Семинар -практикум "Народный календарь, как средство приобщения дошкольников к народной культуре".
консультация

Игнатьева Наталья Викторовна

Народный календарь, как средство

 приобщения дошкольников к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_21.10.2021._ignateva_n.v.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Народный календарь, как средство

 приобщения дошкольников к народной культуре.

        Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процесс воспитания   способствует развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

        Исследовательница детского фольклора Галина Дайн пишет в своей книге «Детский народный календарь»: «Большинство из нас – городские жители. Находясь в своих квартирах, мы почти перестали ощущать великую радость пребывания в нашем общем доме – в Природе…

С давних времен народ вел свой дневник природы, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит, когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.

        Такой дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывая о погоде и предстоящих сменах времен года.

        Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках и обрядах, где им отводилась особая роль. Кроме того, у ребят был и свой собственный календарь. Его традиции тоже переходили из поколения в поколение, от подраставших – к младшим».

        В работе по народному календарю помогают - месяцесловы - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» – это богатый источник информации о приметах каждого дня, мудрости наших предков. Народный календарь используется в процессе знакомства детей с временами года, с животным и растительным миром. 

        Народный календарь исключает использование каких-либо наглядных пособий. Все проводится в естественных условиях, чтобы дети могли видеть настоящие деревья, цветы, траву, кустарники.

        Все виды сезонных работ, которые проводятся в детском саду совместный труд на огороде, в цветнике на участке дошкольного учреждения, организация выставок работ из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями, проведение субботников, озеленение территории дошкольного учреждения -  разовьёт наблюдательность и любовь к родной природе.

        А использование закличек, пословиц, поговорок, стихов, загадок, примет - научит нас владеть полнее и искуснее русским словом - русскою складною речью.

Народный календарь.  Приложение 1

        Следующий этап при ознакомлении с народным календарем совместное проведение народных праздников.

        В старину говорили: мы трудимся, чтобы праздновать». Народные праздники также связывались с календарём и были привязаны к труду крестьянина на земле.

            Праздники разнообразны по содержанию и форме. Игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок позволяют дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Каждый праздник имеет свою структуру.  В основу сценария может быть положено участие двух хозяюшек, которые знакомят детей с традициями, обрядами, обычаями. Используются заклички, хороводы из русских народных игр, соответствующих сезону. В конце каждого праздника детям можно вручить обрядовое угощение или подарок-оберег: жаворонки, блины, яйца.

Дидактическая игра «Угадай праздник по описанию».     Приложение 2

        

        Во время многих праздников изготовляли кукол-оберегов. Куклы-обереги имели большое значение для наших предков, являлись частью культуры всего человечества. Как любое действо, изготовление календарных народных кукол часто опиралось на различные важные даты. Именно поэтому существует календарь изготовления народной тряпичной куклы.

        Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.
Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.
 

        Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.  

Проводится русская народная игра.

        Таким образом – народный календарь неотъемлемая часть народной культуры наших предков, который позволяет приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство маленького гражданина.

Приложение

Приложение 1. Народный календарь.

Вопросы - викторины.

1. Это явление, называемое бабий пояс, краса, ясновка. Существовало поверье о том, что не её концах повешено по котелку с золотыми монетами. Её представляли, как змею, которая спускается на землю и пьет воду из рек, колодцев. Радуга

2. Какой месяц называют: студень, хмурень, ледостав, рекостав? (Декабрь, т. к. он землю студит, небо хмурит, приходит время ранних сумерек, замерзают реки и водоёмы).

3. О каком месяце говорят: полночь года и почему? (О декабре.  Самые длинные ночи. Самый тёмный месяц)

4. Какой месяц назывался «утром весны и утром года» (Март).

5. Кто купается в муравейнике? (Тетерева. Они, как домашние куры, «купаются» в земле, чтобы избавиться от насекомых. В лесу самое удобное место для такого «купания» - старый заброшенный муравейник).

6. С какой стороны дерева нужно искать грибы? (с северной. У грибов нет зелёных листьев, и солнце им не нужно. Грибам нужна влага)

7. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клёна).

Приложение 2. «Угадай праздник по описанию».

Праздник ремесленников и кузнецов. Эти святые покровители женских ремесел. В это день устраивали благотворительные базары. Первая встреча зимы. «… - об осени поминки» (Кузминки).

В начале зимы на Руси отмечали весёлый праздник, устраивались зимние гуляния. В этот день парни гадали о невестах. Почет был девушкам с аналогичным именем праздника (Катерина-санница).

В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран птицы, и первая из них - жаворонок. Бывает, что жаворонки прилетают и раньше, но эти птицы погибают. Этот праздник можно назвать детским: накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков», а утром, в день' праздника, раздают их детям. Когда жаворонки поспеют, дети берут их и гурьбой, с криками и звонким смехом, бегут закликать жаворонков (Сороки).

Этот день считался пастушьим праздником. В этот день выполняли ритуалы, направленные на защиту скотины, перед тем как выпустить ее в первый раз на выпас. Пастух обходил стадо с иконой, произносил охранительные заговоры, совершал ритуальные действия, просил защитить стадо от хищных зверей.  (Егорьев день)

Этот день праздновался в честь летнего солнцеворота. Люди обращались к Солнцу - огню небесному во время проявления его высших творческих сил с благодарностью за свет и тепло. Повсюду жгли костры, олицетворявшие торжество летнего солнца, а также обладавшие силой уничтожать болезни. Поэтому люди прыгали через костер, сжигали свои сорочки и больных родственников, пропускали скот через кострище, очищая его тем самым от болезней и оберегая от дурного глаза. Девушки гадали о своей судьбе, спуская сплетенные венки по реке, наблюдая за их движением. (Иван-Купала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...