ЯРМАРКА ПО ПРОДАЖЕ СТАРООСКОЛЬСКИХ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯРМАРКА ПО ПРОДАЖЕ СТАРООСКОЛЬСКИХ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК
(конспект образовательной деятельности для детей
старшего дошкольного возраста)
Курилова Т.М.
воспитатель, МБДОУ «Колокольчик» п.Чернянка
Цель: воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с народной игрушкой, народным промыслом. Расширять знания о характерных особенностях Старооскольской глиняной игрушке, ее узорах.
Развивающие: развивать творчество, чувство цвета, формировать эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за русский народ.
Материал и оборудование: компьютер, презентация, диск с народными мелодиями, шапка скомороха, игра «Карусель», Старооскольские игрушки, их силуэты , краски, вода, кисти, салфетки.
Предварительная работа:
-беседы о народных промыслах, обычаях и традициях русского народа;
-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;
-изодеятельность детей на темы народных промыслов;
-разучивание потешек, песенок, частушек, народных игр;
-создание уголка «Белгородоведение».
Звучит веселая музыка, воспитатель в шапке скомороха зазывает на ярмарку:
Ярмарка! Ярмарка!
Широкая ярмарка!
Проходите! Заходите!
Хотите - смотрите!
Деньги есть - купите!
Ребята! Хотите пойти на ярмарку?
Ярмарка - это радостное, веселое, праздничное настроение, это шутки, игры.
Проводится народная игра «Тетера»: выбираются 2 ведущих, которые образуют ворота, взявшись за руки. Остальные дети змейкой проходят сквозь ворота, приговаривая: «Тетера шла, моховая шла, шла по каменю, да по раменю, сама прошла, детей провела, самого лучшего оставила!» На последних словах ворота смыкаются и в них остается 1 или 2 ребенка. Они становятся ведущими.
Вновь звучит веселая народная музыка.
Дети подходят к столам, где выставлены Старооскольские игрушки.
Дорогие господа!
Посмотрите все сюда!
Игрушки Старооскольские
На все манеры!
Вот вам барыни
А вот и кавалеры!
У барынь алые щеки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь базар обойдете-
Лучше барынь не найдете!
Игрушки из Оскола всюду славятся,
Проходите скорее, вам понравятся!
Играть любят все, даже взрослые. А вот этими фигурками из глины можно и играть, и свистеть, и любоваться. Раньше такие игрушки были в каждом доме. Есть они у вас? Хотите иметь такие игрушки? Называются они Старооскольские.
Родился город на Осколе
Давно в седую старину.
Став крепостью по царской воле,
Он грудью защищал страну.
-И назвали люди этот город Старый Оскол.
Здесь любили песни, пляски,
Здесь рождались чудо - сказки,
Вечера зимой длинны-
И лепили там из глины.
Вокруг города располагались огромные залежи глин . Целые семьи занимались гончарным делом. Повсюду лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки: коников, баранов, медведей, всадников, барынь, нянь. Даже женщины и дети лепили игрушки и расписывали их после обжига в печах (горнах).
(Воспитатель показывает презентацию «Старооскольская глиняная игрушка».)
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Разноцветные кружочки,
И полосочки, и точки.
Простой, казалось бы, узор ,
Но отвести не в силах взор.
Старооскольскую игрушку легко отличить от других - они не красятся и не глазируются. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера.
Давайте рассмотрим игрушки получше.
Вот олень:
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Длиннорогий, желторотый
Мчится глиняный олень.
(Дети берут в руки, рассматривают, называют элементы узора.)
Краше всех индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
(Дети находят сходства и различия с дымковскими игрушками)
Вот барашек-свисток.
Левый рог-завиток,
Правый рог-завиток,
На груди - цветок.
(Дети пробуют посвистеть.)
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Дети сравнивают роспись 2-3 барышень.)
А за ними кони, кони.
Вновь за тридевять земель
И пестреет от погони
Глиняная карусель.
А какая же ярмарка без карусели! Садитесь, ребята!
Игра «Карусель»: дети берутся за ленточки, прикрепленные к зонтику, идут и бегут по кругу со словами:
Еле – еле, еле – еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
1 и 2, 1 и 2 – вот и кончилась игра!
Дети! Вам понравились глиняные старооскольские игрушки?
Кто какую игрушку хочет купить?
Подходите! Покупайте! Лучшую выбирайте!
(Дети «покупают» игрушки, рассматривают их, делятся впечатлениями, поют частушки.
- Я куплю себе свистульку – буду трели выводить,
Мастеров Старооскольских никогда нам не забыть!
- Старооскольские игрушки - сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы, можем быть и среди нас!
Хотите стать мастерами и сделать игрушку? Выбирайте любой силуэт и проходите за столы. Что вам надо для работы? Берите. Я тоже буду мастерицей и разукрашу уточку.
(Звучат русские народные мелодии.)
Дети украшают свои игрушки. Педагог напоминает о элементах узора. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл: круги – солнце, волнистые линии – вода, маленькие кружочки – семена.
Показываю свою игрушку:
Зовут ее народная игрушка.
В местных лесах зародилась,
Оскольской глиной заводилась,
Из песочка нашей речки,
Обжигалась в жаркой печке,
Краской яркой покрывалась,
На ярмарке широкой продавалась!
Ребята! Мне так понравилось разукрашивать игрушки, что я хочу еще взять одну и разукрасить ее другим узором. Если и вам понравилось – возьмите и вы. Если вы считаете, что вам достаточно одной – возьмите ее домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/18/picture-123400-1350579515.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой» Подготовительная группа
Занятие по декоративно-прикладному искусству знакомит с народным промыслом Белгородской области - Старооскольской глиняной игрушкой. Раскрывает историю её возникновения, характерные особенности г...
Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.
Формирование патриотического сознания через знакомство с народной глиняной игрушкой....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1134413-1600763728.jpg)
Конспект НОД «Старооскольская глиняная игрушка»
Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе....
Конспект НОД по лепке для детей старшей группы «Старооскольская глиняная игрушка «Барашек»
Цель: совершенствовать умение детей лепить старооскольские глиняные игрушки (передавая их характерные особенности: удлинённое туловище, короткие ноги); закрепить последовательность лепки и приём...
«На ярмарке русских народных глиняных игрушек.»
Путешествие на ярмарку русских народных глиняных игрушек....
Старооскольская глиняная игрушка
Старооскольская глиняная игрушка стала одним из "Сокровищ России" по результатам голосования журнала National Geographic Traveler....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-931254-1706553694.jpg)
«Старооскольская глиняная игрушка - Барашек»
Большие возможности для формирования у дошкольников чувства гордости, воспитания «патриотизма наследника» представляет Белгородский край, с его богатой историей боевого и трудового п...