, как вы! Теперь свои работы вы можете просушить, а затем их раскрасить по желанию. Ну а вам пора возвращаться в детский сад, к своим друзьям! До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой» Подготовительная группа
Занятие по декоративно-прикладному искусству знакомит с народным промыслом Белгородской области - Старооскольской глиняной игрушкой. Раскрывает историю её возникновения, характерные особенности г...
Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.
Формирование патриотического сознания через знакомство с народной глиняной игрушкой....
ЯРМАРКА ПО ПРОДАЖЕ СТАРООСКОЛЬСКИХ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК
Воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству....
Конспект НОД «Старооскольская глиняная игрушка»
Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе....
Конспект НОД по лепке для детей старшей группы «Старооскольская глиняная игрушка «Барашек»
Цель: совершенствовать умение детей лепить старооскольские глиняные игрушки (передавая их характерные особенности: удлинённое туловище, короткие ноги); закрепить последовательность лепки и приём...
Старооскольская глиняная игрушка
Старооскольская глиняная игрушка стала одним из "Сокровищ России" по результатам голосования журнала National Geographic Traveler....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Глиняная игрушка. Изготовление глиняной игрушки по народному образцу».
Онакомление детей с народной тамбовской игрушкой (Федоровской) и характерными для неё элементами росписи....